«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

  • Образовательная: Повторить и закрепить с учащимися основные положения темы деятельность.
  • Развивающая: Сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни школьника). Отработать навыки создания типологии социальных явлений.
  • Воспитательная: Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора. Подтолкнуть школьников к анализу структуры их деятельности, места общения, труда, игры в ее структуре

План урока.

  1. Деятельность… Такая простая и сложная. Фаза вызова.
  2. Структура и виды деятельности. Фаза осмысления.
  3. Письменная работа. Фаза обобщения.

Ход урока

I. Фаза вызова (Приложение 1. Слайд-фильм по всему содержанию урока).

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к повторению темы «деятельность», актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Стимулирует деятельность учащихся:

  • Формулирует проблему урока.
  • Предлагает различные варианты мотивации повторения: подготовка к экзаменам; интерес к отдельным аспектам темы и тд.

Напоминает о роли деятельности в жизни человека и общества.

Преподаватель предлагает раздаточный материал (Приложение 2). Чтобы избавить учащихся от записи материала в тетради, автор предлагает использовать специально отобранные фрагменты презентации, распечатанные в режиме «Выдачи» по четыре слайда на странице (Рисунок 1).

Рисунок 1

Деятельность учащихся:

  • Вспоминают известную им информацию по теме «деятельность».
  • Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

  • Устойчивый интерес к теме урока.
  • Заинтересованность в процессе повторения.
  • Потребность ответить на вопросы преподавателя.

II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения.

Задача второго этапа урока: Повторение таких разделов темы как:

  • Понятие деятельности;
  • Структура деятельности;
  • Виды деятельности. Многообразие типологий этого социального понятия.

Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии видов деятельности.

Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Знакомит с новой информацией: слайд-шоу, биографические данные И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга.

Йохан Хёзинга – автор книги «Человек играющий». Он считал, что человек является человеком, поскольку обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры. Противоположность игры – бескультурье и варварство. Игра в большей степени, чем труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Игра – это свобода человека и воодушевление от своих возможностей. Это дает простор жизненным силам, стимулирует совершенствование человека.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы. Прежде всего, вопрос о правоте Канта и Макиавелли.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в философии и в реальной жизни.

Деятельность – специфическая человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек создает мир вокруг себя, творит историю, формирует себя самого.

Деятельность – процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует свой мир, делая тем самым себя деятельным субъектом, а мир – объектом деятельности.

«Поступай так, что бы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» И. Кант. Этика Канта априорна и абсолютна. Для него важна самоценность каждой личности, которая не должна приноситься в жертву даже во благо всего общества.

Н. Макиавелли, стремясь к преодолению феодальной раздробленности, допускал для достижения цели варварские средства. В политической борьбе считал допустимым ради великой цели пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывая вероломство и жестокость правителей в борьбе за власть. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее применяют сразу и по соображениям безопасности». Николо Макиавелли.

Жители Флоренции похоронили Макиавелли в соборе Святого Креста. Рядом гробницы Микеланджело, Галилея, Россини. На памятнике надпись: «Имя его выше всяких похвал».

Кант был похоронен в Кафедральном соборе Кенигсберга. В настоящее время его могила находится на территории нашей страны, в Калининграде.

Деятельность учащихся:

  • Работают с информацией на экране, учебником, раздаточным материалом.
  • Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
  • Спорят, отстаивая свою точку зрения.

(Рисунок 2).

Рисунок 2

Предполагаемый результат второго этапа урока:

  • Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
  • Развитие познавательных навыков.
  • Переживание ситуации нравственного выбора (Рисунок 3).

Рисунок 3

III. Фаза обобщения, рефлексии.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   

Деятельность учителя:

  • Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
  • Просит ответить на вопросы письменной работы (Рисунок 4, Приложение 3).

Рисунок 4

Деятельность учащихся:

  • Обобщают и систематизируют знания по теме «деятельность».
  • Отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицы в письменной работе, Обобщенные и систематизированные знания:
  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

  • Обобщенные и систематизированные знания:
  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

Оборудование: Проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с вопросами письменной работы:

Литература:

  1. Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2006.
  2. Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М., 2003.
  3. Справочные материалы по обществознанию. Для подготовки к экзаменам. Под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. М., 2004.
  4. Гулыга А.А. Кант. М., 1994.
  5. Философия XX века. Учебное пособие. М., 1997.
  6. Йохан Хёйзинга Человек играющий. СПб., 2007.
  7. Николо Макиавелли «Государь». М., 1990.
  8. Фотографии автора.
  9. Ресурсы сети интернет.