Современные требования к организации обучения дошкольников на материале математики предусматривают новые подходы к подготовке профессиональных кадров. В исследованиях, проводимых под руководством М.К. Берулава, была выдвинута идея, что среди существующих моделей обучения наиболее перспективная на современном этапе– интегрированная, где приоритетное значение получает, прежде всего, личность наставника.
Исследования, проведенные Томским государственным институтом, Астраханским педагогическим институтом, показали, что таким наставником может быть педагог нового типа– креативная личность.
Анализ психолого-педагогической литературы (исследования Б.З.Вульрова, В.Н.Крутецкого, Н.В.Кузьминой, Т.Н.Токоволина, Б.Н.Харькина и т.д.) позволил нам сделать предположение, что креативная личность педагога должна обладать следующими основными качествами:
– способностью к педагогической рефлексии;
– устойчивой творческой доминантой.
В связи с этим, объектом нашего исследования было выявление условий для подготовки воспитателя нового типа– творчески индивидуальной личности.
Опираясь на положения, выдвинутые психологами и педагогами (Т.И. Шамовой, П.И. Пидкасистым, А.Б. Петровским, Б.З. Вульфовым, Б.Н. Харькиным и т.д.), мы определили следующие условия, обеспечивающие подготовку такой личности.
- Стимулирование познавательной активности обучающихся на каждом уровне: воспроизводящем, интерпретирующем, творческом.
- Использование всех типов самостоятельной работы, которые имеют в наличии, действие как воспроизводящего, так и творческого характера.
- Доминирующая роль такого метода в образовании как упражнения в переносе знаний о способах деятельности в новые, нетиповые ситуации, где осуществляется система постепенно убывающих подсказок о способах действий обучаемым.
- Осуществление педагогической импровизации, которая способствует развитию воображения и вдохновения, как составляющих творческой доминанты.
Наиболее фундаментальными качествами российской “натуры” является психологический душевный коллективизм при глубоком духовном индивидуализме. Именно они определяют своеобразие национального характера (гипотеза О.Н.Козловой). Следовательно, при сочетании разнообразных форм организации учебной деятельности студентов необходимо более масштабно использовать групповую, коллективную форму, которую мы определили как работу в творческих лабораториях. Все это позволило нам предложить следующую систему обучения.
1-й этап
При прохождении первых вводных тем “Влияние математики на развитие общества” для осуществления студентами рефлексии предлагалось сочинение “Роль компьютера и роль воспитателя в развитии математических представлений у дошкольников”, и анкета:
- Чем любили заниматься в детстве?
- Какие занятия Вам нравились в д/с?
- Какой предмет был любимым в школе. Почему?
- Какой предмет вызывал наибольшие трудности. Поясните ответ.
- Какие ощущения Вы испытывали перед изучением нового предмета?
- Что Вы ждали от изучения нового предмета?
- Какими способностями должны обладать студенты, чтобы обучать дошкольников математике. Перечислите по степени значимости. Подчеркните те, которые у Вас есть.
В этот же этап включалась работа в творческих лабораториях на уроке. Где студенты делали анализ заданий, предложенных в разнообразных математических книгах для дошкольников, чтобы ответить на вопрос “Влияние математики на развитие детей дошкольного возраста”.
2-й этап
В процессе прохождения методики предлагались следующие задания на уроке:
- Придумать новое содержание игры, где будет использован тот же наглядный материал, но поданный в другом ракурсе.
- Назвать игру, которая больше всего нравится (например, игра “Чудесный мешочек”). Как с помощью этой игры реализовать задачи других разделов программы по Ф.Э. М. Пр.
- Назвать игру, с которой студенты познакомились в процессе обучения по другой методике. Как можно ее видоизменить для использования при обучении математике?
- Вспомнить народные игры и придумать к ним математическое содержание. Например, к играм “Бояре”, “Колечко, колечко, выйди на крылечко”.
- Разработать методику какой-либо задачи. Творческие домашние задания.
- Придумать хороводную игру с математическим содержанием и подготовить ее проведение на уроке.
- Придумать дидактическую игру “Когда это бывает” и так же подготовить ее проведение.
Некоторые уроки мы проводили в форме игры “Путешествие по магазину игрушек”, “Мы в сказочной Стране-Величине” и т.д.
По мере приобретения студентами определенного уровня знаний, умений и навыков в области методики проводилась следующая работа:
- В творческих лабораториях студентам давался знакомый наглядный материал (игрушки, логические задачи, театр картинок), они должны были с ним придумать как можно больше новых заданий и вопросов.
- Предлагалось принести на урок детские журналы и придумать к картинкам в них свои вопросы и задания в соответствии с возрастом детей и их интеллектуальным развитием.
- Придумать открытки, иллюстрации и придумать к ним задания и вопросы для детей.
- Придумать свои задания к математическим книгам для дошкольников.
- Нарисовать картину и придумать к ней задания.
3-й этап
Закончив ознакомление с методикой конкретной группы, мы составляли со студентами на уроке схемы занятий:
- музыкальный математический концерт (мл. группа, ср. группа);
- встреча весны (ст.группа);
- день “смеха” (погд.группа) и т.д.
В дальнейшем студенты сами составляли схемы в творческих лабораториях во внеурочное время с последующим проведения такого занятия уже на уроке.
После проведения подобной работы для осуществления рефлексии студентам предлагалось написать сочинения: “Мы готовимся и проводим свои занятия”, “Я готовлюсь и участвую в проведении занятий по схеме”.
4-й этап
После просмотра показательных занятий по Ф.З.М.Пр для осуществления рефлексии предлагалось написать сочинение “Я на показательном занятии”, а после проведения пробного занятия в нетрадиционной форме сочинения: “Я готовлю и провожу пробное занятие по математике”, “дети на моем занятии по математике”.
На непрерывной практике студенты старших курсов готовили и проводили занятия по математике для студентов младших курсов в двух формах:
а) Индивидуальная работа, когда студентка проводила занятия с 2–3
возрастными группами.
б) Коллективная работа. Творческий отчет лабораторий, где студенты
старших курсов готовили занятия для студентов младших курсов.
После прохождения практики и сдачи государственных экзаменов студентам предлагалась анкета:
- Какие формы организации обучения на занятия по дисциплине математического развития Вам понравились?
- Какие трудности возникли в процессе обучения?
- Удовлетворял ли Вас стиль общения на уроках методики Ф.Э.М.Пр.? Поясните ответ.
- Способствовали уроки по методике развитию Ваших творческих способностей? Поясните ответ.
- Какие трудности возникли на практике?
- Если бы я была преподавателем дисциплины “методика математического развития”…
5-й этап
Консультативная работа с выпускниками, проведение ими занятий по математике на городских конференциях, в рамках конкурсов “Лучший по профессии”.
Мы думаем, что предложенная система обучения студентов по дисциплине “методика математического развития” способствует реализации условий для подготовки воспитателя нового типа – креативной личности.