Цели: Выявить зарождение математики как науки в эпоху Петра I, способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся 7-ых классов; содействовать повышению досуговой культуры общения учащихся; реализовать межпредметные связи.
Исследовательские задачи учащихся:
1. Изучить жизнь и деятельность
ученого-математика Л. Магницкого.
2. Расширить знания, полученные на уроках истории
и на уроках внеклассного чтения по литературе об
эпохе Петра I; раскрыть прогрессивный характер
петровских преобразований.
Оформление вечера:
Сцена оформлена в виде каравеллы с натянутыми парусами белого и голубого цветов с эпиграфом:
Рожденный к скипетру простер работе руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил войну в трудах,
Землях далеких был и странствовал в морях,
Се есть Петр – Отечества отец!
Ведущий 1 Хастаев Семен, ученик 7 “б” класса.
Ведущий 2 Чердонова Шура, ученица 7 “а” класса.
Вед1. Уважаемые дамы и господа! Разрешите начать представление “Зарождение математики как науки в эпоху Петра I” (слайд 1).
Вед2. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромные преобразования в стране. С них начался путь России из отсталости.
Вед1. В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигать намеченные цели.
Вед2. В 1711году, отправляясь в Прутский поход, царь учредил Сенат? получивший название Правительствующего. Сенат стал высшим законодательным, распорядительным и судебным органом при государе. Первоначально Сенат включал 9 персон, назначенных самим Петром из особо доверенных лиц. ( Входит секретарь)
Секретарь: Милостивые господа!
Вашему вниманию я представляю глубокоуважаемый Сенат, который изволит обсудить сегодня основные направления реформы государя нашего Петра I.
(Входят представители Сената, кланяются зрителям, кладут свои папки и садятся за стол.)
Секретарь. Государь наш батюшка царь Петр Великий
(Сенаторы встают, вытягиваются по стойке “Смирно”. Входит царь, быстрым шагом проходит к столу, останавливается, опирается ладонями на стол, грозно осматривает собравшихся)
Секретарь Сенат сегодня собрался для обсуждения основных реформ государя нашего. О создании мощной регулярной армии доложит господин фельдмаршал граф Борис Шереметьев
Секретарь О создании российского флота доложит адмирал Якоб Лефорт.
(Учащиеся 7 “а” класса рассказывают о создании российского флота, а учащиеся 7 “б” класса – о создании регулярной армии.)
Петр I – Воины! Вот, пришел час, который решит судьбу человечества. Итак, вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра I, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, православную нашу веру и церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.
(Петр, закончив речь, правую руку вытягивает вперед, характерным жестом и так застывает, а вместе с ним и сенаторы. Звучат фанфары)
Секретарь Милостивые господа! Дабы неведением никто не отговаривал, сим сообщаю всем вам о том, что государь наш Петр Великий всемерно способствовал укреплению государства Российского. Он навеки изменил судьбу России, завоевав ей место Великой Державы. (Занавес)
Вед1. В эпоху Петра I произошли большие перемены в области просвещения, науки и культуры. Более чем в 40 городах страны были открыты “цифирные школы”. Издавались учебные пособия, словари, буквари.
Вед2. Таким образом, не закон божий, а практические науки начинают занимать главное место в обучении.
Вед1. Учились в школах того времени много и трудно. Учебный день длился 8-9 часов. Каникулы были короткими – на рождественские праздники и один месяц летом. Учение продолжалось долгие годы.
Вед2. Ученикам приходилось почти все заучивать наизусть, зазубривать, т.к в учебниках было много иностранных терминов
Вед1. Многие учителя были иностранцы, плохо владевшие русским языком. Что-нибудь разъяснить, растолковать эти учителя были не в состоянии.
Вед.2. В школах применялись жестокие наказания. За пропуск занятий – розги, за более серьезные проступки (пьянство, воровство)-плеть, арест, ссылка на каторгу.
(Cлова ведущих сопровождаются на сцене показом немой сценки)
Вед1. Жизнь властно требовала подготовки, своих специалистов: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов и многих других. Для изучения наук россиян посылали за границу. (Входит Пётр со свитой )
Петр I и свита.– Довольно уж “робяток” посылать на учебу в Голландию, Англию, Венецию! Самим их надобно учить
Вед2. Петр I отправился смотреть московскую Сухареву башню. (Слайд 2). (Петр со свитой проходят в зал, обойдя первый ряд, останавливаются возле слайда).
Петр I. Подойдите сюда! Быть тут школе навигацкой!
Служивый 1. Государь Петр Алексеевич, сие заведение для детей только дворянских, да боярских?
Петр I. Брать в учение всех добровольно хотящих. Из разных сословий. Лишь бы были башковиты.
Служивый 2. А кто же там будет отроков обучать уму-разуму?
Петр I. Пригласил я мужа ученого заморского по рекомендации известного математика и астронома Галилея и кличут его – Генри Фархварсон.
Фархварсон. Неллоу! (говорит на английском об имени) Простите, я плёхо говорить по рюсски!
Служивый 3. А я знаю нашего человека сведущего в математике – это Леонтий Филиппович Магницкий. (Слайд3)
Вед2. Русский математик и педагог. Был высокообразованным человеком не только в области математики. Его предисловие к учебной книге “Арифметика сиречь наука числительная” говорит о том, что Л.Ф. Магницкий был хорошо знаком с риторикой, стихосложением, владел греческим, латинским, итальянским и немецкими языками.(слайд4)
Вед1. Огромная эрудиция, тонкое владение педагогическим мастерством позволили Л. Ф. Магницкому создать учебную книгу по математике, на которой в течение многих лет воспитывалось не одно поколение россиян.
Вед2. “Арифметика” Магницкого является первым фундаментальным трудом в истории русской математики. Михаил Васильевич Ломоносов называл ее “вратами учености”. (Слайд5)
Вед1. По этой книге, не имеющей альтернативы с точки зрения равного значения в истории русского математического просвещения, учились многие поколения россиян
Вед2. Славим царя-батюшку, сию науку своевременно развившего, позволившего столь великое множество умных голов на Руси вырастити. (Уходят )
Вед1. Не только грамотными хотел видеть Петр I молодых людей, но и культурными, он сам составил инструкцию, которая излагала правила поведения молодых людей в семье, в гостях в общественных местах и на службе.
Вед2. В 1718 году Петром I была учреждена Ассамблея. Ассамблеи устраивались поочередно у богатых вельмож. Прийти в ассамблею мог каждый знатный или богатый человек без приглашения. (Слайд 6 )
Вед1. Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. Здесь обсуждались вопросы деловой жизни, играли в шашки, беседовали, танцевали.
Вед2. Дорогие друзья. Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею.
(На сцене сидят дамы, мужчины читают газету, играют в шахматы, пьют чай)
Под музыку девушки в бальных платьях танцуют. (Слайд 7)
Вед1. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. В петровскую эпоху Россия превратилась в сильную державу. Петр I является одной из самых заметных фигур в мировой истории. (Слайд 8)