Вечер вальса

Разделы: Внеклассная работа


ЧАСТЬ 1

СЛОВО О ВАЛЬСЕ

1-й Ведущий - МАЭСТРО:

- Добрый вечер, дорогие друзья! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем вальсу, вечно юному, вечно желанному для многих, хотя… Вальс устарел - говорит кое-кто смеясь...

Исполняется песня «Вальс о вальсе»

2-й Ведущий - ТЕРПСИХОРА:

- Сейчас мы даже не можем представить, что испытывали первые пары, кружась в плавном, легком танце. Вальс произвел настоящий переворот: ведь совсем недавно в эпоху, предшествовавшую Великой французской революции, люди были скованы чопорной размеренностью менуэта. Именно менуэт называли королем танцев. Посмотрите, какой танец господствовал до появления вальса.

Звучит Л.Боккерини «Менуэт». Исполняется танец.

ТЕРПСИХОРА:

- Так как же появился вальс? Оказывается, плавные танцы с верчением существовали очень давно и у многих народов. Само слово «вальс» произошло от немецкого слова «вяльцен», что значит кружиться. У французов таким танцем была вольта, у поляков - куявяк, у австрийцев - лендлер. Чаще всего предком вальса называют лендлер, так как именно от него произошел знаменитый венский вальс. Конечно «предки» значительно отличались от своего «потомка». У них не было ни легкости, ни плавности. Их танцевали грубее, с подскоком, а партнерш поднимали высоко над землей и кружили в воздухе. Пляски с верчением считались греховными, преследовались; за них сажали в тюрьму.

МАЭСТРО:

- Но танец - это не только изящные движения, это еще и музыка. А мелодию будущего вальса скоро стали узнавать среди любых мелодий. Все началось с австрийского композитора ХVШ века – В.А.Моцарта. Есть у него цикл «6 немецких танцев». «Танец № 3» стал популярной детской песенкой. Мы ее тоже знаем. Это всем известная – «Жил- был у бабушки серенький козлик». Ею был задан ритм будущего вальса «Раз - два - три», «раз - два - три». Моцарт соединил этот ритм и лендлер. Венцы (жители столицы Австрии - Вены), падкие на все новое, заинтересовались этим танцем.

ТЕРПСИХОРА:

- Прошло немного времени, и лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных вечеров. Только танцевать его стали мягче, плавнее, и появилось новое название - вальс.

Звучит мелодия вальса (любого). Показывается основное движение вальса.

МАЭСТРО:

- Вскоре на вальс обратили внимание самые известные композиторы. Одному из них удалось удостоиться титула «Король вальса». Им стал простой сын трактирщика Иоганн Штраус. Маленького Иоганна отдали в обучение к переплетчику книг. Но не было там, у маленького Иоганна, возможности заниматься своим любимым делом - играть на скрипке, и тогда решил он сбежать от переплетчика, что он и сделал. Его, конечно, нашли и вернули домой, но старый знакомый семьи уговорил родителей отдать мальчика учиться музыке. В это время Иоганну было 12 лет. И вот, когда И.Штраус стал играть в одном из небольших оркестров Вены, он и сочинил свои первые вальсы. Они очень понравились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Тысячи людей танцевали под его музыку. Вот так сын трактирщика стал «Королем вальсов». Его престол перешел по наследству к сыну. Иоганна Штрауса-сына хотели учить самой серьезной музыке, и поэтому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды его строгий и благочестивый учитель незаметно вошел в храм и услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да еще его исполняли на церковном органе. Тогда всем стало понятно, что Иоганн Штраус-сын - пойдет по стопам своего отца. Так и произошло. Иоганн Штраус-сын - написал более 300 вальсов. Среди них – «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Королевский вальс», «Весенние голоса», и другие. Их знают и любят люди всей планеты.

 Звучит вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Исполняется танцевальная композиция на эту музыку.

ТЕРПСИХОРА:

- И началось победное шествие вальса по Европе. В нем нашли выражение чувства людей конца ХVШ и нового Х1Х века. Все может выразить вальс: восторг, печаль, радость, ожидание и т. д. Но как же вальс преследовали! На него писали эпиграммы, сатирические стихи, просто преследовали. В России, при Павле I, офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемым», прямо с бала препровождали на гауптвахту. Мыслимое ли дело, чтобы кавалер обнимал даму за талию? Но запреты не помогли. Х1Х век прошел под знаком вальса. Его танцевали везде, во всех кругах общества.

МАЭСТРО:

- Он проник во все жанры музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела самостоятельное значение. Невозможно описать все вальсы, назвать всех композиторов, обращавшихся к ритму этого танца. Но некоторые мы вспомним.

МАЭСТРО:

- И начнем с «Вальса-фантазии» М.И.Глинки. Сам И.Штраус не погнушался лично продирижировать этим вальсом. А история его создания такова.

