Конвенция о правах ребенка

Разделы: Классное руководство


Цель: Дать детям представление о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

Задачи:

  • познакомить детей с историей принятия Конвенции и основными ее положениями;
  • расширить правовой кругозор учащихся;
  • развитие творческого потенциала учащихся (привлечение к оформлению эскиза обложки Конвенции, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав ребёнка).

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  2. Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
  3. Для команд:
  • чистые листы бумаги, ватман
  • ручки, карандаши
  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка

Ход мероприятия

1. Сообщение темы урока Приложение 1

Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

2. Изучение нового материала

Что такое Конвенция? Документ, который должен защитить детей, называется «Конвенция». Слово «конвенция» переводится как «договор», «соглашение».

Она готовилась очень долго. Целых десять лет люди разных стран мира тщательно выверяли каждое слово, каждую букву, согласовывали свои предложения и свои представления о том, что необходимо сделать, чтобы детям на планете Земля жилось лучше. Когда наконец Конвенция была написана, то представители многих стран мира собрались на Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций и в торжественной обстановке поставили свои подписи под новым документом. Это важное событие произошло 20 ноября 1989 года.

Кому адресована Конвенция? Детям? Их родителям? Учителям? Этот документ прежде всего адресован государствам и их правительствам. Конвенция обязывает их принимать все необходимые меры для нормальной жизни маленьких граждан. Значит, страны, которые поставили под ним свою подпись, договорились о том, что они будут всеми силами стараться сделать жизнь детей лучше, что они будут заботиться о своих маленьких гражданах, обязуются уважать права ребенка, делать все для того, чтобы они стали реальными и не нарушались. А это большая ответственность.

Самая важная идея Конвенции состоит в признании того, что каждый ребенок — это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Кроме того, государства договорились о том, что, поскольку дети еще не могут и не умеют защищать свои права, государство и родители должны заботиться о соблюдении их прав в обществе и семье. Более того, в отличие от взрослых дети в большей степени нуждаются в защите и потому имеют право на то, чтобы взрослые люди заботились о них.

Почему понадобилось принимать Конвенцию? Конечно, вы понимаете, что этот документ появился не случайно. Дети — это будущее планеты, но далеко не все они имеют дом, еду, родителей. С горечью приходится признавать, что и в современном мире есть дети, которые умирают от болезней. Это происходит потому, что в некоторых странах медицинская помощь стоит очень дорого и не каждая семья может ею воспользоваться. Наверное, не раз с экранов телевизоров вы видели большие грустные глаза детей, страдающих от голода. Да-да, голод и болезни в современном мире все еще продолжают оставаться самой главной причиной детской смертности.

Но и это не все. Очень много детей в разных странах мира, в том числе и у нас, по тем или иным причинам не могут посещать школу. Вероятно, не секрет для вас и то, что нередко родители бьют своих детей, а то и вообще выгоняют из дома. Миллионы детей существуют за счет изнурительной работы, мелкого воровства или попрошайничества. Вот и задумались взрослые люди о том, как защитить еще совсем юного человека, сделать его жизнь если не счастливой, то по крайней мере благополучной.

Беззащитны перед злом и подростки, хотя некоторые из них могут похвастаться недюжинной силой, хорошей мускулатурой, быстрыми ногами... Но, несмотря на все это, часто оказываются они безоружными перед хитростью и коварством взрослых, которые, пользуясь недостатком знаний у юного человека, а также тем, что некоторые подростки очень хотят быстрее стать взрослыми, приобщают их к алкоголю, курению, наркотикам. Юные порой даже не задумываются, как быстро затягивает человека зло, избавиться от которого не только трудно, но подчас и больно.

«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь,
И делай с ним что хошь!»

— поют лиса Алиса и кот Базилио в замечательном фильме «Буратино». Очень мудрая мысль. Да, лисы Алисы прекрасно знают, как обмануть доверчивого Буратино.

Вот и выходит, что умные и добрые люди писали Конвенцию для того, чтобы защитить молодость планеты, будущее Земли от любого зла, в каких бы одеждах оно ни представало. [1]

Давайте познакомимся с Конвенцией о правах ребенка чуть подробнее. Конвенция достаточно большой документ, в ней целых 54 статьи. Перечислим основные положения:

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. [2]

3. Закрепление, формирование практических умений и навыков

Учитель просит ребят разделиться на группы, дать название своей команде.

Разминка. Оценивается в 1 балл

  1. Что означает слово «конвенция»?
  2. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
  3. Зачем нужна Конвенция?

Раздаются листы с сокращенным перечнем статей Конвенции. Приложение 2

1 конкурс. За каждый правильный ответ 5 баллов. Нужно назвать статью и прокомментировать ее. За каждый правильный ответ 5 баллов.

Инсценировка отрывка из сказок по статьям Конвенции по правам ребенка. (Заранее нескольким ребятам дается домашнее задание. Приложение 3).

Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. Статья 6. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и свободное развитие.

Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья 31. Право ребенка на отдых и досуг

2 конкурс. Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь. За каждый правильный ответ 5 баллов.

  1. «Антошка» (право на отдых и досуг)
  2. «Дважды два четыре» (право на образование)
  3. «Рыжий рыжий конопатый» (право на сохранение своей индивидуальности)
  4. «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (право на свободу ассоциации и мирных собраний)

3 конкурс. Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились. [2]

Когда команды приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка. За каждый правильный ответ 5 баллов.

4. Подведение итогов.

Вы воспользовались правом на образование, теперь вы можете воспользоваться и правом на отдых. Спасибо за работу!

Источники:

  1. Королькова Е. Защищает всех детей Земли: Тема Мировая Конституция прав ребенка. 5 класс // www.ug.ru № 05 (10086) / 2006-02-07
  2. Чугуевская Н. И. «Внеклассное мероприятие с применением ИКТ "Знатоки права"» // https://urok.1sept.ru/articles/521360/