Формирование социально-развитой личности в условиях профильной школы

Разделы: Классное руководство


В современном мире личность с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Задача каждого учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха, стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие. В социальном опыте человека особенно важен первый успех в жизни. Для ребенка первым “полигоном” успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Для определения основных задач воспитательной работы в классе использовала различные диагностические методики с целью выяснения уровня воспитанности учащихся, уровня успешности, целевых ориентаций личности, проблем взаимоотношений учащихся классе (педагогическое и психологическое наблюдение, тестирование, анкетирование). В результате анализа результатов диагностических исследований я пришла к выводу, что слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка в процессе урочной и внеурочной воспитательной работы, что возможности моих детей не используются в полном объеме. Но самое главное – была выявлена проблема: 70% учеников класса имеют заниженную самооценку, не уверены в своих силах,. Актуальность данной проблемы заключается в поиске ответа на вопрос: как сформировать социально развитую личность, уверенную в себе и своих поступках.

Основное предназначение воспитательной системы класса заключается в содействии развитию личности и формированию коллектива в данном классе. Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Интеграция предполагает активное вхождение в социум, готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способность влиять на среду изменяя ее или меняться самому.

Цель созданной мною воспитательной системы – создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта в условиях профильной школы.

Данная цель реализуется с помощью задач:

– создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся, для самовыражения и самореализации учащихся;

– учить принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой и одноклассниками;

– формировать способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях, владеть навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества с другими людьми;

– развивать коммуникативные способности учащихся, умение сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.

Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника школы, который умеет учиться (целевые ориентации), умеет жить (модель адаптированного выпускника), умеет работать и зарабатывать (модель успешного выпускника).

Для оценки эффективности функционирования классной воспитательной системы использую следующие критерии:

– уровень воспитанности учащихся;

– сформированность классного коллектива;

– уровень коммуникативности учащихся;

– наличие у ребят положительной самооценки;

– удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

Характер взаимодействия в системе “педагог-ребенок” базируется на принципах жизнедеятельности классного коллектива: “Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!”.

Формы деятельности – классные часы, конкурсы, тренинги, дискуссии, интеллектуально-познавательные игры.

Виды деятельности – познавательная, спортивная, коммуникативная, игровая (индивидуальные, групповые, командные).

Предложения возможности для распространения технологии в образовательной среде.

Данная система работы может быть реализована в любом общеобразовательном учреждении. Самое главное – это желание педагога творчески сотрудничать с коллективом учащихся, родителей, педагогов.

Содержание педагогической деятельности

Теоретико-методологической основой данной воспитательной системы класса является личностно-ориентированный подход, позволяющий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка (теоретики подходов – Е.В.Бондаревская, Н.Г.Савина, О.С.Газман). Основываясь на личностно-ориентированном подходе, определяю средства, приемы, методы формирования социально-развитой личности: диалог, рефлексивные методы, педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха.

Этапы деятельности Результаты деятельности
1. Аналитико-диагностический Информация о психологическом климате в коллективе. Индивидуальные карты учащихся с уровнем развития личности.
2. Создание программы “Портфолио успешной личности” Наличие программы, система практических занятий по реализации программы.
3. Реализация программы “Портфолио успешной личности”

(Организация деятельности, апробация программы, диагностика, коррекция)

Сформированность общегражданских ценностей выпускника школы.

Осуществление самоанализа успехов и достижений учащихся.

Организацию целенаправленного, аргументированного процесса развития личности учащегося начинаю с аналитико-диагностической деятельности, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива. Диагностика предполагает анкетирование, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение. В ходе диагностики мною исследовались – психологический климат в коллективе, занятость учащихся во внеурочное время, уровень самооценки, отношение ребенка к школе, мотивация учебной деятельности.

Взяв за основу личностно-ориентированный подход в воспитании, выделяю показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы.

Показателями социализации личности являются:

– умение и стремление учащихся к познавательной деятельности;

– наличие положительной самооценки и уверенности в своих силах;

– выбор нравственных форм и способов самореализации;

– уровень воспитанности личности;

– социальная активность.

Показатели уровня развития коллектива:

– характер межличностных отношений;

– сплоченность коллектива;

– организованность класса;

– общественное мнение в классе.

Результаты педагогической деятельности

Данная воспитательная система, апробируемая мною в течение восьми лет, принесла положительные результаты. В 2004 году выпустила 11 класс. У классного коллектива формировала сплоченность, корпоративный дух, здоровое соперничество. Именно эти качества являются “фундаментом” успешной личности. За годы учебы в классе не было отсева, не были совершены правонарушения. На конец учебного года качество знаний учащихся составило 80%, 1 золотая медаль, 4 серебряные медали, 3 аттестата с отличием. Все 30 выпускников класса после окончания школы поступили в учебные заведения г. Арсеньева, г. Владивостока, г. Орла, г. Москвы, из них две трети на бюджетные места. Ребята сознательно сделали свой жизненный выбор и в настоящее время занимают активную жизненную позицию. Примачева Екатерина – студентка ВГУЭС, победитель конкурса на соискание стипендии В.Потанина (2007, 2008 годы), победитель Всероссийской студенческой олимпиады “Социализация”, стипендиат Губернатора Приморского края. Исаев Максим – студент ВГУЭС, призер VIII, IX, X Международных конференций “Интеллектуальный потенциал вузов”, стипендиат Губернатора Приморского края, стипендиат главы администрации города Владивостока. (Приложение 1).

