Цели урока:
- Образовательная: Повторить и закрепить с учащимися основные положения темы деятельность.
- Развивающая: Сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни школьника). Отработать навыки создания типологии социальных явлений.
- Воспитательная: Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора. Подтолкнуть школьников к анализу структуры их деятельности, места общения, труда, игры в ее структуре
План урока.
- Деятельность… Такая простая и сложная. Фаза вызова.
- Структура и виды деятельности. Фаза осмысления.
- Письменная работа. Фаза обобщения.
Ход урока
I. Фаза вызова (Приложение 1. Слайд-фильм по всему содержанию урока).
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к повторению темы «деятельность», актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Стимулирует деятельность учащихся:
- Формулирует проблему урока.
- Предлагает различные варианты мотивации повторения: подготовка к экзаменам; интерес к отдельным аспектам темы и тд.
Напоминает о роли деятельности в жизни человека и общества.
Преподаватель предлагает раздаточный материал (Приложение 2). Чтобы избавить учащихся от записи материала в тетради, автор предлагает использовать специально отобранные фрагменты презентации, распечатанные в режиме «Выдачи» по четыре слайда на странице (Рисунок 1).
Рисунок 1
Деятельность учащихся:
- Вспоминают известную им информацию по теме «деятельность».
- Осмысливают проблему урока.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
- Устойчивый интерес к теме урока.
- Заинтересованность в процессе повторения.
- Потребность ответить на вопросы преподавателя.
II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения.
Задача второго этапа урока: Повторение таких разделов темы как:
- Понятие деятельности;
- Структура деятельности;
- Виды деятельности. Многообразие типологий этого социального понятия.
Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии видов деятельности.
Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Знакомит с новой информацией: слайд-шоу, биографические данные И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга.
Йохан Хёзинга – автор книги «Человек играющий». Он считал, что человек является человеком, поскольку обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры. Противоположность игры – бескультурье и варварство. Игра в большей степени, чем труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Игра – это свобода человека и воодушевление от своих возможностей. Это дает простор жизненным силам, стимулирует совершенствование человека.
Формулирует наводящие и проблемные вопросы. Прежде всего, вопрос о правоте Канта и Макиавелли.
Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в философии и в реальной жизни.
Деятельность – специфическая человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек создает мир вокруг себя, творит историю, формирует себя самого.
Деятельность – процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует свой мир, делая тем самым себя деятельным субъектом, а мир – объектом деятельности.
«Поступай так, что бы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» И. Кант. Этика Канта априорна и абсолютна. Для него важна самоценность каждой личности, которая не должна приноситься в жертву даже во благо всего общества.
Н. Макиавелли, стремясь к преодолению феодальной раздробленности, допускал для достижения цели варварские средства. В политической борьбе считал допустимым ради великой цели пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывая вероломство и жестокость правителей в борьбе за власть. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее применяют сразу и по соображениям безопасности». Николо Макиавелли.
Жители Флоренции похоронили Макиавелли в соборе Святого Креста. Рядом гробницы Микеланджело, Галилея, Россини. На памятнике надпись: «Имя его выше всяких похвал».
Кант был похоронен в Кафедральном соборе Кенигсберга. В настоящее время его могила находится на территории нашей страны, в Калининграде.
Деятельность учащихся:
- Работают с информацией на экране, учебником, раздаточным материалом.
- Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
- Спорят, отстаивая свою точку зрения.
(Рисунок 2).
Рисунок 2
Предполагаемый результат второго этапа урока:
- Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
- Развитие познавательных навыков.
- Переживание ситуации нравственного выбора (Рисунок 3).
Рисунок 3
III. Фаза обобщения, рефлексии.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Деятельность учителя:
- Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
- Просит ответить на вопросы письменной работы (Рисунок 4, Приложение 3).
Рисунок 4
Деятельность учащихся:
- Обобщают и систематизируют знания по теме «деятельность».
- Отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицы в письменной работе, Обобщенные и систематизированные знания:
- Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
- Мотивация к работе на следующих уроках.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
- Обобщенные и систематизированные знания:
- Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
- Мотивация к работе на следующих уроках.
Оборудование: Проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с вопросами письменной работы:
Литература:
- Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2006.
- Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М., 2003.
- Справочные материалы по обществознанию. Для подготовки к экзаменам. Под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. М., 2004.
- Гулыга А.А. Кант. М., 1994.
- Философия XX века. Учебное пособие. М., 1997.
- Йохан Хёйзинга Человек играющий. СПб., 2007.
- Николо Макиавелли «Государь». М., 1990.
- Фотографии автора.
- Ресурсы сети интернет.