Возможные подходы школьного психолога к работе с семьей (из опыта работы педагога-психолога)

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Она реализуется через решение задач психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы - взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Все задачи решаются в психологической деятельности, в основных её направлениях.

(СХЕМА: «Школьная психологическая деятельность». – Приложение 1): основные направления которой: школьная прикладная психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, просвещение и консультирование педагогов и родителей, социально-диспетчерская работа.)

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребёнка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребёнком, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Рабату с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения форм совместных (родители и дети) мероприятий по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Вопрос о задачах и значении работы школьного психолога с родителями чрезвычайно дискуссионный. Существует множество мнений, в том числе и полярно противоположных. На одном полюсе – работа с родителями как основное направление деятельности школьного психолога. Аргумент очень понятный и практически неоспоримый: большая часть проблем школьника – родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений и т.д., поэтому невозможно решать школьные проблемы без активного переструктурирования семейных отношений. Причём, не только в части детско-родительских отношений, но и супружеских, родственных и прочее. На другом полюсе – семья юридически и этически «закрыта» для школы. Школьный психолог не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, силами педагогов, психолога и самого школьника.

Создавая нашу модель взаимодействия с родителями, мы постарались найти какой-то достойный компромисс между двумя этими крайними позициями.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – и просвещения, и консультирования – видится нам в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего родителей) к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологичекое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. (СХЕМА – Приложение 2).

 В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы. Если говорить о содержании, то в задачу школьного психолога, на наш взгляд, не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всём благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ознакомить их с актуальными проблемами детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого используются короткие психологические беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе педагога-психолога или классного руководителя, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребёнка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребёнка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углублённой диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребёнка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьёзных проблем у их ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье. В любом случае, итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребёнка в период его школьного обучения.

В нашей школе в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка программы развития: «Психофизическое здоровье учащихся» совместно с кафедрой психологии института имени Екатерины Великой.

Новизна и практическая значимость программы заключается в разработке и реализации технологии организации образовательного процесса в годовом цикле жизнедеятельности школы, направленного на сохранение психофизического здоровья.

Цели программы:

  1. Обеспечить сохранение психофизического здоровья учащихся посредством реализации определённой технологии образовательного процесса в годовом цикле жизнедеятельности школы.
  2. Использовать все возможности образовательного учреждения для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого выпускника.

Задачи программы:

  1. Определение предпосылок обновления формы организации образовательного процесса школы.
  2. Разработка и реализация технологии организации образовательного процесса, направленного на сохранение психофизического здоровья учащихся.
  3. Создание условий для обеспечения формирования здорового образа жизни и укрепления их психофизического здоровья.
  4. Реализация мониторинга состояния психофизического здоровья.
  5. Выявление одарённых детей, обладающих уникальными умственными, физическими , творческими способностями, содействие полному их раскрытию.
  6. Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка.
  7. Осуществление просвещения родителей в вопросах здоровья ребёнка.

Практическая значимость эксперимента заключается в ожидаемых результатах:

  • Сохранение психофизического здоровья учащихся;
  • Оптимизация образовательного процесса школы
  • Рост удовлетворённости субъектов образовательного процесса

И так, делая акцент на том (как уже говорилось выше), что работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения форм совместных (родители и дети) мероприятий по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. Остановимся на нетрадиционных (активных) формах работы и рассмотрим их подробнее. Такие детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включать сюда и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть детей класса, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Хотя мы обсуждаем детско-родительские мероприятия в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Готовясь к нашей встрече, подбирая материал, определяя цели, которых мы хотим достичь, было проведено ряд опросов среди учащихся. Представляем результаты некоторых из них:

Анкета для подростков «Отношение подростков к реальной жизни»

Цель: Выяснить на сколько подростки готовы самостоятельно принимать решения, достаточно ли у них навыков, знаний и желания стать хозяевами собственной жизни, самим строить свою судьбу. Выяснить направление познавательных интересов школьников

В анкетировании принимали участие подростки 7 – 8 классов Дашковской школы

Вопрос № 1: «Что вы знаете о жизни?»

Ответ на этот вопрос можно представить в виде диаграммы:

Где:

«Интерес» - 38,4% учащихся продемонстрировали свой интерес к предстоящей им взрослой жизни, они к ней готовятся и стремятся, она их не пугает.

