Цели: Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.
Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.
Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.
- А как люди знакомятся?
А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.
2. Сообщение темы.
А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)
Итак, мы отправляемся в сказку.
Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.
Если очень захотеть
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться!
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!
3. Проверка домашнего задания.
- Вы любите сказки?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)
А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.
По щучьему велению
По моему хотению.
Сказка начнись!
Каждая команда считает количество слов.
- Сколько слов вы насчитали?
- А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?
Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.
А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.
4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.
- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
- А кто автор этой сказки?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
- Назовите героев сказки.
- Как солдат обратился к хозяйке? Каким голосом нужно читать эти слова?
- А дальше в сказке как называют старуху? Почему?
- Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?
- Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?
5. Словарная работа.
Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.
Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.
Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.
Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.
Эти слова обозначают качества характера.
- А к какому герою они подходят?
6. Физминутка.
7. Работа в группах.
Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
Доброе дело без награды не останется.
- По адресу ли приехали пословицы?
А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?
8. Инсценирование сказки.
Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”
9. Итог урока.
Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.
10. Домашнее задание.
Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.