В современном мире личность с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Задача каждого учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха, стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие. В социальном опыте человека особенно важен первый успех в жизни. Для ребенка первым “полигоном” успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Для определения основных задач воспитательной работы в классе использовала различные диагностические методики с целью выяснения уровня воспитанности учащихся, уровня успешности, целевых ориентаций личности, проблем взаимоотношений учащихся классе (педагогическое и психологическое наблюдение, тестирование, анкетирование). В результате анализа результатов диагностических исследований я пришла к выводу, что слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка в процессе урочной и внеурочной воспитательной работы, что возможности моих детей не используются в полном объеме. Но самое главное – была выявлена проблема: 70% учеников класса имеют заниженную самооценку, не уверены в своих силах,. Актуальность данной проблемы заключается в поиске ответа на вопрос: как сформировать социально развитую личность, уверенную в себе и своих поступках.
Основное предназначение воспитательной системы класса заключается в содействии развитию личности и формированию коллектива в данном классе. Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Интеграция предполагает активное вхождение в социум, готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способность влиять на среду изменяя ее или меняться самому.
Цель созданной мною воспитательной системы – создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта в условиях профильной школы.
Данная цель реализуется с помощью задач:
– создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся, для самовыражения и самореализации учащихся;
– учить принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой и одноклассниками;
– формировать способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях, владеть навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества с другими людьми;
– развивать коммуникативные способности учащихся, умение сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.
Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника школы, который умеет учиться (целевые ориентации), умеет жить (модель адаптированного выпускника), умеет работать и зарабатывать (модель успешного выпускника).
Для оценки эффективности функционирования классной воспитательной системы использую следующие критерии:
– уровень воспитанности учащихся;
– сформированность классного коллектива;
– уровень коммуникативности учащихся;
– наличие у ребят положительной самооценки;
– удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
Характер взаимодействия в системе “педагог-ребенок” базируется на принципах жизнедеятельности классного коллектива: “Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!”.
Формы деятельности – классные часы, конкурсы, тренинги, дискуссии, интеллектуально-познавательные игры.
Виды деятельности – познавательная, спортивная, коммуникативная, игровая (индивидуальные, групповые, командные).
Предложения возможности для распространения технологии в образовательной среде.
Данная система работы может быть реализована в любом общеобразовательном учреждении. Самое главное – это желание педагога творчески сотрудничать с коллективом учащихся, родителей, педагогов.
Содержание педагогической деятельности
Теоретико-методологической основой данной воспитательной системы класса является личностно-ориентированный подход, позволяющий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка (теоретики подходов – Е.В.Бондаревская, Н.Г.Савина, О.С.Газман). Основываясь на личностно-ориентированном подходе, определяю средства, приемы, методы формирования социально-развитой личности: диалог, рефлексивные методы, педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха.
Этапы деятельности | Результаты деятельности |
1. Аналитико-диагностический | Информация о психологическом климате в коллективе. Индивидуальные карты учащихся с уровнем развития личности. |
2. Создание программы “Портфолио успешной личности” | Наличие программы, система практических занятий по реализации программы. |
3. Реализация программы “Портфолио успешной
личности” (Организация деятельности, апробация программы, диагностика, коррекция) |
Сформированность общегражданских ценностей
выпускника школы. Осуществление самоанализа успехов и достижений учащихся. |
Организацию целенаправленного, аргументированного процесса развития личности учащегося начинаю с аналитико-диагностической деятельности, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива. Диагностика предполагает анкетирование, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение. В ходе диагностики мною исследовались – психологический климат в коллективе, занятость учащихся во внеурочное время, уровень самооценки, отношение ребенка к школе, мотивация учебной деятельности.
Взяв за основу личностно-ориентированный подход в воспитании, выделяю показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы.
Показателями социализации личности являются:
– умение и стремление учащихся к познавательной деятельности;
– наличие положительной самооценки и уверенности в своих силах;
– выбор нравственных форм и способов самореализации;
– уровень воспитанности личности;
– социальная активность.
Показатели уровня развития коллектива:
– характер межличностных отношений;
– сплоченность коллектива;
– организованность класса;
– общественное мнение в классе.
Результаты педагогической деятельности
Данная воспитательная система, апробируемая мною в течение восьми лет, принесла положительные результаты. В 2004 году выпустила 11 класс. У классного коллектива формировала сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество. Именно эти качества являются “фундаментом” успешной личности. За годы учебы в классе не было отсева, не были совершены правонарушения. На конец учебного года качество знаний учащихся составило 80%, 1 золотая медаль, 4 серебряные медали, 3 аттестата с отличием. Все 30 выпускников класса после окончания школы поступили в учебные заведения г. Арсеньева, г. Владивостока, г. Орла, г. Москвы, из них две трети на бюджетные места. Ребята сознательно сделали свой жизненный выбор и в настоящее время занимают активную жизненную позицию. Примачева Екатерина – студентка ВГУЭС, победитель конкурса на соискание стипендии В.Потанина (2007, 2008 годы), победитель Всероссийской студенческой олимпиады “Социализация”, стипендиат Губернатора Приморского края. Исаев Максим – студент ВГУЭС, призер VIII, IX, X Международных конференций “Интеллектуальный потенциал вузов”, стипендиат Губернатора Приморского края, стипендиат главы администрации города Владивостока. (Приложение 1).
