Обеспечение преемственности в системе детский сад – начальная школа

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема преемственности в образовании связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Этому посвящено большое количество психолого-педагогических исследований (В.А. Онушкин, Ю.И. Кулютин, А.А. Вербицкий, Л.М. Кларина). Однако нередко на практике непрерывность образования рассматривается как дополнение и расширение имеющегося объема знаний. Часто мы забываем о том, что образовательный процесс, каким бы важным он ни представлялся взрослым, для детей является только одной из составляющих их жизнедеятельности. Успех определяется не столько информированностью ребенка, сколько тем, удалось ли сформировать на поведенческом уровне готовность к получению знаний, которая в свою очередь выступает как психологическая мотивация ("Я хочу получить знания").

Непрерывность образования по отношению к детству - это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка с содержанием образовательного пространства или наличие последовательной цепи задач на всем пути обучения, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное продвижение вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад, начальная школа, среднее, старшее звено), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

В 2003году, когда мы стали тесно сотрудничать с МОУ СОШ №3, формально определенная связь прослеживалась, однако разрыв между деятельностью ДОУ и начальной школой в соблюдении принципов целостности, системности и преемственности был значительный, особенно в содержании программ, принципах построения развивающей среды. Для того чтобы переход ребенка с одной ступени на другую прошел более безболезненно, мы постарались наполнить само понятие преемственность и для учителя и для воспитателя конкретным содержанием.

В нашем представлении сотрудничество должно строиться по нескольким линиям. Так, в рамках содержательно-образовательной линии в начале года составляется комплексный план по преемственности между ДОУ и начальной школой. В методическом кабинете детского сада открывается рубрика "Школьный старт", где представлены Программы начальной школы и ДОУ, методическая литература, диагностические методики, психолого-педагогические рекомендации. Вопрос преемственности программ освещается посредством таких форм методической работы как круглый стол, выставки и презентации методических пособий, взаимопосещение уроков, гостевой обмен опытом, где присутствуют не только воспитатели и учителя, но и узкие специалисты.

Для воспитателей старших и подготовительных к школе групп открыто творческое объединение "Поиск", где рассматриваются вопросы физической, умственной, мотивационной готовности к школе, организуются проекты. На занятиях этого объединения осуществляется координация работы всех специалистов, работающих в детском саду, а также установление единых взглядов на проблему с учителями школы.

Проводимые мероприятия помогают не только практически оценивать собственную работу и работу друг друга, но и побуждают воспитателей и учителей к активному взаимодействию в вопросах преемственности.

Одной из проблем, связующей все ступени образования, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Вопросу формирования здорового образа жизни, созданию условий, оказывающих непосредственное влияние на физическое и психическое здоровье, успешность дальнейшего образования в ДОУ и начальной школе уделяется пристальное внимание. Однако, прошедшие совместные педсоветы "Здоровьесберегающая среда как комплексный подход в формировании привычки к здоровому образу жизни" в форме открытой трибуны, "Организация здоровьесберегающего и здоровьеформирующего процесса в ДОУ и начальной школе" в форме круглого стола вскрыли ряд проблем, касающихся индивидуального здоровья детей. Анализ базы данных по ДОУ за последние три года говорит о том, что детей с первой группой здоровья в детский сад не поступало. По итогам осмотров специалистов можно отметить, что на первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата (39%), на втором месте неврологические проявления (9%) и заболевания носоглотки (14%). Первое место в структуре патологической распространенности у детей младшего дошкольного возраста занимают нарушения осанки, имеется тенденция к росту нарушения зрения (с 16,6% в 2006 году до 18,9% в 2008 году), заболеваний органов пищеварения. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья из медицинской переросла в педагогическую. Было принято решение о создании долгосрочного интегрированного проекта "Здоровье детей в наших руках", который способствовал бы формированию привычки к здоровому образу жизни и включал всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В процессе работы над проектом творческим коллективом практических работников была создана программа "Беломорские крепыши" - программа оптимизации двигательной активности и оздоровления дошкольников. Содержание программы построено на принципах: оздоровительной направленности, индивидуализации и доступности, естественного стимулирования двигательной активности детей, этнокультурной соотнесенности, единства с семьей. Цель программы: создание благоприятных условий для повышения двигательной активности и оздоровления детей 3-7 лет. Базой для осуществления программы является решение следующих задач:

  • укрепление физического здоровья детей, полноценное физическое развитие;
  • воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
  • приобщение к истокам Поморской культуры, воспитание нравственно волевых качеств.

