Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме: «Признаки подобия треугольников»;
- продолжить формирование у учащихся навыков применения признаков подобия треугольников при решении задач.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать культуру устной речи, познавательный интерес;
- Воспитательные:- формировать мотивы познавательной деятельности.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация для сопровождения урока;
- дидактический материал для разноуровневой самостоятельной работы;
- планшет для регистрации баллов, полученных учащимися на каждом этапе урока;
- листы опроса.
Тип урока: урок-практикум по решению задач
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний:
а)повторение теоретического материала;
б)устное решение задач. - Практикум по решению задач:
а)решение задач базового уровня по готовым чертежам;
б)разноуровневая самостоятельная работа. - Итог урока.
- Домашнее задание.
''Геометрия является самым могущественным средством
для изощрения наших умственных способностей
и дает возможность правильно мыслить и рассуждать".
Г. Галилей
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся, мобилизация внимания.
Учитель: Треугольник - самая простая геометрическая фигура, знакомая вам с детства. К треугольнику на уроках геометрии мы обращаемся чаще всего. Эта фигура таит в себе немало интересного и загадочного, как Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты. Один мудрец сказал: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление ума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная». Это одна из основных тем школьного курса планиметрии. Умение решать задачи на применение признаков подобия широко используется в геометрии, физике, астрономии.
Сегодняшний урок мы посвятим решению задач по теме: «Признаки подобия треугольников». Это урок-практикум, где мы проверим, как усвоена тема, узнаем, как вы научились решать задачи.
Чтобы урок был успешным, вам нужно будет преодолеть четыре этапа: (Приложение 1, слайд № 3).
- Теоретический этап
- Разминка
- Это должен знать каждый
- Реши, если силен
Оценка за урок будет складываться из набранных на каждом этапе урока баллов.
Критерии оценки:
- Выше 17 баллов - «5»
- 15-17 баллов - «4»
- 10-14 баллов - «3»
- Менее 10 баллов - «2»
(Приложение 1, слайд № 4).
2. Актуализация опорных знаний.
а) Повторение теоретического материала:
Вопросы:
- Какие треугольники называют подобными?
- Какие стороны треугольников называют сходственными?
- Что такое коэффициент подобия?
- Какие существуют признаки подобия треугольников?
- Как формулируется основная теорема о подобии?
- Назовите свойство подобных треугольников.
- Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников?
б) Устное решение задач (разминка).
(Приложение 1, слайд № 5-11).
Учащиеся фронтально решают устные задачи по готовым чертежам (7 задач на слайдах), объясняя ход решения задачи.
Замечание: Все ответы, полученные в ходе повторения теоретического материала и устной работы по готовым чертежам, учителем фиксируются на планшете для регистрации ответов учащихся, а затем переводит в баллы. Полученные, на этом этапе, каждым учеником баллы учитываются при выставлении итоговой отметки. (Верный ответ – 1 балл)
Ф. И. |
Теоретический этап |
Разминка |
Это должен знать каждый |
Реши, если силен |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Зачет по решению задач.
а) Решение задач базового уровня по готовым чертежам (Приложение № 2)
На закрытой части доски изображены чертежи к пяти задачам. Учащиеся решают каждую задачу на отдельном листочке и сдают учителю по мере решения, который их сразу проверяет. (Можно, для оказания помощи в проверке работ учащихся, создать «команду арбитров» из числа старших школьников.) Верное решение задачи оценивается 2 баллами. Учащиеся, справившиеся с задачами этого этапа, переходят к следующему этапу. (Задачи прилагаются.)
б) Разноуровневая самостоятельная работа (Приложение № 3)
На столе учителя конверты с задачами, оцененными в 3 балла, 5 баллов и 7 баллов. Учащиеся сами выбирают себе уровень сложности задания и решают задачи в тетрадях, набирая баллы.
Задачи, оцениваемые:
- в 3 балла – базовый уровень;
- в 5 баллов – продвинутый уровень;
- в 7 баллов - продвинутый уровень.
В конце урока учитель подсчитывает количество баллов, набранных каждым учащимся, и выставляет им оценки, учитывая критерии. (Задачи прилагаются)
4. Итог урока.
а) Результаты практикума (1 – 3 этапов).
б) «Рефлексия». Предложить учащимся определить уровень усвоения, данной темы, записав на полях своих тетрадей одно из следующих утверждений:
- всё усвоил хорошо;
- усвоил, но не всё;
- не совсем усвоил;
- не усвоил.
Сегодня на уроке вы работали с самой простой геометрической фигурой, названной «клеткой геометрии», Решая различные задачи на применение признаков подобия треугольников, вы учились правильно логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым развивали свои умственные способности.
Закончить урок хочется словами Г. Галилея «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать». (Приложение 1, слайд № 2).
5. Домашнее задание.
а) Учащиеся I группы, показавшие через рефлексию, что тему усвоили, не достаточно хорошо, получают задание на индивидуальных карточках;
б) более подготовленным учащимся необходимо подобрать, в дополнительной литературе, три задачи на применение признаков подобия треугольников, решить их;
в) два ученика получают индивидуальное задание: оформить задачи в виде презентации в Power Point.