Цели урока:
- Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; с порядком подачи блюд; с правилами поведения за столом и этикетом.
- Научить правильно пользоваться столовыми приборами, уважительно общаться с соседями по столу;
- Развивать эстетический вкус и подбирать оригинальные сервировки стола для разных случаев жизни.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Учебно-методический комплекс: фрагменты из фильмов: «Король Ральф» и «Красотка»; посуда и приборы; скатерти и салфетки; журналы с фотографиями сервировки стола; презентации по теме.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие
- сообщение темы и цели урока
2. Изложение нового материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с видами столовой и кухонной посуды, историей появления отдельных предметов (тарелка, вилка, ложка), а также с бытовой техникой, применяемой на кухне. Научились приемам складывания салфеток. Сегодня сервируя стол, согласно карточке-заданию, вы продемонстрируете умение складывать салфетки.
Сервировка (фр. servir - обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету-фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии. Сервировка стола включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приема пищи) предметов: скатертей, посуды, приборов, стекла, салфеток и т. д.
Цель сервировки – создать удобства гостям в процессе приема пищи, способствовать установлению хорошего настроения, выразить свое внимание и доброжелательность.
Порядок сервировки стола (Приложение 1)
Скатерть: в будничные дни или в детский праздник – цветная или с рисунком в праздничные дни белая или однотонная светлых тонов. Форма скатерти соответствует форме стола. Скатерть свисает со стола на 24-30 см.
Посуда и приборы общего пользования: хлебница, посуда для специй, ваза с цветами…
Посуда столовая: тарелки ставят строго одну против другой на 1-2 см от края и на одинаковом расстоянии.
Приборы: ближе к тарелки кладут столовые, затем закусочные приборы. Справа к тарелки кладут ножи лезвием к тарелке, затем ложку выгнутой стороной вверх; слева - вилки зубцами вверх. Десертный прибор кладут за столовой тарелкой (за ней): ложку и нож - ручками вправо вилку – ручкой влево. Количество приборов зависит от количества подаваемых блюд.
Посуда для напитков: посуду ставят по росту, начиная с правой стороны за тарелкой; количество и форма зависят от подаваемых напитков, но не более трех названий.
Порядок подачи блюд на стол
- Закуски: холодные, горячие, мясные, рыбные, овощные.
- Супы.
- Горячие вторые блюда: рыбные, мясные, из птицы или дичи, из крупы или макаронных изделий, мучные, из яиц.
- Десерт.
- Горячие и холодные напитки.
Виды праздничных столов (Приложение 2)
Стол обеденный (с супом), для ужина (бес супа).
Стол именинный – в честь именинника, в основном без супа.
Стол фуршет - это стол с холодными закусками, которые берут только вилкою. На нем кроме закусок и напитков находятся стопками закусочные и десертные тарелки, а также вилки и посуда для напитков. Гости обслуживаются сами и едят стоя.
Холодный стол (закусочный, буфетный, шведский) – стол размешают у стены, накрывают скатертью, свешивающейся почти до пола. Закуски, кондитерские изделия, прохладительные напитки ставят на середину стола, а по краям – посуду для напитков, стопками закусочные тарелки, ножи и вилки. Гости обслуживаются сами и едят стоя или сидя на диване, в креслах.
Коктейльный стол отличается ассортиментом закусок и своеобразным обслуживанием. Гости сидят на диване, в креслах, а блюда и напитки хозяйка предлагает на подносах.
Чайный или кофейный стол накрывают после основного застолья или самостоятельно на кофе с 17-19 часов на чай – до 20 часов. На стол ставят бутерброды, кондитерские изделия, орехи, фрукты, ягоды, мороженое. Накрывают десертные тарелки, десертный прибор или прибор для фруктов, чайную или кофейную посуду и ложки.
Сервировка чайного стола зависит от меню. Каждому гостю ставят десертную тарелку. Десертные приборы – нож и вилку или ложку (в зависимости от десертного блюда) кладут рядом с десертной тарелкой, а приборы для фруктов – за тарелкой. Справа от тарелки ставят чайные или кофейные чашки.
Стол для детских праздников.
