Урок развития речи "Редактирование текста" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Закрепить знания о повествовательном тексте.
  2. Формирование умения замечать логические ошибки и совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в построении, на основе осознания особенностей текста-повествования, (восстановление деформированного текста).
  3. Формирование навыков учебного труда - умение пользоваться планом, словарём.
  4. Воспитывать у учащихся желание и способность говорить перед классом.

Коррекционные цели:

  1. Развитие активного словаря детей.
  2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).
  3. Развитие прослеживающей функции глаза за действием руки.
  4. Развитие представлений об окружающем мире (животное ёж).

Оборудование:

  • мультимедийная установка для демонстрации презентации;
  • диск с презентацией «Редактирование текста»;
  • индивидуальные карточки с текстом и планом к нему;
  • индивидуальные карточки с готовым текстом;
  • плакат с изображением ежа;
  • карточки с изображением яблочек (зелёные и красные).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с темой урока. (1 кадр, приложение)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться редактированием текста.

- Что такое редактирование? Как вы можете объяснить значение этого слова?

- А вот как разъясняется его значение в толковом словаре Ожегова. (2 кадр, приложение)

Чтение определения детьми (по ситуации - учителем).

И так сейчас мы превращаемся в редакторов.

III. Работа над темой урока.

1. - Необходимо отгадать загадку, чтобы узнать героя нашего текста.

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек
Это наш приятель... (ёжик)

(3 кадр, приложение)

2. Рассматривание изображения ежа. Беседа о нём.

- Что вы знаете про этого зверька?

- Чем он питается?

- Где живёт? И т.д.

3. Знакомство с деформированным текстом. (4 кадр, приложение)

Ежик.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа
Весной ёж заскучал.
Девочка положила его на пол посреди класса.
Ребята выпустили его на волю.
Ёжик лежал неподвижно.
Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе.
Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.
Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.
Ёжик прожил у ребят всю зиму.

- Что вас настораживает?

- Что здесь не так?

- Что нужно сделать, чтобы исправить текст?

- Возьмите в руки карандаши и карточки, давайте наведём порядок в тексте. С лева от предложения карандашом ставим порядковый номер предложения.

- Какое предложение будет первым?

- Какое - последним?

4. Физкульминутка. (5 кадр, приложение)

Ёжик ладошками
Глазки закрыл.
Дать отдохнуть
Своим глазкам решил. (пальминг и зарядка для глаз)
Пых пых пых
Ёжик к тишине привык.
Топ - топ - топ,
Продолжается урок.

5. Разбивка текста на части. (6 кадр, приложение)

- А теперь нам нужно оформить полученный текст, для этого распределим все предложения в нужную часть. Используйте для этого план к тексту:

  1. Оля принесла ежа.
  2. Ёжик жил в школе.
  3. Ежа выпустили на волю.

1) Прочтите предложения первой части, второй части, третьей части.

(Используются индивидуальные карточки и кадр презентации, приложение).

2) Обратить внимание на сложные для написания слова (слова д/справок) (7 кадр, приложение)

  • принесла
  • посреди
  • положила
  • неподвижно
  • привык

6. Запись отредактированного текста.

1) -Что же у нас получилось? Давайте проверим. (8 кадр, приложение)

- Какой это текст по цели высказывания: описание, повествование, рассуждение? Почему?

Ёжик.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа. Девочка положила его на пол посреди класса. Ёжик лежал неподвижно. Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.

Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе. Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью. Ёжик прожил у ребят всю зиму.

Весной ёж заскучал. Ребята выпустили его на волю.

2) - Спишите лишь основную часть. Повторное чтение части, с последующим списыванием.

IV. Подведение итога.

- Давайте подарим ёжику по яблочку.

- Если урок вам понравился, подарите красное яблочко, если нет - зелёное. На доску вывешивается рисунок ежика, и дети прикрепляют к нему одно из своих «Яблочек». (9 кадр, приложение)

- Спасибо за урок.

Приложение. Слайды презентации к уроку.

Приложение 1. Индивидуальные карточки.