В маленькой квартире при Смольном институте жила сестра М.Глинки. К ней часто забегали воспитанницы Смольного института. И тогда Мишеля усаживали за пианино и все танцевали. Однажды сюда пришла дочь А.П.Керн, Екатерина Керн. Странно, но с первого взгляда Екатерина Керн не понравилось М.Глинке. Но потом, почувствовав ее особенную прелесть и скромное достоинство, он влюбился в нее. И родилась в душе его музыка, в которой он излил свою любовь. Свободная импровизация, полет воображения, лишь одно остается в ней неизменным - вальс. В вихре вальса проносятся фразы, рожденные фантазией и любовью. Новое сочинение М.Глинка назвал «Вальс-фантазия». Летом того же 1839 года дирижер Герман переложил вальс для оркестра и исполнения на концерте в Павловске - любимом месте отдыха петербуржцев. Дирижер постарался на совесть, ввел барабан, треугольник и даже флейту. От этого пьеса обрела не свойственную ей тяжеловесность и даже, неожиданно, оттенок военной лихости.

Через 17 лет, в 1856 году, Глинка убрал из оркестра все лишнее. Работал медленно, отшлифовывая каждую деталь. И вальс зазвучал по-новому. Беглая поэтическая зарисовка выросла в сложную оркестровую пьесу. Поэма любви и молодости стала шедевром гения.

Тем же летом «Вальс-фантазия» вновь прозвучал в Павловске. На этот раз им дирижировал И.Штраус.

Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Исполняется танцевальная композиция на мелодию вальса.

МАЭСТРО:

- Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф.Шопена. К вальсу Шопен обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Вальсы Шопена можно разделить на две группы. Первую составляют блестящие, виртуозные концертные пьесы. Вторая группа шопеновских вальсов - небольшие фортепианные поэмы. Эти технически несложные пьесы написаны не только на концертное исполнение, но и на домашнее музицирование. Первый из опубликованных самим Шопеном вальсов – «ля-минор, сочинение 34 № 2». Он создан в 1831 году, на чужбине. Этим вальсом как бы открывается великолепный бал, в одном из самых роскошных салонов Парижа. Роберт Шуман шутливо сказал об этом вальсе, что написан он в самой благородной салонной манере, танцевать под его музыку могут лишь женщины, из которых добрая половина должна быть графинями.

В исполнении на фортепиано послушайте вальс, под музыку которого должны кружиться графини, баронессы и прочие изысканные дамы.

Звучит этот вальс в исполнении преподавателя музыкальной школы.

ТЕРПСИХОРА:

- А на рубеже Х1Х - ХХ вв. происходит модернизация вальса. Вальс соединяется с другими танцами и появляется вальс-бостон, вальс-гавот, вальс-мазурка и другие танцы, органически связанные с вальсом. Посмотрите один из таких вальсов – вальс-мазурку.

Исполняется вальс-мазурка.

МАЭСТРО:

- Была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках

играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые старинные русские вальсы: «Грусть», «Тоска», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии», «Осенний сон» и другие. Большинство этих вальсов написаны русскими военными дирижерами. Одним таким дирижером был Илья Шатров.

Звучит стихотворение В.Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере

Илье Шатрове».

МАЭСТРО:

- Великолепная музыка вальсов не могла не вызвать желания положить на нее стихи. Вот один их них.

В исполнении Хора ветеранов звучит вальс «На сопках Манчжурии».

МАЭСТРО:

- «Когда говорят пушки - музы молчат». Это изречение известно человечеству уже 2000 лет, со времен Римской империи. И 2000 лет человечеству известно, что никакие пушки не смогли заставить музы замолчать, потому, что как сказал В.Маяковский: «И песня и стих - это бомба и знамя!».

Вторая мировая... Великая Отечественная... Сколько песен было создано в годы войны?!

Не сосчитать. Многие стали жемчужинами песенного жанра. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальса. Это и «Играй мой баян» В.П.Соловьева-Седого и «В землянке» К.Листова, и «Моя любимая» М.Блантера, и «Случайный вальс» М.Фрадкина. Одна из самых лучших «В лесу прифронтовом». Многим из нас памятны слова и напев этой песни Великой Отечественной. Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны, - вспоминал много лет спустя о рождении песни автор слов Михаил Исаковский, - работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу») спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Е.Флакс.

Автор музыки М.Блантер не оставил, к сожалению, даже лаконичных воспоминаний об обстоятельствах написания этой песни, ее исполнителях, которым она в не меньшей степени, чем авторам, обязана популярностью и долгой жизнью в народной памяти. Но нетрудно предположить, что, работая над музыкой, композитор не мог не учитывать того обстоятельства, что в песне упоминается «Осенний сон» - старинный вальс начала ХХ века. Интонации этого вальса явно прослушиваются в песне, а в запеве ее слышны отголоски еще одного старинного вальса «Воспоминание». Обращение к ним, безусловно, лишь повод, чтобы напомнить о времени, не омраченном войной, когда эти вальсы были у них на слуху.

В исполнении «Хора ветеранов» звучит вальс «В лесу прифронтовом».