В настоящее время являюсь классным руководителем 8-го оборонно-технического класса, в котором 25 парней.

Особое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию.

Совместно с родителями вовлекаю учащихся в новые виды деятельности развивающего характера. Коллектив класса включился во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”. Организую работу на деятельностной основе. Для этого применяю групповые формы работы: тренинг “Как я вижу, чувствую и понимаю свой город”; дискуссия “Честь, идеал, права и обязанности”, “Я – будущий солдат”; встречи с работниками правоохранительных органов, офицерами Новосысоевского военного гарнизона, участниками афганских событий; интеллектуально – познавательные игры “Знатоки истории”, “Российский флот”, создание электронного фотоальбома класса “Ступени к успеху”.

Мои учащиеся занимаются в военно-спортивном клубе “Беркут”, в котором большое внимание уделяется физическому и военно-патриотическому воспитанию. В конце августа все учащиеся класса вместе со мной выезжают в летний профильный лагерь. Там они приобретали навыки физической подготовки, личной самообороны, самообслуживания, формировали чувство личной ответственности и умение жить в коллективе. (Приложение 2) По результатам участия в военно-полевых сборах, команда нашего класса заняла 2 место по спортивному ориентированию, 3 место в сборке-разборке автомата, 1 место в игре “Последний герой”. В соревнованиях ребята проявляют настойчивость, упорство, основанные на взаимоподдержке. Особое внимание уделяю формированию учениками ценностного отношения к здоровью. Родители помогают вести работу по пропаганде здорового образа жизни, проводят беседы, являются постоянными участниками походов. Спортивные кружки и секции посещают 96% учеников класса. (Приложение 3).

Разнообразные интересы и увлечения учащихся делают нас постоянными участниками школьных и городских мероприятий. Ребята участвуют в проведении школьных конкурсов “От рядового до генерала” (1 место), в проведении малых олимпийских игр. В городских соревнованиях “Зарница” сборная команда школы, основную часть которой составляют учащиеся моего класса, заняла 2 место. Участвуя в школьном конкурсе “А ну-ка, парни!”, посвященном Дню защитника Отечества, команда класса заняла 2 место в выполнении строевых упражнений, 1 место в номинации лучший музыкальный номер (танец “Яблочко”), 1 место в номинации “Лучший боевой листок”. (Приложение 4). Мои парни принимают активное участие в городской концертной программе “Встреча поколений”.

Реализуя образовательную программу, мне удалось вовлечь всех учащихся класса во внеурочную деятельность по предметам. Сергеев Д. в 2008 году участник IV краевого конкурса детско-юношеского рисунка “Душа крылатая моя”; в 2009 году в городском этапе V Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов “Свой мир мы строим сами” Денис занял 3 место, проект “Моя семья в истории моей страны”. Рыбка В. и Новоселов А. участники Всероссийского конкурса “Гимн России глазами школьников”. Шевчук Д. участвовал в создании сетевого экологического проекта “Дальневосточная азбука” на сайте wiki.pippkro.ru. Лян С. и Новоселов А. участники краевого конкурса Интернет-проектов школьников (очно-заочная комптютерная школа ВГУЭС). Достижения учащихся оформляются в личные портфолио. (Приложение 5).

Работа в классе строится на принципах самоуправления.Участие в жизни коллектива, использование своих способностей позволяет ребятам самореализоваться и комфортно чувствовать себя в стенах родной школы. В классе создан благоприятный психологический микроклимат.

Основные виды деятельности: познавательная, спортивная, коммуникативная, игровая. Основные формы деятельности: классные часы, конкурсы. В классе существует система самоуправления, способствующая воспитанию социальной активности.

В классе реализуется программа “Портфолио успешной личности”, цель которой помочь ребенку в самореализации как личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора .

С целью просвещения родителей использую разные формы работы: круглые столы “Возможное и невозможное в воспитании”, “Как стать ребенку другом?”; беседы “Проблемы воспитания подростков”; деловые игры “Этот трудный подростковый возраст”, “Ребенок пришел из школы”; психологические тренинги “Разрешение конфликтов в семье”, “Мир детский и мир взрослый”. Практикую индивидуальные консультации по вопросам: “Формирование здорового образа жизни”, “Профилактика вредных привычек”, “В семье растет сын”. Учащимися класса не было совершено ни одного правонарушения. 94% родителей являются активными участниками мероприятий, которые проводятся в классе и школе.

Я уверена, что реализация на практике теоретических положений воспитательной системы способствует тому, что в классе создана оптимистическая атмосфера доверия и веры в силы и возможности ребенка, его успешность.