1.Пояснительная записка
Основная идея обновления общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на про ильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и
психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или же на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в pemenueзадач развития, обучения, воспитания, социализации.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос — каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильных классов.
Цель программы:
- Способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
- Создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов;
- Формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь;
- Развитие социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- Развитие рефлексии и эрудиции.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
- Мониторинг актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
- Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
- Обеспечение участников теоретической психологической информацией;
- Обеспечение участников средствами познания других людей и самопознания;
- Развитие навыков групповой работы;
- Формирование мотивов самоактуализации.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся (далее в тексте ППС) старшего звена в условиях профилизация образования — это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на три сопровождающих цикла: подготовительный цикл (9 класс), адаптационный (10 класс) и заключительный (11 класс).
Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей (критерии оценок, статус ученика среди сверстников, формирование представления о себе в глазах окружающих).
Основная дель работы психолога в 10 классе — способствовать социальнопсихологический адаптации учащихся к новой ситуации обучении.
Требования к реализатору программы:
Проведение занятий в полном объеме рассчитано на специалиста с высшим психологическим образованием, имеющего специальную подготовку в различных областях практической психологии, так как в содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, блок теоретической информации по психологии. Кроме этого используется групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.
2. Констатирующая (содержательная) часть
Содержание профильного курса «Познай себя и окружающих» представляет следующие темы: основные понятия — знакомство с психологией как наукой, тренингом -как видом работы, изучение правил тренин говых занятий, понятия о личности, методов психологии, познавательных процессов, темперамента, характера, мотивов самопознания, эмоций и мимики, приобретение опыта конструктивного взаимоотношения с окружающими, развитие навыков рефлексии, личностный рост, актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
- о личности;
- о ценности жизни;
- о психологической поддержки в определении своих интересов и способностей
знать:
- основные психологические термины и понятия;
- возможности саморазвития своей личности;
- условия для осознания позитивного семейного опыта;
- о психологии любви и ее составляющих;
- о значении психологического климата семьи;
- о способах выбора профессий.
уметь:
- применять свои знания в жизни;
- правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;
- формировать собственную позицию в отношениях между девушкой и юношей;
- вырабатывать и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
- владеть приемами саморегуляции психики в стрессовых ситуациях.
3. Нормативная часть
Курс «Познай себя и окружающих» для учащихся 10 класса. Приложение 1
4. Информационно-методическая часть.
Формы оценки знаний учащихся
Способы оценивания результатов деятельности учащихся:
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, за выполнение практических, домашних работ, эссе, участие в тренингах, а также в сочетании с инновационными методами аттестации: мини-исследование, интервьюирование, итоговых творческих работ в виде рефератов и электронных программных продуктов(презентация), а так же специалисту курса необходимо проводить мониторинг личностного развития учащихся по результатам диагностики с целью профессионального отслеживания качества образовательной деятельности в рамках данного курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценивания и взаимооценивания. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Поэтому предлагается оценивать работы учеников по следующим правилам:
- Оценивается не содержание и качество работы, а лишь её наличие.
- Работы отдельных учеников не выделяются и не зачитываются на весь класс.
- За своевременное предоставление работы — ставится «5», за несвоевременное - «4».
- За качественное, креативное, информационное изложение проектов, презентаций и т. д — «5»
Оценки промежуточного контроля знаний и проверка понимания теоретической части психологических знаний:
- В связи со сложностью и новизной материала и в интересах поддержки активности учащихся предлагается три основные формы проведения опроса на уроке: письменный, устный — индивидуальный или групповой ответ.
- Все виды ответов корректируются преподавателем совместно с учеником, и оценивается только оценкой «5»
- Участие в тренинговых занятиях только оценкой «5»
Итоговый контроль
Проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. При оценивании творческих работ предлагается шкала оценок, включающая оценивание как содержания работы, ее техническое исполнение, а также, эстетическую сторону. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
5. Тематика творческих работ для учащихся:
- Коллаж «Моя личность»;
- Реферат «Темперамент»;
- «Портфолио эмоций»;
- Реферат «Традиции в современной семье»;
- Презентация «Традиции моего народа»,
- «Праздники моего народа»;
6.Список рекомендуемой литературы:
- Вачков И.В.Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. - М.: Эксмо,2008.-416 с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
- Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. — 2000. -С. 8.
- Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. — № 47. - 2000. — С. 6.
- Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М.: ТЦ "Сфера",. 1998. — 528 с.
- Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала "Директор школы". — 1999 г. - № 6.
- Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Кузьменко В.У. "Мальчишки и девчонки: психология поведения", журнал "Психология и школа", №2, 2006г.
- Кривцова С.В.. "Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков"- М., 1997г
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание — М.: ТЦ "Сфера", 1998. — 528 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.
- Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии — М.: Генезис, 2002. — 80 с.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. — М.: Генезис, 2000. — 128 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.—
- Савченко М.Ю.Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.-М.: Вако,2006г
- Хухлаева О.В. "Психология подростка". М., 2004г.