МАЭСТРО:

- «Многие из моих сочинений написаны в форме вальса, - итожа созданное им в песенном творчестве, вспоминал композитор Я.Френкель, - и это не случайно: форма вальса представляется мне наиболее доверительной. Всегда особое щемящее чувство вызывает духовой оркестр, играющий вальс. Кроме того, вальсу доступен большой образный диапазон - от невзыскательной, простодушной лирики до серьезного разговора на высокие темы о преданности и любви к Родине, о мужестве.

В 1966 году на экраны страны вышел художественный фильм «Женщины». Из песен, написанных Я.Френкелем для этого фильма, запомнились и стали известны две: «Любовь- кольцо», и «Кружится, кружится старый вальсок» - «Вальс расставания», - как его потом назвали авторы. «Песня эта сразу меня покорила, - рассказывает первая ее исполнительница Н.А.Сазонова, - «Мелодия вроде бы простая, не броская, но есть в ней что-то чудодейственное. Для меня это не просто песня, а песня-судьба - моя и такая же, как и женщин моего поколения. Нелёгкая им доля досталась. Но я знаю время, когда и они были счастливы, время, когда еще не было войны. После фильма, где бы в концертах или на встречах со зрителями я не выступала, не было случая, чтобы ее спеть не просили. Если даже забуду, обязательно напомнят, записки пишут или прямо из зала кричат: «Спойте пожалуйста, «Старый вальсок».

В исполнении учителей МСШ № 2 звучит песня «Вальс расставания».

ТЕРПСИХОРА:

- Конкурсы, фестивали, концерты - бальные танцы. И почетное место среди них занимает вальс: фигурный, медленный, венский.

Исполняется фигурный вальс.

МАЭСТРО:

- Выпускной школьный бал... Какие сложные чувства владеют юношами и девушками в этот вечер: грусть и радость, надежда, ожидание. Много песен поют на выпускном бале, много танцуют. Среди школьных песен, выражающих чувства юношей и девушек в это время есть такие, какие созданы в ритме вальса. А с одной из них, знаменитым «Школьным вальсом» связана такая история. Рассказывает Иван Рахилло: «Каждый раз, когда я слышу «Школьный вальс» И.Дунаевского, мне неизменно вспоминается один далекий предвоенный день. В широких розвальнях я отвожу на станцию московскому поезду прославленного певца, солиста Большого театра. Вдруг весело, зазвенели ребячьи голоса... Школа. Артист захотел туда заглянуть. Вошел и на стене увидел гитару. Попросив разрешение, он ее снял и без объявления запел романс «Буря мглою...» И пел около двух часов. Пел романсы и оперные арии, русские и украинские песни. Никогда потом не приходилось видеть мне певца или артиста в таком возвышенном вдохновении. Много лет прошло с тех пор. И вот однажды, в сумерках, прогуливаясь с композитором И.Дунаевским и проходя мимо школы, я вспомнил тот далекий вечер и рассказал о нем композитору. Композитор долго курил и о чем-то думал.

Потом начал что-то чертить в записной книжечке и пояснил: «Это ноты. Это мой новый вальс. А стихи у меня есть. Их написал М. Матусовский.»

МАЭСТРО:

- Так родился знаменитый «Школьный вальс»

Звучит песня «Школьный вальс» и исполняется танцевальная композиция.

ТЕРПСИХОРА:

- Так вальс перерос рамки танца. Он стал самостоятельным большим миром. Можно с уверенностью сказать - вальс бессмертен. Он действительно смеется над всеми модами века.

Подобно сказанному Фениксу он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный.

Прислушайтесь ...

Тихонько звучит мелодия вальса (любого).

- Грустит, поет, смеется, кружится и летит над миром прекрасная мелодия. Вальс продолжается …

ЧАСТЬ II

«У Г А Д А Й М Е Л О Д И Ю»

МАЭСТРО:

- Дорогие друзья! О вальсе сказано немало... Но сказать можно еще больше. О многих прекрасных композиторах и их творениях мы не смогли поговорить, в том числе и о многих популярных вальсах, которые у всех на слуху. Попробуйте угадать мелодию некоторых популярных вальсов и назовите их авторов.

Звучат фонограммы с отрывками мелодий вальса.

  1. И.Штраус «Весенние голоса»
  2. А.Грибоедов «Вальс»
  3. Г.Берлиоз «Вальс из Фантастической симфонии»
  4. П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
  5. А.Джойс «Осенний сон»
  6. С.Прокофьев «Вальс из оперы «Война и мир»
  7. А.Петров «Вальс из к\ф «Берегись автомобиля»
  8. Е.Дога «Вальс из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»
  9. Г.Свиридов «Вальс из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель»
  10. «Песняры» «Вологда» Г.Мокроусов, М.Матусовский.

Участникам вечера, отгадавшим мелодию, Терпсихора вручает жетоны. После викторины подводятся итоги и тот участник вечера, который набрал больше всех жетонов, получает приз.

ТЕРПСИХОРА:

- О вальсе сказано немало. Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало. А лучше вальса, право нет.

МАЭСТРО:

- Наш вечер подошел к концу. До свиданья, дорогие друзья!

Приложение