Цель урока:
а) обучить умению решать задачи на совместную работу: анализировать исходные данные, намечать пути решения, оценивать результат, создавать математическую модель реальных ситуаций;
б) развивать математические способности, организовывать ситуации для практического применения приемов учебной деятельности: анализ, синтез, аналогия, обобщение, выработка алгоритма – последовательность действий, выполняемых в определенном порядке для достижения искомого результата.
в) воспитывать культуру мышления, логику поведения в процессе решения задач.
Содержание урока:
1) Введение, постановка цели и задач урока - 2 мин.
2) Математическое обоснование решения задач на работу - 4 мин. (ответы учащихся: заполнение таблицы).
3) Подготовка к усвоению (изучению) нового учебного материала через повторение и актуализацию опорных задач – 7 мин. (фронтальная работа, ответы на вопросы, проблемные ситуации, решение задач).
4) Первичное осмысление – 12 мин. (коллективное решение задачи: на доске и в тетрадях).
5) Закрепление новых знаний – 11 мин. (самостоятельная работа).
6) Информация о домашнем задании, инструкция о выполнении – 1 мин.
7) Подведение итогов урока, составление алгоритма, рефлексия – 3 мин.
1) Вопросы учащимся: Как вы понимаете слово работа?
- Процесс превращения одного вида энергии в другой: работа машины, сердца, мысли…
- Труд, занятие, деятельность.
- Физическая, умственная.
- Служба, источник дохода.
- Деятельность по созданию чего-либо; обработке чего-либо, сельскохозяйственная работа.
Работать – находиться в действии.
Какие величины характеризуют работу?
2) Заполнить таблицу. Объяснить свой ответ (сформулировать задачу, вопрос задачи, выбор действия)
Процессы |
Производительность труда |
Время работы |
Объём работы |
чтение |
80 страниц |
2 дня |
? |
обработка деталей |
? |
8 часов |
40 деталей |
наполнение бассейна |
200 литров |
? (час) |
600 литров |
поедание сена коровой |
3 ц |
? (месяц) |
24 ц |
3) Устно решить задачи: (указание: если объем работы не указан, то его принимают за 1).
1. Комбайн может обработать поле за 3 часа (за 5 часов, за x часов). Какую часть поля он обработает за 1 час? (рисунок).
2. За 1 час машинистка может напечатать 1/2 (1/3, 1/6) часть рукописи. За сколько часов она напечатает всю рукопись? (рисунок).
3. Одна бригада может выполнить 1/10 часть заказа за 1 час, вторая 1/15 часть заказа за 1 час. Какую часть заказа выполнят обе бригады за 1 час. За сколько часов они вместе могут выполнить весь заказ?
4. Вини-Пух съедает банку меда за 3 часа, а его друг Пятачок за 6 часов. За какое время они съедят такую банку меда, если начнут со своей обычной скоростью есть её вместе?
5. Два тракториста за 1 день совместной работы вспахали 2/3 поля. Первый – 1/2 поля. Какую часть вспахал второй тракторист?
Ответить на вопросы: в чем сходство этих задач? В чем их различие?
1. В рукописи 42 страницы. Одна машинистка перепечатает рукопись за 3ч, а вторая – за 6 ч. За сколько часов машинистки перепечатают рукопись при совместной работе?
2. Через первую трубу бассейн можно наполнить за 3 ч, через вторую – за 6 часов. За сколько часов наполнится бассейн через обе трубы?
(Одинаковая фабула – сюжетная основа, одинаковая постановка вопросов, одинаковый выбор действий, одинаковый план решения; различие – в первой задаче указан объем работы, во второй объем бассейна не указан). То есть в первой задаче есть лишние данные.
Вывод: если объем работы не указан и его не ищут, то объем работы принимают за 1.
Попробуем решить эти задачи, обозначив объем работы буквой Б.
Тогда получим х – время совместной работы, (Фрагмент из работы автора)
х = 2.
4) Решить задачу (коллективно).
№ 614. Один штукатур может выполнить задание на 5 ч быстрее другого. Оба вместе они выполнят это задание за 6 ч. За сколько часов каждый из них выполнит это задание?
Задание: прочитать задачу, ответить на вопросы и заполнить таблицу:
1) О каких процессах идет речь в задаче?
2) Сколько процессов описано в условии задачи?
3) Какими величинами характеризуется каждый процесс, описанный в условии?
4) Заполнить таблицу. (Фрагмент из работы автора)
Процессы |
Производительность труда (за 1 час) |
Время работы (час) |
Объём работы |
1 штукатур |
x |
1 |
|
2 штукатур |
x + 5 |
1 |
|
1 и 2 штукатуры вместе |
6 |
1 |
Пусть первый штукатур выполнит задание за х часов, тогда второй – за (х+5) часов. Известно, что работая вместе, они выполнят задание за 6 часов, тогда за 1 час вместе выполнят 1/6 часть задания.
Значит,
По смыслу задачи , этому условию удовлетворяет значение
То есть первый штукатур выполнит задание за 10 часов, тогда второй за 10 + 5 = 15 (часов).
Ответ: 10 часов, 15 часов.
5) Решить задачу самостоятельно № 631.
Бригада намечала засеять 120 га за определенный срок. Однако, перевыполняя запланированную ежедневную норму на 10 га в день, она сумела закончить сев на 2 дня раньше. Сколько гектаров засевала бригада ежедневно?
Задание: прочитать задачу, ответить на вопросы и заполнить таблицу:
1) О каких процессах идет речь в задаче?
2) Сколько процессов описано в условии задачи?
3) Какими величинами характеризуется каждый процесс, описанный в условии?
4) заполнить таблицу, составить уравнение и решить его.
Процессы |
Производительность труда (за 1 день) |
Время работы (дни) |
Объём работы (га) |
По плану |
|||
Фактически |
Проверить решение по готовому образцу
Процессы |
Производительность труда (за 1 день) |
Время работы (дни) |
Объём работы (га) |
По плану |
120 |
||
Фактически |
x +10 |
120 |
По условию
По смыслу задачи , этому условию удовлетворяет значение
Тогда x +10 = 20 + 10 = 30
Ответ: 30 га засевала бригада ежедневно.
6) Домашнее задание № 615, 616.
7) В этой теме важным является умение преподнести задачи в нужной последовательности, в итоге составляется алгоритм для решения задач (обобщение).
Алгоритм
1 |
Определи, сколько и какие процессы рассматриваются в задаче |
2 |
Укажи величины, которые характеризуют каждый процесс |
3 |
Укажи неизвестные величины |
4 |
Определи зависимости между величинами |
5 |
Обозначь буквой х неизвестное (выбрать рациональным образом) |
6 |
Вырази остальные неизвестные через х |
7 |
Выдели условие для составления уравнения |
8 |
Составь уравнение и реши его |
9 |
Запиши ответ |