Цели:
- показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве;
- ориентация учебного процесса на самообразование;
Задачи:
- формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
- познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету - количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.
В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци -жнецы, копуавть -покупать, суворый - суровый: Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты - балакать.
Кубань входит в состав России . Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о народном фольклоре:
-Что такое устное народное творчество?
-Какие его виды вам известны?
-Кто является творцом устнопоэтических произведений?
Богато устное народное творчество и у казаков: кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно включает в себя много сказок, небылиц:
В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине.
На уроке нам предстоит заняться выпуском иллюстрированного журнала "Устное народное творчество Кубани". Группы готовили свои странички, разрабатывали содержание и форму подачи.
Ответственный редактор за выпуск :
Члены редколлегии - ученики 4 "Б" класса.
1 страница - "Сказочная".
1-ый ученик
Знаете - ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки - анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.
Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге "Казачьи сказки" около 100 сказок.
- Ребята, какие сказки вам знакомы?
Сейчас вы услышите сказку "Тройная благодарность".
Попробуйте объяснить лексическое значение слов, которые встретятся в инсценировке.
Благодарность - чувство признательности к кому - нибудь за оказанное добро.
Граница - рубеж.
Посты - небольшая вооруженная команда, поставленная в определенном месте для охраны.
Абрек - горец, участвовавший в войне против царских войск.
Беккет - замаскированный пост на границе.
В полон - взять в плен.
"Тройная благодарность".
(Ученики, подготавливающие эту страничку, пересказывают сказку, опираясь на иллюстрации, выполненные "художниками - оформителями")
Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожал его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь : соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня -жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.
А на бекете его дала беда. Ночью арбеки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.
Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.
Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю - помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.
Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.
- Ну, спасибо, муравей, за помощь!
- Не стоит благодарности, муравей отвечает.
- Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.
- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.
Как казак оценил помощь муравья?
В каких словах выражена основная мысль сказки?
Ваше личное отношение к героям?
Что взяли для себя?
Следующая страничка нашего журнала "Частушки".
Что удалось узнать корреспондентам об особенностях этого жанра?
Термин "частушка" литературного происхождения. В народе произведения частушечного жанра именовались припевками и страданиями. В Краснодарском крае этот жанр получил распространение в конце XIX века. Военизированный быт казачества определил жанровое и тематическое развитие фольклора Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых произведений. Но предпочтение отдавалось историческим, военно -_-_бытовым и строевым, а также шуточным и плясовым песням.
Припевки всегда исполнялись на людях, во время гуляний и в плясках, на "вечерках", "посиделках", " лавочках" и даже тогда, когда парни и девушки прогуливались по станице или хутору. Для всех, кто интересуется духовной культурой Кубани, любящих музыку и песенное слово исполняем частушки.
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоем
Новые частушки.2. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.3. Здесь народу очень много
Здесь народу сто один.
И из этого народа
Мне понравился один.4. Мой миленок по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил -
Рот не закрывается.5. Говорят я боевая.
Боевой остануся.
Ох, и горе тому будет
Кому я достануся.6. Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе, ни в гульбе.7. Мы Кубанские девчата.
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем
Сами пляшем и поем.8. Тише, тише топайте,
Пол не проломите!
У нас под полом мышата,
Их не разбудите.9. Хватит, хватит песни петь
Хватит, наигрались.
У нашего гармониста
Рученьки замаялись.10. Мы частушки вам пропели,
Дорогие зрители
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители!
"Пословицы и поговорки" - так называется следующая рубрика.
Пословицы - это своеобразные, краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов, выражают нравственные нормы.
Поговорка же - образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе - то есть очень рад, как банный лист - очень навязчивый человек.
У пословиц и поговорок , бытующих на Кубани, есть свои особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов - русского и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.
Собака лает, витэр носэ. - Собака лает, ветер носит.
Свэня калюжу найде.- Свинья грязь найдет.
Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.
Бидному жэныться - день малый.
- Чого вин бидный?
- Того, шо дурный.
- А чого вин дурный?
- Того шо бидный:
А теперь постарайтесь объяснить смысл следующих пословиц.
- Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
- Кто ленится, тот не ценится.
- Перо страшно не у гусака, а у клеветника.
- Родимая сторонушка -матушка, а чужая -мачеха.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Жизнь прожить - не дорогу перейти.
- Казак без седла - что черкес без кинжала.
- На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.
- Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу.
- Доскажите пословицы.
- Кто рано встает:.
- В гостях хорошо:(а дома лучше).
- Лучше с миром:(чем с войной).
- Мудрое слово: (делу основа).
- Без муки: (нет науки).
- Сначала подумай:(потом говори).
4 страничка нашего журнала "Песенная".
Корреспондент.
Кубанские народные песни издавна и традиционно являются наиболее популярными, считаются наиболее оригинальными в песенной культуре России. Народная песня одновременно и памятник глубочайшей старины и генератор ритмов нашей сегодняшней жизни.
Кубанские песни отличаются необычайным богатством и разнообразием (исторические, военно - бытовые, походные, лирические, обрядовые, свадебные, хороводные, плясовые:)
Военно - бытовые песни показывают воинов в боевых походах, прославляют мужество, отражают суровый военный быт В дальних походах казаки пели о родной земле, милой Кубани, о одном доме, о матери, о любви:
Лирическая песня живет в народе во множестве жанровых разновидностей: календарные. Обрядовые, свадебные, семейные, плачи, величальные. Народная лирика отличается богатством поэтического строя.
(Исполнение песни ":")
Завершает наш устный журнал страничка под названием "Загадки".
В давние - давние времена думали люди, что дерево, и рыба , и птица - все понимают человеческий язык.
И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали особую "загадочную" речь.
Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И сначала для того служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить.
Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой - нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать.
Попробуйте отгадать и вы.
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты - не знает.
Очки.Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Гвоздь.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом.
КолосЗа крайним двором
Рассыпался горох:
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлою не смести.
Звезды.Взой Егор на бугор -
Выше леса, выше гор,
С бугра спускается -
За травой скрывается.
Солнце
Спасибо за подготовку корреспондентам.
Что из услышанного сегодня стало для вас новым?
Д.з.
Сочините небольшой рассказ, используя пословицы, услышанные на уроке.
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
Кто ленится, тот не ценится.
Перо страшно не у гусака, а у клеветника.
Родимая сторонушка -матушка, а чужая -мачеха.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Жизнь прожить - не дорогу перейти.
Казак без седла - что черкес без кинжала.
На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу.
Запомните смысл новых слов.
Граница - рубеж, линия раздела между территориями государств, районов, владений.
Посты - небольшая вооруженная команда, поставленная на определенном месте (границы) для охраны, наблюдения.
Абрек - горец, участвовавший в войне против царских войск.
Беккет - замаскированный пост на границе или впереди войска.
В полон - взять в плен, захватить в плен.
Путы - веревка, ремни, кандалы, которыми опутывали, связывали руки и ноги с целью лишить свободы.
Ведать - знать, иметь сведения о чем - нибудь.