Обществоведческое образование занимает центральное место в формировании компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности. Традиционно цели урока принято планировать с учётом их подразделения на образовательные, развивающие и воспитательные. Однако в соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, мы предлагаем выделить следующие группы целей, формирующих:
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (законодательная, исполнительная, судебная власть, президентская власть);
б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения).
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) систематизировать и творчески перерабатывать знания ( подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
б) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
в) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.
3. Ценностные компетенции (воспитательные):
а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.
Оборудование:
- Текст Конституции РФ;
- Высказывания на доске («Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Севрус), «Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее» (Абу Насир Аль-Фараби), «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак));
- Иллюстрации: Конституции разных годов издания.
План:
- Вступительное слово учителя.
- «Обратимся к истории» – миниатюра.
- Основной закон государства.
- Сообщение учащегося об истории Конституции в нашей стране.
- Права избирателя.
- Миниатюра.
- Сообщение учащегося «Цензы избирательного права и ограничение избирательного права».
- Заключение.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Я приветствую всех собравшихся. Сегодня у нас с вами необычная встреча и посвящена она Вам, будущим избирателям. Но прежде чем начать нашу беседу на эту тему, давайте обратимся к эпиграфам на доске (читаю). Эти слова задают тон нашей беседы. Так давайте начнём наш непростой разговор.
2. «Обратимся к истории» – миниатюра.
На стуле сидит Лёша, чистит туфли, мимо идёт с газетой его сестра Лера.
Лера: Лёш, а Лёш, сколько тебе лет?
Лёша: А ты как будто не знаешь.
Лера: Знаю, знаю. Завтра будет 18… теперь ты совсем взрослый.
Лёша: Даже не верится!
Лера: А сможешь работать как взрослые?
Лёша: Смогу.
Лера: И в армию можешь идти?
Лёша: Могу.
Лера: И жениться?
Лёша: Что? (поднимается) я тебе сейчас… пристала (Ставит туфель).
Лера: Да это я к тому, тебе и на выборы идти.
Лёша: Какие выборы? Ну-ка катись… Давай, давай. Вот пристала (уходят).
Учитель: Ребята, а на какие выборы предлагала Лера идти своему брату? Какие выборы бывают? А что вы о них знаете? (ответы учащихся).
3. Основной закон государства.
Существует такая легенда.
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.
Скажите ребята, а что является основным законом государства? (ответы учащихся – Конституция)
Можно сказать, что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда III «Кулак нам совесть, и закон нам меч». Или пословица: «С сильным не борись, с богатым не судись». Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Жизнь общества регулируется законами. Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение, которого трудно переоценить. Иногда его так и называют – Основной закон, но чаще Конституция.
В США конституция была принята в 1787 г. и по сегодняшний день действует. А наша Конституция является пятой. Познакомимся с историей конституции нашей страны.
4. Сообщение учащегося об истории Конституции в нашей стране.
5. Права избирателя.
Мы познакомились с историей конституции. Конституция дает гражданам своего государства права и обязанности.
Что такое право человека? (ответ учащихся)
Есть права, без реализации которых человек оказывается лишенным всякого достоинства, игрушкой в политических играх. Это политические права и свободы. Самое важное из политических прав – право на участие в управлении делами государства.(Учащиеся зачитывают права избирателя).
6. Миниатюра.
На избирательный участок 10 марта пришёл юноша для участия в выборах. Ему исполнится 18 лет 11 марта. Члены приёмной комиссии отправили его домой.
Учитель: Ребята, кто прав в этой ситуации? (заслушав ответы учащихся, зачитываем Конституцию РФ статья 32, пункт 2 и статья 60)
И снова случай из жизни.
Гражданина, пришедшего на избирательный участок, заставляют голосовать за указанную кандидатуру, а он против.
Учитель: Как вы считаете, были здесь нарушены права избирателя? (ответы учащихся)
Знаете ребята, существуют и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т.е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав. Познакомимся с ними.
7. Сообщение учащегося «Цензы избирательного права и ограничение избирательного права».
Учитель: Некоторые говорят: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость». Независимо от вашего отношения к политике, участие в выборах – это ваш гражданский долг. Будущее страны в ваших руках.
Совсем недавно среди вас (9–11 классы) я проводила социальный опрос на тему: «Принимать или не принимать участие в выборах». 73% опрошенных ответили, что будут принимать участие в выборах. После сегодняшней встречи, я надеюсь, что оставшиеся 27% присоединятся к мнению большинства.
8. Заключение.
Завершить нашу встречу я хочу следующими строками:
Когда придёт в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть…когда-нибудь впервые…
…не хлеба – человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?
Благодарю всех за внимание.