Накрывают цветной скатертью и салфетками. На тарелочку или за ней кладут визитную карточку с именем ребенка. Место именинника украшают лентой, прикрепленную к столу рядом с тарелкой, украшают также вилку или чайную ложку. На стол ставят маленькую вазу с цветами. Детские блюда должны быть не только вкусными, но и красивыми. На детский праздничный стол желательно подавать маленькие бутерброды – канапе или то, что можно есть без помощи ножа.
Бутерброды и закуски можно оформить в виде разных рожиц или животных, кексы и печенье тоже можно выпечь в виде человечков или других забавных фигурок. А можно просто разложить закуски в виде бабочки, или гриба, или букв, как подскажет ваша фантазия. Из обычных продуктов - крутых яиц, помидоров, огурцов можно приготовить забавные по форме закуски, которые вызывают у детей интерес к еде. В достаточном количестве должны быть различные соки, лимонады. Торт или пирог вносят с зажженными свечами, число которых соответствует числу лет именинника.
3. Правила пользования предметами сервировки (Приложение 3)
Вопрос: А умеете ли вы пользоваться столовыми приборами?
Прежде всего нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.
Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево - левой рукой.
Нож рекомендуется держать так, чтобы конец его ручки упирался в ладонь правой руки, средний и большой пальцы нужно держать за бока начала ручки, а указательный палец - на верхней поверхности начала ручки ножа. Этим пальцем ручку ножа прижимают вниз при отрезании нужного куска. Остальные пальцы должны быть несколько согнуты к ладони.
Вилку при пользовании ею рекомендуется держать в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. Большим и средним пальцами нужно держать вилку за ребро ручки, а указательный палец держать сверху, прижимая ручку вилки вниз. Остальные пальцы нужно слегка согнуть и прижать к ладони.
Мелкие куски пищи, а также некоторые гарниры к мясу или рыбе (картофельное пюре и каши, например) невозможно есть вилкой. В этих случаях ею пользуются как ложкой: переворачивают ее зубцами вверх так, чтобы плоская часть начала ручки вилки лежала на среднем пальце, слегка упираясь концом ручки в основание указательного пальца, указательным пальцем нужно придерживать вилку со своей стороны, а большим - сверху. Остальные пальцы рекомендуется слегка прижать к ладони. Пищу в этих случаях подхватывают на вилку, помогая кончиком лезвия ножа.
Ложку следует держать в правой руке так, чтобы конец ручки ложки лежал на основании указательного пальца, а начало ручки ложки - на среднем пальце. Большим пальцем при этом нужно слегка прижать ручку сверху к среднему пальцу, а указательным - поддерживать ее сбоку.
К некоторым блюдам, кусочки от которых легко отделяются вилкой, подают только вилку. В этих случаях ее держат в правой руке.
При правильном обращении с предметами сервировки они предельно облегчат процесс еды, при неумении пользоваться ими все предметы, предназначенные помогать и облегчать прием пищи, становятся обременительными.
4. Правила поведения за столом (Приложение 4)
Вопрос: Какие правила поведения за столом вы знаете?
Далее следует познакомить учащихся с правилами поведения за столом. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на правильном пользовании столовыми приборами в зависимости от предложенной пищи, другие – на уважении к соседям по столу, к хозяину.
- Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
- Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.
- Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.
- Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.
- Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.
- Хлеб, булочки берут руками.
- Мясо отрезают маленькими кусочками.
- Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.
- Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.
- Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.
- Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.
- Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.
- Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.
- Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.
- Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
- Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.
- За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
5. Практическая работа (конкурс на звание лучшей бригады)
А теперь выбирайте карточки-задания, по которым вы должны сервировать стол. Вам также предлагаются кейсы с журналами, из которых вы должны выбрать ту сервировку стола, которая указана в карточке-задании; посуда и приборы; скатерти и салфетки.
Знакомство учащихся с критериями оценки работы.
Критерии оценки работы.
- Организация рабочего места.
- Планирование этапов работы.
- Применение в процессе работы соответствующих знаний, умений, навыков, самоконтроля, взаимоконтроля.
- Умение работать в коллективе.
- творческий подход к работе.
- качество выполнения, сроки.
- презентация сервированного стола.
6. Подведение итогов.
Литература.
- Детская поваренная книга: энциклопедия для детей. В.В. Иванова
- Дмитриева 600 практических советов
- «Культура питания» под ред. И.А. Чаховского
- Лебедева Н. 1000+1 совет хозяйке на кухне
- Станкович Г.П., Дунцова К.Т. «Этикет за столом»