Проценты в современной жизни

Разделы: Математика


Форма проведения урока – деловая игра.

Цель урока. Показать учащимся на прикладное применение математических знаний в задачах других школьных предметов, в профессиональной деятельности; в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Создать условия, в которых учащиеся могут проявить свои деловые качества: умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
  2. Способствовать развитию умений применить свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  3. Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.

Содержание игры

Игра проводится за 45 минут как урок повторения темы «Проценты». В игре принимают участие 20 человек: 5 групп по 4 человека. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: «Проценты на уроке химии», «О правах и обязанностях языком математики», «Распродажа», «Тарифы», «Банковские операции». Роли всех участников распределяются до игры и объясняются правила.

После распределения ролей между участниками, раздаются бланки заданий для каждой группы, название групп и каждому участнику делается эмблема с его именем и ролью. Можно использовать музыкальное оформление. Также нужно продумать расположение мебели в классе, места для команд и зрителей.

Правила игры

1. Вступительное слово ведущего (2 мин.)

Все игроки занимают свои места. Ведущий сообщает цели игры, кратко напоминает её правила. Проверяющие каждой команды получают от ведущего карточки с заданиями для своей команды.

Задачи команды:

  • быстро и качественно решить задачи;
  • качественно осуществить контроль, т.е. произвести проверку решения задачи;
  • представить решение задач.

2. Выполнение предложенных заданий (15 мин.)

По сигналу начинается решение поставленных задач, все игроки команды решают отдельно друг от друга. Но по желанию игрок второй роли может помогать своей команде. Все бланки с решениями подписываются игроками.

3. Проверка заданий и подготовка презентации команд (10 мин.)

Жюри:

  1. Учитель обществознания;
  2. Учитель химии;
  3. Менеджер магазина ( из учащихся старших классов);
  4. Сотрудник коммунального отдела (из учащихся старших классов).

Затем проверяющие забирают решения игроков и сравнивают со своим решением, т. е. осуществляют проверку, исправляя ошибки, если они есть. А в это время остальные члены команды готовят презентацию своей группы. То есть им нужно оживить своих героев и свои задания.

4. Просмотр презентации каждой команды (15 мин.)

При просмотре презентации оценивается знание теоретического материала, умение применить его практически, участие каждого члена команды.

5. Подведение итогов(3 мин.)

В бланке ведущего уже зафиксировано определённое количество баллов каждой команды, но он может посоветоваться со зрителями по последнему этапу. После того как произведены все подсчёты, ведущий объявляет результаты игры. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки учитель выставляет каждому игроку отдельно. В журнал выставляются только хорошие отметки, а действия некоторых учащихся даётся устная оценка или какие-то рекомендации.

Критерии оценивания:

  • «+» 2 балла,
  • «» 1 балл,
  • «–» 0 баллов.

Задания для команд.

1. О правах и обязанностях языком математики

Задания составлены с использованием статей Закона «Об образовании». Для решения задач, возникающих в реальной ситуации, довольно часто бывает достаточно выполнить вычисления приближённо, с определённой степенью точности. Учащиеся убеждаются, что знания с успехом применяются к решению разнообразных задач, возникающих в нашей жизни.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Глава 1, ст.5, п2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образовании.

Задание 1. В каком учебном году больше учащихся и на сколько человек реализовали своё право на образование?

Учебный год

Количество учащихся 12 классов

Получили аттестаты о среднем (полном) образовании %

Получили аттестаты о среднем (полном) образовании

2007-2008

68

96

 

2008-2009

63

73

 

Задание 2. В школу зачислено 132 ученика. В течении года по разным причинам отчислено 26% учащихся. Сколько человек упустили шанс воспользоваться правом на образование? 

Задание 3. В классе 25 учащихся, на уроках отсутствовали 5. Сколько процентов из них в этот день не нарушили закон об образовании (присутствовали на уроках)?

Глава 5, ст.52, п. 7. Родители несовершеннолетних обучающихся воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования. (В ред. Закона от 21.07.07 №194- ФЗ)

Задание 5. На собрание пришли 7 родителей учащихся 9а (в классе 25 человек). Какому из промежутков принадлежит число, выражающее часть родителей, которые выполняют закон об образовании?

а) (7; 25),

б) (1; 2,2),

в) (0; 0,2)

ПРОЦЕНТЫ НА УРОКЕ ХИМИИ

Задание 1. Вычислить массу меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг. Мельхиора, если доля меди - 80%, а никеля - 20%.

Задание 2. Найти объём воздуха, если в нём содержится 200л. Кислорода (доля кислорода -21%).

Задание 3. Сколько граммов воды и соли нужно взять, чтобы приготовить 80г. 5% раствора?

Задание 4. Найти процентный состав бронзы массой -60 кг. если масса меди -51 кг., а масса олова 9 кг?

ПРОЦЕНТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Тарифы

Задание 1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 к. за 1кВт-ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года – ещё на 50%. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%, более чем на 100%?

Задание 2. Стоимость проезда в городском автобусе составляет 7 рублей. В связи с инфляцией она возросла на 50%. Во сколько раз возросла стоимость проезда в автобусе?

Задание 3. В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3р. 15к. вместо 2р.27 к. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%.

Задание 4.Стоимость проезда в городском автобусе составляла 5р. В связи с инфляцией она возросла на 200%. Во сколько раз повысилась стоимость проезда в автобусе?

Распродажа

Задание 1. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 24%, а потом ещё на 10% . Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 руб.?

Задание 2. В магазине цену на товар снизили с 400 р. до 360 р. На сколько процентов снижена цена?

Задание 3. Два магазина торгуют одним и тем же товаром. В первом из них цены на 10% ниже, но и количество проданных изделий в день на 10% больше. В каком из этих магазинов выручка за день больше?

Задание 4. Во время распродажи масляные краски для рисования стоимостью 213 р. за коробку продавали на 19% дешевле. Сколько примерно денег сэкономит художественная студия, если она купит партию в 150 коробок?