«Рацио» - 41,3% подростков оценивают свои перспективы очень трезво и рационально, без лишних эмоций.

А вот что касается остальных, участвовавших в анкетировании школьников, то тут аналитические выводы нас озадачили.

3,8% не хотят задумываться над грядущим. Их ответы назовём словом «Уход»

11,6% смотрят в будущее с некоторой долей тревожности, с опаской – «Настороженность»

5,7% фаталистов. Они заранее настроены на неблагоприятные последствия в дальнейшей жизни. Их ответы на диаграмме озаглавлены словом «Плохо».

В целом же 21% подростков («Уход», «Настороженность», «Плохо») могут составить среду, в которой скрыты потенциальные наркоманы и алкоголики. Это не значит, что все они непременно начнут пить и колоться, но для них шаг во взрослую жизнь может оказаться шагом в бездну; это группа «риска».

Вопрос №2: «Чего вы не знаете о жизни?»

Ответы можно представить в виде диаграммы:

Где более половины ответов - 64,4% - так или иначе, связаны с психологией, взаимоотношениями людей, философией, религией.

25,9% опрошенных озабочены «социализацией» - они говорят о нехватке житейского опыта, навыков выживания.

9,6% - интересуются экономикой (заработки, будущая работа и др.)

Ответы школьников дают общее представление об их жизненной ориентации. В них часто встречаются сетования «трудно», «тяжело», «непонятно», реже утверждения «интересно», «любопытно» «привлекательно». Из ответов школьников можно сделать вывод :их настораживает вступление во взрослую жизнь. Обычно пугает то, чего человек не знает, а подростки не знают, чего они хотят, не знают себя. Поэтому многие из них хотят знать психологию человека. И мы, взрослые, должны всячески помогать им смотреть на жизнь с интересом, не боясь преодолевать все трудности, идти по жизни вперёд.

Анкета для учащихся «Влияние семьи на подростка»

В анкетировании принимали учащиеся 1, 6,9,10,11 классов.

Подросткам задавалось по 2 вопроса:

  • С кем ты любишь проводить свободное время?
  • В трудной жизненной ситуации к кому ты обратишься за помощью?

Результаты анкетирования можно представить в виде диаграмм.

Первая из них показывает, как отвечали подростки на вопрос: С кем ты любишь проводить свободное время?

Из данных опроса видно, что если в 1-х классах 56,5% детей любят проводить свободное время с родителями, то к 6 – 10 классу этот процент равен 15,3%. Отход от родительского дома отражается на всех формах поведения, взглядах и установках. Но, без сомнения эта ситуация складывается благодаря попустительству родителей, неумению и нежеланию общаться с детьми – в некоторых семьях телевизор заменяет ежедневное общение. Всё это делает область взаимоотношений подростков с родителями весьма конфликтной, сложной и значимой. Сложность ситуации часто усугубляется тем, что ни родители, ни подростки бывают, не знакомы с закономерностями развития детско-родительских отношений. Это приводит к попыткам со стороны родителей или усилить контроль, или полностью «отпустить подростков.

Вторая показывает, как отвечали подростки на второй вопрос по теме доверия к родителям, друзьям: К кому ты обратишься за помощью в трудной жизненной ситуации?

Исследование позволило выявить, что в трудной жизненной ситуации, когда детям необходима помощь, к родителям обратятся 82,6% первоклассников, 80% шестиклассников, 72% - 9классников, 64% - 10классников. К друзьям обратятся 15% 1классников, 51% - 6классников, 58% - 9классников, 38% - 10классников. ( Частично этим можно объяснить рост наркомании, пьянства, табакокурения в подростковой среде. Если личность формирует двор, подъезд, сложно требовать от неё высоких моральных установок.)

К 11 классу процент подростков обращающихся к родителям в трудной жизненной ситуации вырастает.(73,5%).Это связано с их предстоящим выбором профессии. Разрыв между данными доверия родителям и друзьям не очень большой - это свидетельствует о то, что современный подросток прислушивается к мнению и родителей и свих друзей в зависимости от ситуации.

Таким образом, проанализировав результаты проведённых опросов, были определены цели, которые нам предстоит достичь в ходе нашего детско–родительского мероприятия. А именно:

  • психолого-педагогическое, правовое просвещение родителей;
  • повышение их педагогической культуры, вовлечение родителей, детей в обсуждение вопроса профилактики ПАВ;
  • показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи, позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;
  • развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого;
  • обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми.