Логопедическое занятие по теме "Звук [с]. Согласование имени прилагательного с именем существительным"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • уточнение знаний о временах года;
  • закрепление чёткого произнесения звука [С] в словах, фразах, предложениях;
  • отработка умения правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным;
  • обогащение и активизация словаря существительными и прилагательными;
  • развитие тактильных ощущений и мелкой моторики;

Учебные материалы:

  • Картинки с изображением деревьев и листьев.
  • Вырезанные из картона листья деревьев.
  • Вырезанные из бумаги листья деревьев с написанными на обратной стороне словами.
  • Одинаковые мешочки из ткани.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. Дети какое сейчас время года?

Ученики. Осень.

Логопед. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени?

Ученики. На улице становится холоднее. С деревьев падают листья.

Логопед. Как называется это природное явление, когда падают листья?

Ученики. Листопад.

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о деревьях, научимся различать их листья, будем стараться правильно проговаривать слова со звуком [c] и образовывать новые слова.

2. Основная часть

Логопед. Перед вами картинки с изображением деревьев. Назовите их.

Ученики. Береза, клён, дуб, липа, тополь, ива, рябина.

Логопед. Рядом с каждым деревом нарисован его лист. Скажите где находится звук [c] в слове “лист”?

Ученики. В слове лист звук [c] находится в середине.

Логопед. Давайте назовём лист каждого дерева стараясь проговаривать звук [c].

(Учитель показывает образец ответа.)

Ученики. Возле берёзы изображён берёзовый лист. Возле клёна изображён кленовый лист. (ученики по очереди выполняют задание со всеми предложенными картинками).

Логопед. Ребята, скажите когда начинается листопад, какие листья находятся под дубом?

Ученики. Дубовые листья.

Логопед. А под рябиной?

Ученики. Рябиновые листья.

(Далее ученики продолжают отвечать на остальные аналогичные вопросы.)

Логопед. Как меняется окраска листьев осенью? Какие листья мы видим на деревьях и на земле?

Ученики. Желтые, оранжевые, бордовые, красные.

3. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать

(Дети собирают бумажные листья деревьев, разложенные на столах.)

Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.

(Дети садятся на места с букетами.)

Логопед. На обратной стороне ваших листиков написаны слова, но пока листики падали на землю они немного порвались и на них оказались другие слова. Вам нужно добавить к этим словам звук [с] и вы узнаете какие слова там были написаны раньше.

Ученик. У меня на листе написано слово “мех”. Если добавить звук [с], получится слово “смех”.

Ученики по очереди выполняют данное задание. Детям предлагается следующие слова: порт, тройка, путник, пешка, наряд, клад, утки, ушки, нежный.

4. Игра “Найди лишний листик”.

Проводится игра на развитие тактильных ощущений. У каждого ученика мешочек с листьями деревьев, вырезанными из плотного картона. Все листья одинаковые кроме одного. Дети на ощупь определяют, что находится внутри мешочка и отвечают по образцу логопеда: “У меня в мешочке кленовые листья, а один лишний – ивовый”. Затем ученик достаёт лишний лист и показывает его всем.

5. Итог занятия

Логопед. Ребята, какой звук вы сегодня старались произносить правильно?

Ученики. Мы старались произносить звук [c].

Логопед. Мы рассмотрели разные деревья и научились узнавать их листья. Теперь вы можете нарисовать осенний букет из любых понравившихся вам листьев.