В свою очередь, в МОУ СОШ №3 завершается работа над программой "Здоровое питание - залог здоровья". В школьной столовой установлено новое оборудование. Значительно увеличился процент детей, получающих горячие завтраки и обеды с 38% до 64%. Такие результаты говорят о планомерной работе педагогических коллективов. Однако, главный результат - сравнительно невысокая заболеваемость в период эпидемии гриппа. По статистическим данным детской поликлиники в МОУ СОШ №3 заболеваемость гриппом ниже на 1,7%, чем в других школах, а в МДОУ отмечено снижение на 2,3% в сравнении с детскими садами округа.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема социально-нравственного воспитания. Школа и детский сад находятся в одном микрорайоне и необходимо с ранних лет воспитывать у детей добрые чувства к своей Родине, к тому, что их окружает: семье, детскому саду, школе, улице, городу, чтобы позже не задавать вопрос: "Почему же наши дети такие?!?". Этой задаче был посвящен совместный педсовет "Мысли в круг" с приглашением родителей, где все участники могли высказать свои взгляды и предложить варианты решения существующей проблемы по возрождению нравственного потенциала личности. На состоявшемся позже "Аукционе педагогических идей" педагоги совместно с детьми и родителями представляли проекты "Мой детский сад - моя гордость", "Моя школа - моя гордость", в рамках программы "Беломорские крепыши" состоялась презентация по знакомству с традициями и культурой Севера, поморскими подвижными играми. Было принято решение продолжить работу по преемственности в воспитании патриотических чувств у дошкольников и младших школьников, организовать семейный клуб для родителей, а МОУ СОШ №3 представить имеющийся опыт работы по воспитанию толерантности у младших школьников.

Еще одна главная задача, которая решается в рамках содержательно-образовательной линии - это повышение уровня развития познавательно-речевых способностей дошкольников как необходимого компонента учебной деятельности. Решению данного вопроса способствуют взаимопосещения занятий, семинары, мастер-класс, где особое внимание уделяется развивающему обучению. Психологами ДОУ и школы в помощь педагогам были составлены рекомендации по развитию отдельных психических функций (память, внимание, мышление, воображение, пространственно-временная ориентировка). На заседании творческого объединения анализируются проблемы освоения старшими дошкольниками и младшими школьниками монологической формы речи. Вырабатываются совместные решения.

Следующая линия, по которой осуществляется взаимодействие - деятельностная. Она требует, прежде всего, преемственных связей игровой и учебной деятельности.

С этой целью в подготовительной к школе группе организуется цикл занятий "Введение в школьную жизнь". На этих занятиях в качестве базовых выделяются способности самостоятельно осуществлять выбор, выдвигать простую познавательную задачу и, используя известные способы, находить решение.

В свою очередь на базе школы функционирует группа по подготовке к школе "Малышок". На занятиях, которые проходят 1 раз в неделю по субботам, дети учатся сравнивать, доказывать, обобщать. Обязательный элемент таких занятий: игровой мотив, а элементы произвольности, формируемые здесь, очень важны для предстоящей учебной деятельности. Однако, хотелось бы, чтобы развивающая среда в начальной школе, была направлена на развитие познавательной активности, креативности, самостоятельности, как и в детском саду. Образовательная среда школы коренным образом отличается от предметно-развивающей среды ДОУ. Она не так индивидуальна, правила распорядка в школе значительно строже, нормы поведения - стандартны, имеется огромный разрыв между высокими достижениями выпускников ДОУ и требованиями, которые предъявляет школа. У ребенка, который попадает из "уютного гнездышка" в "большой улей" возникает проблема в общении. Отсюда еще одна линия, по которой строится преемственность - линия общения.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Чтобы адаптация первоклассников прошла более безболезненно, мы намечаем ряд мероприятий по знакомству со школой: зданием, классом, школьной библиотекой, спортивным залом, лабораторией. Проводим совместные музыкальные и спортивные праздники: такие как "В гостях у Мойдодыра", "Путешествие по Солнечному городу" (совместный досуг по формированию культуры поведения), "Спортивная осень", "Город дорожных наук", галереи творчества, музыкальные ринги, спектакли. Такое сотрудничество создает благоприятные психологические условия для вхождения дошкольника в мир школы. Кроме того, сформировать у детей представления о многообразии человеческих отношений помогает работа с социумом. Социальными партнерами в воспитании и обучении детей являются: детская юношеская спортивная школа, краеведческий музей, детская библиотека, музыкальная школа, городской парк культуры и отдыха, драматический театр.

Работа по преемственности между ДОУ и школой не обходится без участия родителей. Педагогическим коллективом разработана "Программа взаимодействия с родителями", которая включает несколько этапов.

Задача 1 этапа - объединить стремление воспитателей, учителей, родителей к сотрудничеству, определить "портрет" будущего первоклассника. На следующем этапе организуется серия открытых занятий с целью обогащения умений родителей в области подготовки детей к школе. Наряду с этим психолог совместно с воспитателем проводит деловые игры "Психологический прогноз", "Педагогический поиск", "Наклониться к ребенку, чтобы помочь ему подняться" и т.д. Все деловые игры проходят с использованием анализа реальных образовательных проблем групп. В отношении каждого ребенка определяются конкретные задачи совершенствования, которые нужно решить совместно с родителями.

Ежегодный анализ адаптации учащихся 1-х классов показал, что дети нашего ДОУ легче и быстрее адаптируются к школьной жизни. Высокий уровень адаптации составляет 47%, средний -38%.

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Мы надеемся, что понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной работы по преемственности поможет маленькому человеку вступить в "эру восхождения к социальной зрелости" (Н.Б. Петровский).