В настоящее время являюсь классным руководителем 8-го оборонно-технического класса, в котором 25 парней.
Особое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию.
Совместно с родителями вовлекаю учащихся в новые виды деятельности развивающего характера. Коллектив класса включился во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”. Организую работу на деятельностной основе. Для этого применяю групповые формы работы: тренинг “Как я вижу, чувствую и понимаю свой город”; дискуссия “Честь, идеал, права и обязанности”, “Я – будущий солдат”; встречи с работниками правоохранительных органов, офицерами Новосысоевского военного гарнизона, участниками афганских событий; интеллектуально – познавательные игры “Знатоки истории”, “Российский флот”, создание электронного фотоальбома класса “Ступени к успеху”.
Мои учащиеся занимаются в военно-спортивном клубе “Беркут”, в котором большое внимание уделяется физическому и военно-патриотическому воспитанию. В конце августа все учащиеся класса вместе со мной выезжают в летний профильный лагерь. Там они приобретали навыки физической подготовки, личной самообороны, самообслуживания, формировали чувство личной ответственности и умение жить в коллективе. (Приложение 2) По результатам участия в военно-полевых сборах, команда нашего класса заняла 2 место по спортивному ориентированию, 3 место в сборке-разборке автомата, 1 место в игре “Последний герой”. В соревнованиях ребята проявляют настойчивость, упорство, основанные на взаимоподдержке. Особое внимание уделяю формированию учениками ценностного отношения к здоровью. Родители помогают вести работу по пропаганде здорового образа жизни, проводят беседы, являются постоянными участниками походов. Спортивные кружки и секции посещают 96% учеников класса. (Приложение 3).
Разнообразные интересы и увлечения учащихся делают нас постоянными участниками школьных и городских мероприятий. Ребята участвуют в проведении школьных конкурсов “От рядового до генерала” (1 место), в проведении малых олимпийских игр. В городских соревнованиях “Зарница” сборная команда школы, основную часть которой составляют учащиеся моего класса, заняла 2 место. Участвуя в школьном конкурсе “А ну-ка, парни!”, посвященном Дню защитника Отечества, команда класса заняла 2 место в выполнении строевых упражнений, 1 место в номинации лучший музыкальный номер (танец “Яблочко”), 1 место в номинации “Лучший боевой листок”. (Приложение 4). Мои парни принимают активное участие в городской концертной программе “Встреча поколений”.
Реализуя образовательную программу, мне удалось вовлечь всех учащихся класса во внеурочную деятельность по предметам. Сергеев Д. в 2008 году участник IV краевого конкурса детско-юношеского рисунка “Душа крылатая моя”; в 2009 году в городском этапе V Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов “Свой мир мы строим сами” Денис занял 3 место, проект “Моя семья в истории моей страны”. Рыбка В. и Новоселов А. участники Всероссийского конкурса “Гимн России глазами школьников”. Шевчук Д. участвовал в создании сетевого экологического проекта “Дальневосточная азбука” на сайте wiki.pippkro.ru. Лян С. и Новоселов А. участники краевого конкурса Интернет-проектов школьников (очно-заочная комптютерная школа ВГУЭС). Достижения учащихся оформляются в личные портфолио. (Приложение 5).
Работа в классе строится на принципах самоуправления.Участие в жизни коллектива, использование своих способностей позволяет ребятам самореализоваться и комфортно чувствовать себя в стенах родной школы. В классе создан благоприятный психологический микроклимат.
Основные виды деятельности: познавательная, спортивная, коммуникативная, игровая. Основные формы деятельности: классные часы, конкурсы. В классе существует система самоуправления, способствующая воспитанию социальной активности.
В классе реализуется программа “Портфолио успешной личности”, цель которой помочь ребенку в самореализации как личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора .
С целью просвещения родителей использую разные формы работы: круглые столы “Возможное и невозможное в воспитании”, “Как стать ребенку другом?”; беседы “Проблемы воспитания подростков”; деловые игры “Этот трудный подростковый возраст”, “Ребенок пришел из школы”; психологические тренинги “Разрешение конфликтов в семье”, “Мир детский и мир взрослый”. Практикую индивидуальные консультации по вопросам: “Формирование здорового образа жизни”, “Профилактика вредных привычек”, “В семье растет сын”. Учащимися класса не было совершено ни одного правонарушения. 94% родителей являются активными участниками мероприятий, которые проводятся в классе и школе.
Я уверена, что реализация на практике теоретических положений воспитательной системы способствует тому, что в классе создана оптимистическая атмосфера доверия и веры в силы и возможности ребенка, его успешность.