Цели урока:
Дидактическая:
- повторить понятия обыкновенной дроби, правильной и неправильной дробей, смешанного числа;
- уметь выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение дробей;
- уметь отмечать дробные и смешанные числа на числовом луче;
- закрепить умение выделять целую часть из неправильной дроби и умение представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Развивающая:
- развивать культуру общения и культуру математической речи;
- развивать творческие и прикладные стороны мышления;
- развивать интерес к математике.
Воспитательная:
- формировать навыки умственного труда учащихся- планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов;
- отработать навыки организации самостоятельной деятельности;
- воспитывать дружеские отношения в классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тема урока записана на доске. Учащимся сообщается цель урока.
Учитель: сегодня у нас не обычный урок, а урок-сказка, который мы проведём вместе с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Сказки бывают с хорошим концом и не очень. И от нас с вами зависит чем закончится наша сказка. Сможете ли вы помочь Ивану-царевичу освободить Елену Прекрасную? Итак…
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном увлекательном путешествии повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную, заточил её в далёком сказочном Замке обыкновенных дробей. Иван-царевич решил освободить Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное сообразительное войско, которое помогло бы ему в неизвестной стране. Вы, ребята, согласны помочь Ивану-царевичу? А в конце урока мы выясним , кто стал генералом войска. У каждого на столе лежит карточка с заданиями . В свободное время на отдельном листочке их можно решать.
Вариант 1.
|
Вариант 2.
|
Двинулся в путь Иван-царевич со своим войском, ехали они , ехали и увидели, что дорога расходится на три дороги. Задумался Иван-царевич о том, какую дорогу выбрать? Тут ласточка села на плечо и говорит : «К Елене Прекрасной ведёт только одна дорога. Найти правильный путь поможет математическая эстафета»
2. Устная работа.
В ответе получили число 2, значит, надо ехать прямо.
Привела дорога к густому лесу. Долго ехали они по лесу , пока не приехали к избушке Бабы Яги. Она в то время враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он и его воины помогут решить ей две задачи.
3. Работа в тетрадях
Задача 1. Баба Яга решила совершить за день 10 хороших поступков. Но, к сожалению ей удалось сделать лишь части того, что она запланировала. Сколько хороших поступков совершила за день Баба яга?
Задача 2. От избушки до Замка обыкновенных дробей Баба Яга пролетает без отдыха 12 километров, что составляет всего пути. Найдите всё расстояние от избушки до Замка.
(Два ученика оформляют решение задач на доске, остальные – в тетрадях.)
Справились ребята с задачами Бабы Яги . Молодцы! С вашей помощью узнал Иван – царевич какое расстояние осталось пройти до Замка. А Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения: « Коль нужно какой замок отпереть , произнеси вслух корень уравнения».
А теперь дальше в путь. Вышли они к огромному озеру, которое не объехать никак. Пришлось оставить коня Ивану-царевичу на берегу и дальше добираться на лодке. И на пути неожиданно возник остров Ошибок.
На острове Ошибок
Счастливчики живут.
Там правила не учат,
Учебник не берут.Там Двоечка и Троечка
Под пальмою сидят.
Ошибки собирают,
Учиться не хотят.
Одна ошибка говорит:
«Две дроби сложить-
Настоящий пустяк!
Прибавить всё вверху
И внизу кое-как».
Учащиеся выясняют какая допущена ошибка при сложении двух дробей с одинаковыми знаменателями, исправляют её , проговаривая правило.
Другая ошибка утверждает:
«Два меньше трёх, 2<3
А потому все знают дети:
Одна вторая
Меньше одной трети!»
Третья ошибка рассуждает:
«Четыре …тысяча вторых
Равны четырём тысячам…
Вторых».
Молодцы, ребята! Быстро распознали вы ошибки и исправили их. Преодолели вы это препятствие без труда.
А вот и Замок обыкновенных дробей появился на горизонте. Открылись врата Замка без труда, а там много залов оказалось. Где же искать Елену Прекрасную? Отправился Иван – царевич сначала в Зал сравнений. Подбежали к нему несколько дробей, образовалась очередь
Расположите эти дроби в порядке возрастания.
Поспорили две дроби: « Я больше!» « Нет, я больше!»
Сравните их. (Задание выполняется самостоятельно.)
а)
Какие натуральные числа можно подставить вместо х, чтобы неравенство было верным?
В Зале правильных и неправильных дробей их ожидали новые задания.
1) Назовите правильные дроби.
Выпишите неправильные дроби и выделите целую часть.
2) Назовите лишнюю дробь:
3) Найдите все значения х , при которых дробь будет правильной, а дробь - неправильной.
Отправимся теперь в Зал смешанных чисел.
Представьте эти числа в виде неправильных дробей (по вариантам).
а) 1
а) 3
В Зале координатного луча царили строгость и порядок. Все правильные и неправильные дроби смиренно сидели на своих местах между натуральными числами.
1) Определите между какими натуральными числами расположены эти числа
2 .
2) Какая из точек А( находится правее ?
Остался последний Зал в Замке, но он заперт. Как же отворить дверь этого Зала?
Учащиеся вспоминают о том, какой совет давала Баба Яга. Необходимо найти корни уравнения:
Произнёс Иван-царевич волшебное слово-корень уравнения, дверь и открылась. Освободили воины Елену Прекрасную , поклонилась она им низко в пояс, поблагодарила всех от чистой души. Наградил щедро, по-царски Иван-царевич воинов, помогавших ему в преодолении препятствий.
4. Подведение итогов работы учащихся.
Выбираются генералы войска. Выставляются отметки учащимся. Домашнее задание не задаётся.
Вот и сказке конец!