Умножение и деление натуральных чисел

Разделы: Математика


Тип урока: урок-обобщение.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

1) Обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме урока: умение выполнять арифметические действия над натуральными числами; знание правил порядка выполнения арифметических действий; умение решать задачи с помощью уравнений; упрощать буквенные и числовые выражения, а также, умение решать задачи на умножение и деление натуральных чисел.

2) Развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, воображение, устойчивое внимание, сообразительность, вычислительные навыки, смекалку, быструю работу мысли, творческие способности, интерес к математике через нестандартную форму урока и наполнения содержания занимательными задачами.

3) Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, эстетические чувства, чувство ответственности, коллективизма, дружеское отношение в классе и умение работать в группах, командный дух соревнования, уважение друг к другу.

Оборудование: плакат с устным счетом; плакат с космическим пространством, на котором изображены планеты: Сатурн, Венера, Юпитер, Марс; плакат с задачей 1; буквы слова «Сатурн»; чистые альбомные листы (по количеству учащихся), плакат с выражениями; карточки с задачей 2 (по количеству учащихся); магический квадрат и цифры к нему; музыкальное сопровождение песни «Вместе весело шагать»; звездочки из цветной бумаги (30 штук); тексты переделанной песни «Вместе весело шагать» (по количеству учащихся); блестящие звезды для украшения класса; воздушные шарики; маркеры или фломастеры (4 штуки).

Подготовка к уроку: разделить детей на 4 группы.

Каждой команде дать задание:

  • соорудить свой космический корабль,
  • придумать название корабля (команды),
  • нарисовать эмблемы,
  • придумать девиз,
  • выбрать капитана команды,
  • одной команде подготовить информацию о планете Сатурн из дополнительных источников, другой – о Юпитере, третьей – о Марсе, четвертой - о Венере.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие по планетам на космических кораблях. (Обратить внимание на плакат с космическим пространством.) В центре космического пространства располагается Солнце, а вокруг – орбиты, и каждая планета находится на своей орбите. Каждая планета готовит нам свои сюрпризы.

- Четыре корабля сейчас запустим в космос, каждая команда займет свое место на одном из кораблей.

- Капитаны кораблей, представьте свой экипаж. (Представление команд.)

- Маршрут будет непростым, но очень интересным. За каждое правильно выполненное задание экипаж будет получать звездочки. (Звездочки раздает учитель.) Победит та команда, которая наберет большее количество звездочек.

II. Устный счет.

- Итак, в путь!

Выполнив первое задание, узнаем, на какую первую планету мы сейчас приземлимся.

(Вывешивается плакат с примерами, каждый следующий пример открывается после решения предыдущего):

25 * 3 =

34 : 17 =

2 * 29 =

54 : 18 =

11 * 17 =

56 : 4 =

а

р

у

н

с

т

2

187

3

14

75

58

Представители от каждой команды (1 человек) поднимают карточку с ответом.

За быстроту и правильный ответ – 2 звездочки, за правильный ответ – 1 звездочка.

(Звездочки вручает учитель).

III. Основная часть урока.

– Итак, мы приземлились на планету Сатурн. Расскажите, что вы знаете об этой планете. (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Сатурн.)

- Так как путь предстоит нам еще долгий, то каждому экипажу нужно запастись продуктами.

(Вывешивается плакат с задачей, иллюстрированной инопланетным существом, ящиком и бананами.)

Известно, что в первом ящике 110 бананов, во втором ящике в 3 раза больше, а в третьем ящике сидит инопланетянин и ест бананы со скоростью 44 штуки в минуту. Сколько времени потребуется инопланетянину, чтобы опустошить первые два ящика?

Дети решают задачу, и капитаны команд записывают решение с условием на альбомном листе маркером, затем показывают решение.

За быстроту и правильный ответ – 2 звездочки, за правильный ответ – 1 звездочка.

Для проверки и разбора непонятных моментов вывешивается плакат с решением.

Решение.

  1. 110 * 3 = 330 (б.) – во втором ящике.
  2. 330 + 110 = 440 (б.) – в двух ящиках.
  3. 440 : 44 = 10 (мин) – потребуется инопланетянину для того, чтобы опустошить первые два ящика.

Ответ: 10 минут.

- Продолжим путь! И следующая планета – Венера. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Венера.)

А на этой на планете без сомнения
Ожидают вот такие выражения!
Ну-ка, упростите их скорей!

Вывешивается плакат:

371x + 15x – 17x =

124a – 89a + 19 =

65 * 12 = 65 * 88 =

17 * 288 – 288 * 15 =

Дети решают все, на альбомных листах маркером записывают ответ и показывают.

За каждый правильный ответ – 1 звездочка.

За быстроту – 1 дополнительная звездочка.

- Продолжаем путешествие. И следующая планета Юпитер. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Юпитер).

- Ребята, на планету Юпитер нам предстоит полететь с некоторой скоростью. (Раздаются карточки с задачей (по 2 на каждую команду).

Передвигаясь от Земли до Сатурна, ваш корабль двигался с некоторой скоростью, а, перелетая с Сатурна на Венеру, скорость была уменьшена в 3 раза. До Юпитера вы летите, увеличив скорость на 2400 км/с. Какова была первоначальная скорость вашего корабля, если сейчас летите со скоростью 3800 км/с.

Дети решают задачу, записывают решение на альбомных листах маркером, показывают решение.

За правильный ответ и быстроту – 2 звездочки.

За правильный ответ – 1 звездочка.

- На Юпитере сделаем остановку для ремонта корабля. Давайте четко спланируем порядок действий и выполним задание. Каждое верно выполненное действие поможет вам залатать одну неполадку.

На доске:

((12 * 34 – 89) + 41) : 60 + (780 : 4 – 38) =

Ответ: 163.

Каждая команда решает пример по действиям , затем записывает конечный результат маркером на альбомном листе и сигнализирует.

За правильный ответ и быстроту – 2 звездочки.

За правильный ответ – 1 звездочка.

- Теперь давайте немного отдохнем!

Вывешивается плакат:

 

2

9

 

 

3

6

1

 

- Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал магическим, т.е. сумма цифр по горизонтали, по вертикали и по диагонали была равна 15.

- На Юпитере мы прилично задержались, поэтому продолжим наше путешествие. И следующая планета Марс. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Марс.)

- К счастью, жители этой планеты доброжелательны и гостеприимны, и встречают нас с концертом. Давайте споем вместе с ними песню.

Включается музыка.

1 куплет

Вместе весело шагать в мир науки,
Уравнений, прибавлений.
И, конечно, постигать
Все без лени. (3 раза)
Расскажи нам, что ты знаешь,
Милый Вовочка!
Раз иголка, два иголка –
Будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка –
Будет лесенка!
Раз словечко, два словечко –
Будет песенка!

Припев:

Математика – наука интересная! Интересная! Интересная!
Для девчонок и мальчишек так полезная! Так полезная! Так полезная!

2 куплет

У доски задачи кажутся нам сложными,
Но решать с учителем совсем не сложно их.
Умножение, деленье, вычитание.
Для учения приложим все старания.

Припев.

IV. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться обратно на планету Земля. Давайте узнаем, кому мы предоставим честь первым вернуться домой. Подсчитаем количество звезд у каждой команды.

1 место – «5»,

2 место – «4»,

За активность – «4» некоторым учащимся из проигравших команд.