Цели:
- обучение выкладыванию слов из кубиков;
- развитие речевого дыхания;
- обучение интуитивному чтению слов;
- подготовка к постановке звуков [р], [р`];
- развитие артикуляторной моторики;
- формирование грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса.
Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; диск с записью мелодии к песне “Рябина”; складовые карточки: ананас, лимон, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина; фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко; индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра “Волшебный мешочек”
Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему фрукт. Когда все фрукты будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.
2. Пальчиковая гимнастика
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!мизинцы
безымянные
средние
указательные
большие
пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами.
“Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
“Маляр”.
Рот открыт. Широким пальчиком языка, как
кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого
нёба.
“Лошадка”.
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Автомат”.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать
в зубы, многократно и отчётливо произнося
“т-т-т”. Убыстрять темп.
“Пулемёт”.
Напряжённым кончиком языка постучать в
сомкнутые зубы, отчётливо и могократно произнося
“д-д-д”.
“Барабанщики”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком
языка в верхние резцы, многократно и отчётливо
произнося “д-д-д”.
“Шмель”.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх,
боковые края прижаты к коренным зубам, передний
край свободен. Посередине языка идёт воздушная
струя, подключается голос.
4. Работа со складовыми карточками
Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: “Прочитайте, что это? Лимон. МО выделено чёрным, значит стоит под ударением”. Аналогично проводится работа с остальными карточками (ананас, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.
5. Пение по таблице
“Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Рябина относится не к фруктам, а к ягодам. Рябина из тех ягод, которая не отличается хорошим вкусом, зато она очень полезная и помогает при лечении многих заболеваний. Сегодня на занятии мы пропоём таблицу под мелодию песни “Рябина”. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады по таблице вместе с учителем.
6. Игра с мячом
Педагог бросает мяч детям, называя существительные, дети возвращают мяч и образуют от них имена прилагательные.
Яблоко – яблочный
Лимон - лимонный
Апельсин – апельсиновый
Банан – банановый
Груша – грушевый
Слива - сливовый
7. Письмо слов кубиками.
Игра “Карусель”
Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из фруктов, рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится лимон, то рядом должно быть три кубика: ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ, МУ-МО-МА-МЕ-МЫ-М, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети “разрушают” полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим первоначальным стульям.
8. Итог занятия
“Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью фруктов? На мелодию какой песни мы пропели нашу таблицу? Чем интересна рябина?”