Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
- закреплять и углублять знания, умения, навыки по теме;
- развивать внимание, логическое мышление, умение подбирать аргументы, планировать деятельность;
- формировать умения осуществлять взаимосотрудничество;
- воспитывать нравственно-этические принципы, любознательность, потребность общения с природой и необходимости природоохранной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!»
(Слайд 1-2, приложение 1)
- В нашем классе уже неделю открыто Бюро находок. Каждая группа провела поиск необычного с планеты Земля. (Слайд 3, приложение 1)
II. Сообщение темы и цели урока
И сегодня на уроке мы вытащим из тайников памяти ценные сведения о величинах, потренируем мозги в решении задач, совершенствуем вычислительные навыки и ребята отчитаются о своей поисковой работе.
- Группа ботаников готова?
- Группа географов готова?
- Группа экологов готова?
Отвечали дружно, значит в путь!
III. Актуализация знаний.
(Выбор дорожки по уровню сложности вычислительных навыков, задание написано на доске)/
- Кто выбрал первую дорожку, кто вторую? Дерзайте!
480 – 80 – 400 = |
|
|
72 : 6 × 9 = |
703 – 700 + 7 = |
|
|
9 ×100 × 3 = |
285 – 60 – 100 = |
|
|
100 × 5 - 57 = |
292 – 200 + 8 = |
|
|
96 : 6 + 740 = |
(При проверке первым пяти ученикам учитель ставит оценки, два человека выбегают к доске и пишут ответы. Остальные сверяют числа и хлопают в ладоши при верном ответе. По ходу урока для быстроработающих детей предлагаю ребус Я × ТЫ = МЫ.)
- Какое интересное задание можете предложить с найденными значениями выражений?
(Разложить число на разрядные слагаемые, найти «лишнее», назови «четное – нечетное» число…)
- Я предлагаю найти сумму значений выражений каждой дорожки.
(При проверке дети называют получившиеся числа, учитель сообщает сведения).
- На планете Земля 235 стран, длина окружности экватора 4007км.
- Богат и разнообразен растительный мир нашей планеты. Слово ботаникам. (Слайды 4-16, приложение 1)
(Из собранного материала группа вместе с учителем создала слайд – шоу «Необычные растения». Идет самостоятельная работа по преобразованию величин. Два человека работают за доской.)
Раффалезия Арнольда на острове Суматра имеет цветок массой 8 кг 600 гр = ……
Диаметр цветка 91 см = … мм
Дольше всех прожила сосна долговечная в Неваде 5100 лет = …в…лет
Сагуаро растёт в Мексике и штате Аризона. Самый большой кактус в мире легко достигает высоты в 15 м, а весит 10 тонн = …ц
Лютик снежный, арктический: невысокое растение, от 6 до 12 см. цветки белые, иногда розовые растут в горах. Европы на высоте 4300м = …км …м
В Африке растет бамбук. Это трава, хотя и очень прочная. Удочки, лыжные палки – это изделия из бамбука. А в Африке из бамбука делают хижины. Скорость роста этого растения очень высока. За одни сутки бамбук вырастает на 50 см. = …мм
Поиск закономерности.
Установи закономерность и продолжи каждый ряд величин:
15 ц, 1600 кг, 17 ц, 1800 кг, 19ц, … (2000 кг) Масса крокодила (убит в 1954г.) длиной 8м. (Слайд 17, приложение 1)
Основная пища крокодилов – рыба, некоторые охотятся на буйволов и носорогов. Иные опасны для человека. И все же человек оказался опаснее. Если за 25 лет на Ниле крокодилы сожрали 53 человека, то за то же время человек уничтожил их несколько тысяч: из крокодиловой кожи делают сумочки, ремни, чемоданы. Дошло до того, что 19 видов из 21 попали в Красную книгу.
(На глобусе появляются места, окрашенные в зеленый цвет)(Слайд 18, приложение 1)
Физпауза для глаз.(Слайд 19, приложение 1)
IV. Работа над задачей.
Задача: Текст задачи на индивидуальных листах.
Гиббон мчится по ветвям деревьев со скоростью 16км/ч, страус – в 3 раза быстрее, чем гиббон, а гепард на 62км/ч быстрее страуса. Какое расстояние пробежит гепард за 3 часа?
Анализ задачи. (Слайд 20, приложение 1) s=v×t
Гиббон – 16км/ч
Страус - ?,в 3 раза быстрее
Гепард - ?, на 62км/ч быстрее
Сколько км пробежит гепард за 3 часа? (за доской 2 человека)
Измени вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия? Чтобы еще короче стала?
