Цель:
- соединить три предмета в одном уроке, что позволит детям лучше понять произведение о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения;
- познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений;
- прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам;
- учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.
Оборудование: выставка книг, рисунков о весне, индивидуальные с текстами произведений о весне; записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели”.
Ход урока
1. Объявление темы, цели урока
Учитель: Тему урока вы сможете назвать сами, отгадав загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
– Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”. Сегодня мы вместе будем читать произведения о весне, говорить о ее особенностях. Будем сравнивать весну с другими временами года. Запишем красивые слова о весне, вспомним все, что уже нам знакомо об этом времени года.
2.
Раздается стук в дверь. В класс входит девочка в костюме весны и две девочки в костюмах цветов – подснежника и одуванчика.
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости. (Читает стихотворение Г. Ладонщикова “Весна”)
Отшутила злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои светлые постели.
И весна идет повсюду
Гонит зиму со двора.
– Ну, а я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
(Включается запись с голосами птиц.)
– Так кто же мои верные друзья?
– Правильно, это птицы. Они вернулись из теплых стран и радуют всех своим пением.
– Какие из птиц прилетают первыми?
– А за ними?
– Как называются два замечательных цветка, которые находятся рядом?
(Девочка-подснежник читает стихотворение.)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
– Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.
(Девочка-одуванчик читает свое стихотворение)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
– Опять правильно угадали. Это одуванчик. Тоже один из первых весенних цветов.
Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, на лугах, на реках, в городах, селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи, думаю, что узнаю что-то новое.
(Звучит запись “Скворцы прилетели”)
3.
– Ребята, вам нравится весна? Чем? Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. А какое стихотворение А.Плещеева о весне вы знаете? Прочитайте это стихотворение.
4. Физкультминутка
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
5. Работа в тетради
Правило безударной гласной. Списать с доски слова, вставить пропущенную букву безударную гласную. Записанные слова встретятся далее в текстах.
З… ленный, скв…рец, л…сточки, д…лекая, нар…дились
Проверка.
6. Работа с текстом
а) Текст читает подготовленный ученик.
… Пришла весна. Наступил первый весенний месяц-март. Все месяцы года хороши по-своему, но март-это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе уже чувствуется приближение весны. Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко греет все больше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы-белые и голубоватые подснежники.
Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева. Как прекрасно в лесу!
– Ребята, так почему же говорят, что “март-это особенный месяц года?”
– Как все изменилось вокруг с приходом весны?
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам
“цепочкой”
в) Озаглавливание текста
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Весна пришла. Начало весны. Голубой март.)
г) Ответы на вопросы учителя.
д) Выборочное чтение.
– Найдите в тексте предложения, в которых
описывается лес.
– Найдите слова, которыми описывается первая
зелень.
– Найдите в тексте предложения, в которых
выражается восхищение тем, что наконец-то пришла
весна.
– Какое это предложение? Что оно выражает? Какой
знак стоит в конце этого предложения?
е) Повторное чтение текста.
Вывод: Что узнали, прочитав этот текст?
Правильно, прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках, об изменениях в природе с приходом весны…
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение о начале весны в природе, о ее “первых шагах”.
Ученик читает стихотворение В.Татаринова “Весна близка”
Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клен раздет.
Ветер невидимкою
Плачет и поет,
В синем небе льдинкою
Облачко плывет.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна – близка!
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима навек!
– Понравилось ли вам это стихотворение? Вот таким увидел поэт приход весны в лесу.
7. Работа в тетради
а) – Запишите названия тех оттенков цветов, которыми природа так красиво раскрасила весну.
Сиреневый, оранжевый, голубой, желтый, розовый, малиновый и т.д.
– Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну, оживила все вокруг.
б) Комментированное письмо. Запись словосочетаний.
– Продолжим начатую работу. Назовите понравившиеся вам слова и выражения о весне.
г) Запись предложения о весне.
Составьте и запишите красивое предложение о весне.
Веселые ручейки унесли зиму далеко в синее море.
– Что выражает предложение? Сколько слов может быть в предложении? Какими бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки ставятся в конце предложения?
8. Чтение стихов о весне
– Сегодня вы познакомились с прекрасными рассказами о весне. А сейчас послушайте о весне стихи.
Л.Соловьева “Подснежник”
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это – весна?”
С.Маршак
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше…
– Ребята, понравились вам стихи? Что их объединяет?
9. Итог урока
Благодарность за работу на уроке, призыв к детям беречь, любить, охранять родную природу.