Цели:
- выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь, объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи; научить собирать простейшие электрические цепи;
- воспитывать умение организовывать свой труд.
Оборудование к уроку:
- соединительные провода, источник тока (батарейка на 4, 5 В),
- 2 ключа, 2 лампочки, звонок (набор оборудования на каждую парту);
- учебное электронное издание “Интерактивный курс физики для 7–11 классов”
ООО “Физикон”,
2004 год, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Актуализация знаний
– Вы ответьте мне ребята, как возможно различить проводник и изолятор? (Проводник будет проводить электрический ток, так как в нем есть свободные электроны, через изолятор ток не пойдет, так как в нем электроны прочно удерживаются в своих атомах.)
– Что же вызовет движенье у заряженных частиц, их заставит непременно двигаться одновременно? (Нужно создать в проводнике электрическое поле.)
– Пусть на физике у нас время не течет без толка, отвечайте, для чего нужен нам источник тока? (Чтобы создавать в проводнике и длительно поддерживать электрическое поле.)
– Вы, ребята, не скучайте, поскорей перечисляйте громко, грамотно и четко все источники для тока (электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент, аккумулятор, генератор).
II. Усвоение новых знаний и способов действий
В физике понятье есть – электрическая цепь. Мы возьмем источник тока, а еще прибор любой – это потребитель тока (очень нужен нам порой). Если все мы проводами не спеша соединим, то получим цепь простую, с ней работать мы хотим.
Мы изучим непременно основные элементы электрической цепи.
Ставлю вам задачу четко, что в течение урока нужно думать, не молчать на вопросы отвечать! Все названья элементов мы сегодня назовем и в тетрадь перенесем.
Используется “Интерактивный курс физики для 7-11 классов”, открывается раздел “Конспекты”, тема “Электродинамика”, пункт 3.2. “Постоянный электрический ток”. По мере знакомства с отдельными элементами цепи активируется данный объект на изображенной схеме.
Что как солнышко сияет1.
И дорогу освещает?
Вот какая лапочка
Золотая (лампочка)!
2. Он замкнет любую цепь,
Невелик он, но могуч!
Остановит вмиг конвейер,
Даже открывает двери!
Что это такое? (Ключ)
3. В калькуляторе, в часах
Ей везде найдется дело.
Плохо, если вдруг она
Почему-то сразу села.
Ты ответа не жалей-ка что же это? (Батарейка)
4. Он энергию хранит.
С ним пересечет экватор
Ваш мобильный телефон.
Что это? (Аккумулятор)
5. Весел, голосист и звонок,
Начинает он урок,
Вас зовет на перемену
электрический (звонок).
6. В каждом доме, и квартире,
И в любимой вами школе
Хорошо известно вам
Ток течет по (проводам).
III. Первичная проверка понимания
1. А сейчас, ребята, нужно цепь собрать всем быстро, дружно: если правильно собрать будет лампочка сиять!
(Дети собирают простейшую электрическую цепь, состоящую из лампочки, ключа, источника тока и соединительных проводов).
А теперь всю нашу цепь мы в чертеж переведем, его схемой назовем!
IV. Закрепление знаний и способов действия
1. Чтоб себя нам уважать, мы должны уметь читать схемы сложности любой, а начнем мы вот с какой: лампочек возьмем мы две и один источник тока, но включать их можно только выключателем своим, схему мы изобразим.
2 .Батарейку мы возьмем, еще лампочку, звонок и, конечно, два ключа, чтоб звонок работать мог, если лампочка зажжется, но и помолчать он мог, если свет от лампы льется.
V. Подведение итогов занятия
Скоро кончится урок, подвести пора итог: пусть немного вы устали, но ведь столько вы узнали! И, давайте, без стесненья перечислим достиженья, те, которыми гордятся и вам в жизни пригодятся.
VI. Информация о домашнем задании
Чтоб ответами своими вы порадовать смогли, выучить должны параграф, пишем номер 33, если очень постараться упражнение 13 сделайте вы непременно и ответите отменно!