Хорошо поработали. Отдохнем.
Физпауза «Зверобика»(Слайд 21, приложение 1)
- Много интересного на планете Земля. (Слайд 22, приложение 1)
Предлагаю на огромном поле чисел зажечь самые яркие в мире и их запомнить.
(Один ученик работает на ПК по таблице разрядов в программе WORD, остальные учащиеся с карточкой – тест.)
Описание теста: карточка представляет собой поле, разбитое на 20 ячеек, заполненных многозначными числами. Дети находят и отмечают точками названные учителем числа. Затем соединяют их в порядке убывания чисел. Ключ к тесту: должен получиться знак вопроса.
Форма проверки: взаимопроверка в паре.
- Самая высокая точка в Африке, гора Килиманджару 5895 м. (5ед .т. 8с. 9д. 5ед.)
- Глубина озера Байкал 1920 м (2д. 9с. 1 ед.т.)
- В Евразии высота горы Джамалунгма (Эверест) 8848 м.(8 ед.2кл. 848 ед. 1 кл.)
- Ширина Гибралтарского пролива 59000м. ( 59ед. 2 кл.)
- Длина реки Амур в России 4440000 м. (4ед.млн столько же сотен и десятков тысяч)
- В Северной Америке высота горы Мак-Кинли 6193м. (6ед.т. 1с. 9д. 3ед.)
- О чем нам говорит знак «?» на вашем поле чисел?
Да! Много таинственного и интересного нам еще предстоит узнать. Группа географов предлагает нам посмотреть их видеоролик.
(на глобусе появляются места, окрашенные в коричневый и синий цвета с красными точками, обозначающими опасность) (Слайд 24, приложение 1)
- Необходимо беречь и охранять эту красоту. Сама уже природа не может залечить нанесенные ей раны. Тревогу бьют ученые, врачи, журналисты, политики. Слово нашим экологам. (Слайды 25-29, приложение 1)
1 ученик. Последствия аварии на нефтепроводе Коми. 1996 г. Разлившаяся нефть покрыла территорию в 79 га слоем от нескольких сантиметров до одного метра. Эта территория стала непригодной для произрастания всех видов растений и жизни большинства видов животных. В ближайшее время здесь будет продолжаться отмирание растительного покрова всех ярусов. По мнению экспертов «Гринпис», только на восстановление почвенного покрова в районе аварии потребуется около ста лет при условии выполнения необходимых рекультивационных мероприятий.
Кит, выбросившийся на берег из-за химического загрязнения. Северное море. Нидерланды.
2 ученик: Атомное оружие - это ещё одна бомба замедленного действия. Потопленные подводные лодки с атомными реакторами - это в сто крат опаснее тех снарядов.
Недавно в проливах Скагеррак и Каттегат закончила работу международная экологическая экспедиция.
Поисковые работы проводились с борта судна «Профессор Штокман», причем впервые с использованием специального телеуправляемого глубоководного аппарата, рассказывает Тенгиз Борисов. Мы установили: в проливе Скагеррак снаряды рассыпаны на площади около десяти квадратных километров. В обследованной зоне на глубинах до 215 метров обнаружены многочисленные «химические мины замедленного действия». Телекамеры четко зафиксировали: на затопленных союзниками судах сорваны крышки люков, разломаны борта. Видны места повреждения обшивки авиационных бомб.
3 ученик: Последние войны: в Беслане, Косово, Чечне, Афганистане - несут настоящее экологическое бедствие многострадальной Земле. И планета начинает мстить. Ученые, например, предполагают, что бомбардировки Косово вызвали сдвиги земной коры и привели к разрушительным землетрясениям в Турции, к большим человеческим жертвам.
Песня «Живи, Земля!» (Слайд 30, приложение 1)
V. Подведение итогов урока. Релаксация.
- Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?
- Сегодня мы все вместе и Я, и ТЫ, и МЫ постарались на уроке!
(Bысвечиваются слова Я, ТЫ, МЫ - появляется ребус Я × ТЫ = МЫ. Дети выдают решения: 6 ×12 = 72, 6 ×14 = 84, 3 × 15 = 45)(Слайд 31, приложение 1)
- На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?
Дети помещают свои фигурки на лесенке.
(Слайд 32, приложение 1)
VI. Задание на дом.
На «5» - №399(1), 402(1)
На «6» - №399(1), 402(1)
Ребусы 6 6 6 = 6
4 4 4 4 = 6 (Слайд 33, приложение 1)