Во все времена особенно велика и ответственна в сфере образования была роль учителя начальных классов. Он впервые открывает перед детьми сокровищницу знаний, формирует их характер, закладывает у них основы научного понимания мира. Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у некоторых людей на всю жизнь остаются следы влияния этого учителя. Вот почему и важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Над этими словами не властно время. На всех этапах истории учитель оставался Учителем.
2010 год объявлен правительством годом учителя. Приятно внимание к просвещенцам страны. Отрадно и то, что наши дети, благодаря компьютерным технологиям, получили неограниченные возможности в познании любых предметов. Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Очень важно, особенно учителям начальной школы, выбирая программы, соразмерять потребности и возможности каждого участника дидактического процесса. Первые общие познания окружающего мира ребенок получает в семье и в детском саду. А вот фундаментальные отложения начинаются в начальной школе.
Учитель – проводник, связующее звено между огромным внешним миром и маленьким гражданином. Непросто сконцентрировать весь арсенал необходимых знаний, соотнести их с возрастными особенностями детей и преподать так, чтобы эти знания стали единственно верным жизненным опытом. Что представляет собой начальная школа изнутри в понимании педагога? Какой он видит ее со стороны?
Начальная школа – страна Детства, которая живет особой жизнью. Если провести линию между школой и временами года, то, в моем понимании, школа – это весна и осень. И что поставить на первое место – весну или осень я, встречающая тридцать второй учебный сентябрь, затрудняюсь. Но то, что пестрый и яркий сентябрь начало начал, знаю точно. А своих первоклашек я всегда называла сентябринками. В этом красивом слове мне слышится приятный нежный звон колокольчиков, видится буйство красок начала осени: золото и багрянец листвы, элегантные гладиолусы и гордые георгины. Эти слова – не поэзия, не минутное вдохновение, это – состояние души, часть которой всегда принадлежала и будет принадлежать детям.
Труд учителя – особый труд. Встретившись с ребенком первого сентября, ты заключаешь со всей его семьей “контракт”, где главное условие – плодотворное, душевное, комфортное существование рядом, плечом к плечу, в течение четырех лет. Это целая эпоха в жизни шестилетнего ребенка. И столько планов, надежды и веры в то, что все получится! И столько тревоги: как донести до ребенка знания, вложить в него все необходимое для дальнейшей жизни, преподнести это доступно, ненавязчиво, ярко.
Мой промежуточный жизненный путь – от сентября до сентября, а основной – четыре года. В этот четырехлетний период делюсь с учениками тем, чему училась все эти годы, тем, что приумножала, совершенствовала и оттачивала, тем, что создала сама и научилась у других. Каждый сентябрь я все это инспектирую, перетряхиваю, оставляю необходимое и, вооружившись, уверенно отдаю детям, отдаю с благодарностью, с надеждой, что эти знания поднимут маленьких детишек высоко-высоко над неустроенностью, рутиной, невежеством и тьмой. Каждый четвертый май, провожая повзрослевших детей, я твердо верю в то, что дети успешно дойдут до финала. Эти прощальные майские дни с оттенком осенней грусти и яркими всполохами первых весенних цветов. Но все же школьный май – это время подведения итогов, сбор “урожая”. А вот сентябрь – начало года, школьного года. Сентябрь – это радуга из разноцветных бантов и ранцев. Сентябрь – весна, старт моих “сентябринок”. Это водоворот, кружение, бесконечная череда уроков и школьных дел. В первом классе все это отличается динамичностью, легкостью, новизной и яркостью, ведь каждый час, каждый миг – все это впервые. Каждый день сентября принимаю, как и ребята, снова и снова, год за годом, с неповторимым новым ощущением. Хочется найти слова, которые помогут им легко взойти на новую ступеньку жизни. Но нет общего рецепта успеха, счастья. А хочется увидеть всех счастливыми, удачливыми, успешными. Как известно, орудие и оружие учителя – слово. Надеясь, что слово мое упадет в благодатную почву, читаю детям притчу о том, как изменить мир. Вот ее примерное содержание: “Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой меленький. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя”.
