Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Участники: обучающиеся 9-10 классов.

Форма: интеллектуальный ринг.

Цель: обобщение полученных знаний.

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств личности;
  • дать возможность обучающимся высказать своё мнение в публичном выступлении;
  • научить слушать и принимать мнение оппонента;
  • развивать устную речь обучающихся.

Оборудование: два «круглых стола» для двух команд, «Корзина проблем» с карточками, песочные часы (3 мин. и 1 мин.), листы с тестами, таблички с номерами раундов, листы для написания названия команд, листы с тестами, листы со словами для 4 раунда, грамота для победителя, призы для всех игроков.

Заранее назначается жюри,  арбитр, «хранитель времени» (тот, кто строго следит за временем, отведённым для выполнения задания, в его ведении находятся песочные часы), ведущий.
Организуются две команды знатоков права по 6 человек. Приглашается публика.
Команды готовят по 5 вопросов для соперников на знание Конституции РФ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий.Рад приветствовать вас, друзья, на нашем необычном состязании. Сегодня на нашем ринге встречаются «тяжеловесы», знатоки права. Доказывать своё превосходство команды будут не кулаками, а в интеллектуальном бою.
Судить игру будет жюри, которое я с удовольствием представляю: (называет имена членов жюри). Наш главный арбитр: (имя арбитра). И «хранитель времени»: (имя).
Прошу команды занять свои места за «круглыми столами». Пока наш интеллектуальный бой не начался, команды должны придумать себе название. Пусть оно будет связано с темой нашего ринга. На это у команд – 1 минута.

(Возможные названия: «Правоведы», «Юристы», «Адвокаты» и т.д.)
Команды выставляют таблички с названиями.

Ведущий.  Прошу болельщиков приветствовать команду «Юристы» и команду «Правоведы»! Я объявляю первый раунд!

Арбитр поднимает табличку с надписью «1 раунд».

1 раунд

Команды получают листы с одинаковыми тестами по теме «Конституционное право РФ» 

Тест

1. Что такое «Светское государство»?

а) государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
б) государство, в котором законом закреплено разделение населения на касты;
в) многонациональное государство.

2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

а) самостоятельны;
б) независимы;
в) взаимосвязаны.

3. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на

а) 4 года;
б) 6 лет;
в) 3года;

4. Не могут быть пересмотрены Федеральным собранием положения глав Конституции РФ
а) с 3 по 8;
б) 1 и 2;
в) 1,2 и 9.

5. Главой государства является

а) Правительство РФ;
б) Президент РФ.

6. Конституция вступает в силу

а) со дня принятия;
б) со дня официального опубликования.

Ведущий. На решение этого теста отводится 3 минуты. «Хранитель времени» переворачивает песочные часы. Время пошло, друзья!

По истечении времени тесты передаются в жюри. Максимальная оценка за этот раунд – 6 баллов. Правильный ответ – 1 балл.

Ведущий.Жюри проверяет задание 1 –го раунда, а командам некогда отдыхать, так как я объявляю второй раунд!

Арбитр поднимает табличку с надписью «2 раунд».

2 раунд

Ведущий. Этот раунд подразумевает быстрый темп интеллектуального боя. Команды задают друг другу вопросы и дают ответы. Первой начинает команда «Юристы». На то, чтобы дать ответ на вопрос у команд 1 минута.
«Хранитель времени» переворачивает часы.

Команды задают друг другу по 5 вопросов, приготовленных заранее. Вопросы должны быть на знание Конституции РФ и подразумевать однозначный ответ.

За каждый правильный ответ жюри присуждает 1 балл.

Ведущий.Что ж, «быстрый бой» окончен. Позвольте предоставить слово нашему арбитру.

Арбитр подводит итоги первых двух раундов.

Ведущий.Сообщаю правила третьего раунда нашего интеллектуального боя. Передо мной «Корзина проблем». В этой корзине лежат карточки, на которых обозначена какая-то правовая проблема. Сейчас представитель от каждой команды, не глядя, вынет карточку из корзины. Команда должна будет обсудить проблему в течение 6 минут и выбрать представителя, который озвучит нам мнение команды.
Третий раунд!

Арбитр поднимает табличку с надписью «3 раунд».

3 раунд

Представители команд берут из «Корзины проблем» карточки. «Хранитель времени переворачивает часы.

Ведущий.В этом раунде первыми будут отвечать «Правоведы».

Возможное содержание карточек:

1. Статья 19 п.3 Конституции РФ гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Как вы считаете, соблюдается ли эта статья? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Статья 24 п.1 Конституции РФ гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Как вы считаете, нарушается ли эта статья  СМИ? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Как вы понимаете статью 29 п.1 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»?

4. Статья 32 п. 1 Конституции РФ гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в      управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Как по-вашему, соблюдается ли это право? Обоснуйте свою точку зрения.

За третий раунд максимальная оценка –5 баллов. Оценивается не точка зрения, а аргументированность рассуждений, убедительность и связность выступления  оратора.

Ведущий.Пока жюри обсуждает и оценивает третий раунд интеллектуального боя, а команды отдыхают,  болельщикам предлагается включиться в игру.

Продолжите фразу:

  1. «Все равны перед…» (Законом и судом)
  2. «Федеральное собрание – это Совет Федерации и…» (Государственная дума)
  3. «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие …» (25 лет)
  4. «Человек, его права и свободы являются…» ( высшей ценностью)
  5. «Наименования Российская Федерация и Россия…» ( равнозначны)
  6. «Вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища решает…» (Президент)

Ведущий. Большое спасибо болельщикам. Слово предоставляется арбитру.

Подводятся итоги третьего раунда.

Ведущий. Интеллектуальный бой продолжается! Четвёртый раунд!

Арбитр поднимает табличку с надписью «4 раунд».

4 раунд

Ведущий. Каждая команда получает лист бумаги, на котором записаны некоторые слова. Просьба кратко объяснить данные понятия.

Каждой команде надо объяснить три понятия. На обсуждение 6 мин. Хранитель времени дважды перевернёт часы. Время, господа!

Понятия:

  1. Толерантность
  2. Права человека
  3. Светское государство
  4. Суверенитет государства
  5. Федеративное государство
  6. Демократия

Ведущий.Первой слово предоставляется команде «Юристы». Напоминаю, что объяснение должно быть чётким и кратким.

Жюри оценивает этот раунд максимальной оценкой – 3 балла.

Арбитр подводит итоги четвёртого раунда.

Ведущий. Наш интеллектуальный бой подошёл к концу. Мы видим, что нокаутом в середине боя не был сражён ни один из соперников. Тем не мене бой был интересным, даже захватывающим. Осталось узнать, кто победитель?.. Жюри уже подвело итоги всех раундов.
Слово арбитру!

Арбитр сообщает итоги игры. Команда – победитель награждается грамотой и призами.
Проигравшая команда тоже получает призы.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации 2009г. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2008.
2. Щуркова  Н.Е. «Игровые методики». Педагогическое общество России. Москва 2004.