Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
1) Обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме урока: умение выполнять арифметические действия над натуральными числами; знание правил порядка выполнения арифметических действий; умение решать задачи с помощью уравнений; упрощать буквенные и числовые выражения, а также, умение решать задачи на умножение и деление натуральных чисел.
2) Развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, воображение, устойчивое внимание, сообразительность, вычислительные навыки, смекалку, быструю работу мысли, творческие способности, интерес к математике через нестандартную форму урока и наполнения содержания занимательными задачами.
3) Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, эстетические чувства, чувство ответственности, коллективизма, дружеское отношение в классе и умение работать в группах, командный дух соревнования, уважение друг к другу.
Оборудование: плакат с устным счетом; плакат с космическим пространством, на котором изображены планеты: Сатурн, Венера, Юпитер, Марс; плакат с задачей 1; буквы слова «Сатурн»; чистые альбомные листы (по количеству учащихся), плакат с выражениями; карточки с задачей 2 (по количеству учащихся); магический квадрат и цифры к нему; музыкальное сопровождение песни «Вместе весело шагать»; звездочки из цветной бумаги (30 штук); тексты переделанной песни «Вместе весело шагать» (по количеству учащихся); блестящие звезды для украшения класса; воздушные шарики; маркеры или фломастеры (4 штуки).
Подготовка к уроку: разделить детей на 4 группы.
Каждой команде дать задание:
- соорудить свой космический корабль,
- придумать название корабля (команды),
- нарисовать эмблемы,
- придумать девиз,
- выбрать капитана команды,
- одной команде подготовить информацию о планете Сатурн из дополнительных источников, другой – о Юпитере, третьей – о Марсе, четвертой - о Венере.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие по планетам на космических кораблях. (Обратить внимание на плакат с космическим пространством.) В центре космического пространства располагается Солнце, а вокруг – орбиты, и каждая планета находится на своей орбите. Каждая планета готовит нам свои сюрпризы.
- Четыре корабля сейчас запустим в космос, каждая команда займет свое место на одном из кораблей.
- Капитаны кораблей, представьте свой экипаж. (Представление команд.)
- Маршрут будет непростым, но очень интересным. За каждое правильно выполненное задание экипаж будет получать звездочки. (Звездочки раздает учитель.) Победит та команда, которая наберет большее количество звездочек.
II. Устный счет.
- Итак, в путь!
Выполнив первое задание, узнаем, на какую первую планету мы сейчас приземлимся.
(Вывешивается плакат с примерами, каждый следующий пример открывается после решения предыдущего):
25 * 3 = 34 : 17 = 2 * 29 = 54 : 18 = 11 * 17 = 56 : 4 =
|
Представители от каждой команды (1 человек) поднимают карточку с ответом.
За быстроту и правильный ответ – 2 звездочки, за правильный ответ – 1 звездочка.
(Звездочки вручает учитель).
III. Основная часть урока.
– Итак, мы приземлились на планету Сатурн. Расскажите, что вы знаете об этой планете. (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Сатурн.)
- Так как путь предстоит нам еще долгий, то каждому экипажу нужно запастись продуктами.
(Вывешивается плакат с задачей, иллюстрированной инопланетным существом, ящиком и бананами.)
Известно, что в первом ящике 110 бананов, во втором ящике в 3 раза больше, а в третьем ящике сидит инопланетянин и ест бананы со скоростью 44 штуки в минуту. Сколько времени потребуется инопланетянину, чтобы опустошить первые два ящика? |
Дети решают задачу, и капитаны команд записывают решение с условием на альбомном листе маркером, затем показывают решение.
За быстроту и правильный ответ – 2 звездочки, за правильный ответ – 1 звездочка.
Для проверки и разбора непонятных моментов вывешивается плакат с решением.
Решение.
Ответ: 10 минут. |
- Продолжим путь! И следующая планета – Венера. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Венера.)
А на этой на планете без сомнения
Ожидают вот такие выражения!
Ну-ка, упростите их скорей!
Вывешивается плакат:
371x + 15x – 17x = 124a – 89a + 19 = 65 * 12 = 65 * 88 = 17 * 288 – 288 * 15 = |
Дети решают все, на альбомных листах маркером записывают ответ и показывают.
За каждый правильный ответ – 1 звездочка.
За быстроту – 1 дополнительная звездочка.
- Продолжаем путешествие. И следующая планета Юпитер. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Юпитер).
- Ребята, на планету Юпитер нам предстоит полететь с некоторой скоростью. (Раздаются карточки с задачей (по 2 на каждую команду).
Передвигаясь от Земли до Сатурна, ваш корабль двигался с некоторой скоростью, а, перелетая с Сатурна на Венеру, скорость была уменьшена в 3 раза. До Юпитера вы летите, увеличив скорость на 2400 км/с. Какова была первоначальная скорость вашего корабля, если сейчас летите со скоростью 3800 км/с. |
Дети решают задачу, записывают решение на альбомных листах маркером, показывают решение.
За правильный ответ и быстроту – 2 звездочки.
За правильный ответ – 1 звездочка.
- На Юпитере сделаем остановку для ремонта корабля. Давайте четко спланируем порядок действий и выполним задание. Каждое верно выполненное действие поможет вам залатать одну неполадку.
На доске:
((12 * 34 – 89) + 41) : 60 + (780 : 4 – 38) =
Ответ: 163.
Каждая команда решает пример по действиям , затем записывает конечный результат маркером на альбомном листе и сигнализирует.
За правильный ответ и быстроту – 2 звездочки.
За правильный ответ – 1 звездочка.
- Теперь давайте немного отдохнем!
Вывешивается плакат:
|
2 |
9 |
|
|
3 |
6 |
1 |
|
- Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал магическим, т.е. сумма цифр по горизонтали, по вертикали и по диагонали была равна 15.
- На Юпитере мы прилично задержались, поэтому продолжим наше путешествие. И следующая планета Марс. Расскажите, что вы узнали об этой планете? (Выслушать команду, подготовившую материал о планете Марс.)
- К счастью, жители этой планеты доброжелательны и гостеприимны, и встречают нас с концертом. Давайте споем вместе с ними песню.
Включается музыка.
1 куплет
Вместе весело шагать в мир науки,
Уравнений, прибавлений.
И, конечно, постигать
Все без лени. (3 раза)
Расскажи нам, что ты знаешь,
Милый Вовочка!
Раз иголка, два иголка –
Будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка –
Будет лесенка!
Раз словечко, два словечко –
Будет песенка!
Припев:
Математика – наука интересная! Интересная! Интересная!
Для девчонок и мальчишек так полезная! Так полезная! Так полезная!
2 куплет
У доски задачи кажутся нам сложными,
Но решать с учителем совсем не сложно их.
Умножение, деленье, вычитание.
Для учения приложим все старания.
Припев.
IV. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться обратно на планету Земля. Давайте узнаем, кому мы предоставим честь первым вернуться домой. Подсчитаем количество звезд у каждой команды.
1 место – «5»,
2 место – «4»,
За активность – «4» некоторым учащимся из проигравших команд.