“Начни с себя”, - подсказывает жизненный опыт многих поколений. А один мудрец сказал: “Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти золотые слова настраивают педагога на качественное планирование работы, требуют от него дальновидности, предусмотрительности, рекомендуют быть и тактиком, и стратегом. А ведь как же иначе? Нам доверяют 25 жизней, 25 судеб. Как это ответственно и как это почетно! Так хочется оправдать эти надежды и оставить в душах этих малышей добрый след, дорожку прочных знаний, цепочку приятных воспоминаний. Пусть мой образ и мое имя не останутся в их памяти, но добротное зерно учености, нравственности пусть навечно поселится в них и помогает жить в мире с собой, с людьми, с природой – в гармонии со всеми. Ведь цель нашего воспитания – научить детей обходиться без нас. Верно говорят: “Хочешь накормить голодного – дай ему орудие труда, а не еду”. Эти слова актуальны и для школы. Развитие творческого потенциала в нашей стране сегодня важно и значимо как никогда. Высокие конкурсы в вузы демонстрируют стабильно высокий уровень ценности образования у молодежи. Но в отдельные моменты развития общества требуются и “выживают” не просто хорошо образованные, но способные действовать в условиях большой неопределенности, когда привычная почва выбита из-под ног и необходимо постоянное творческое приспособление к новому. Начинать готовить к таким поворотам жизни надо в начальной школе. Отрадно, что технология развития творческого мышления получила воплощение в нашей российской школе именно сейчас. Мы, учителя, вооружены системным подходом и последовательностью, планомерностью развития мыслительных способностей, входящих в состав творческого мышления. А творческий подход к решению любой задачи в начальной школе возникает только тогда, когда,учитель покажет, что существует множество способов решений, нетрадиционных подходов.
“Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Создайте на своем уроке эту питательную среду, посейте в душах детей семена творчества, и они дадут прекрасные всходы. Постарайтесь стать для своих учеников товарищем и другом, ведь командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю”. Эти золотые слова Бойновой Н. И. я полностью принимаю, понимаю, воплощаю.
Начальная школа, в моем понимании, имеет все цвета радуги. Иногда они сияют ярко, иногда – тускнеют. Но чувство новых открытий должно присутствовать всегда. Ни один день не проходит у нас в классе без яркой иллюстрации, частые “гости” - сказки, песни, игры. А какого они цвета? Конечно же, они разноцветные. Младшие классы – это яркие годы в жизни детей. Начиная карандашами, ручками, тетрадями и заканчивая учебниками. Все красочно, празднично, притягательно. Все хочется потрогать, переложить с места на место, рассмотреть. Задача учителя – поддержать этот праздник цвета в душе детей даже в минуты нелегкого учебного труда веселой минуткой физкультурной паузы, захватывающей и всех охватывающей игрой, добрым взглядом, теплым словом. Свет заполнит класс и души детей, и они, как солнечные батареи, вновь наберутся энергии, жизненных сил, стремления идти, лететь дальше.
Задача учителя начальных классов всегда была такой же, как и сейчас: научить учиться. Желание учиться, способности и талант есть у каждого ребенка. “Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая, … думайте сами”. (Б. П. Никитин)
Наше учительское счастье особенное, специфика нашей работы откладывает заметный отпечаток на наше мышление, поведение, даже на внешний вид. Успехи детей – наши успехи, мы радуемся их удачам, так как знаем, что есть в этом и частичка твоего участия.
В июльскую пору за окном быстро меняются яркие краски набирающей силу природы, а мысли уже в сентябре. Свет детских глаз, тепло их открытых душ притягивают учителя как магниты. Нам, педагогам, этот свет, это тепло необходимо так же, как всему живому свет и тепло великого Солнца. Дает оно свет и тепло – есть жизнь. Школьная жизнь – часть вселенской бесконечной жизни. И поддерживать и ту, и другую жизнь – большой, созидательный труд.
Используя весь арсенал материалов, опыт старалась привить лучшие чувства во всех окружающих меня людях: и в тех, кто добр, и в тех, кто позволяет недозволенное, и в тех, кто понимает и ценит красоту слова, и в тех, кто не принимает искусство общения.
Употреби высокое искусство
Будить во всех их дремлющие чувства.
И если у тебя они найдутся,
То и у них, конечно же, проснутся.
Л. Мартынов