Актуальность
В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников.
За период 1998-2008 гг. среди учащихся младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 54,5%. Причем среди мальчиков наблюдается более выраженные тенденции роста заболеваемости. Если в 1998 г. к I группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2008г. менее 2% (1,8%). Среди современных первоклассников вдвое меньше процент абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3% против 8,7%).
Среди учащихся 2-3 классов выявлен стремительный рост распространенности функциональных нарушений сердечнососудистой системы, нервно-психических расстройств, нарушений костно-мышечной системы.
У детей, поступивших в школу в 6,5 лет и ранее, при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение функциональных резервов уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма достоверно выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся более младшие дети не хуже, чем их более старшие одноклассники, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей "физиологической стоимостью" для организма.
Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.
За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89% , среди девушек - на 51,6%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма.
Среди функциональных расстройств "лидируют" нарушения системы кровообращения (25 %), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 %). На третьем месте - эндокринно-обменные нарушения (до 14,0%). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 % девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
По результатам педагогического тестирования в беге на 6 минут 22-30 % учащиеся 5-11 классов нашей школы показывают низкие результаты. Это свидетельствует о том, что функциональные системы сердечно - сосудистой дыхательной системы испытывают значительное снижение функциональных возможностей организма и характеризуются неудовлетворительной адаптацией. Одной из причин такого положения является гиподинамия школьников.
Гиподинамией страдают около 75% российских школьников, сообщил главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. "Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, а старшеклассников - до 12-15 часов, - отметил он. - В результате 75% школьников страдают гиподинамией; выраженное утомление к концу дня, недели, отличают половину детей; у 60% регистрируются изменения артериального давления". 80 процентов российских детей испытывают состояние гиподинамии - дефицита физической активности. Сегодня это первая причина слабого здоровья школьников. Об этом сообщила директор НИИ полярной медицины СГМУ Галина Дегтева. По ее словам, сегодня родители делают ставку на умственное развитие ребенка, хотят, чтобы он поступил в престижный вуз, а об укреплении здоровья детей заботятся мало. В результате школьники испытывают статические нагрузки, сидя на уроках, огромное количество времени проводят за выполнением домашнего задания: легко с ним справляется только 16 процентов российских учеников. Сегодня это первая причина слабого здоровья школьников. Между тем, по нормативу двигательная активность детей в возрасте 5 - 6 лет должна составлять 5,5 часов в сутки, 7 - 10 лет - 4 - 5 часов в сутки, у подростков - до 4 часа, у девушек и юношей - 3 - 4 часа в сутки. Выполнение этого стандарта удовлетворит потребность организма в движении, улучшит умственные способности, снизит заболеваемость. Только ежедневная физическая активность детей сможет сформировать здоровую нацию, - подчеркнула профессор.
Гиподинамия.
Гиподинамия возникает в результате малоподвижного образа жизни, в частности вследствие перегрузок школьников домашними заданиями и соответственно сокращения времени для игр и спортивных занятий, соответственно снижения доли физической активности в трудовой деятельности, в результате повседневного использования транспорта для передвижения даже на близкие расстояния, нерациональной организации отдыха (например, увеличение времени пребывания у телевизоров, компьютеров).
При гиподинамии в организме человека возникают существенные изменения со стороны основных жизненно важных систем (преимущественно Ц.Н.С., кровообращения, опорно-двигательного аппарата, обменных процессов). Снижение афферентной импульсации от мышц, изменения кровообращения головного мозга, нарушения обменных процессов неблагоприятно отражаются на тонусе Ц.Н.С. и состоянии аппарата регуляции вегетативных функций организма, появляется разбалансированность системы регуляции кровообращения. Гиподинамия способствует развитию кислородного голодания жизненно важных органов, вызывает детренированность сердечно-сосудистой системы, снижение ортостатической устойчивости человека, ухудшает переносимость физических нагрузок.
Под влиянием гиподинамии изменяется, понижается устойчивость к стрессовым воздействиям. При гиподинамии возникают гипертензивные реакции и нарушения сердечного ритма в виде экстрасистолии и фибрилляции предсердий. Длительная гиподинамия способствует развитию атеросклероза, нарушений венозного кровообращения. Продолжительная гиподинамия вызывает снижение иммунной реактивности организма. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость к инфекции. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.
Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. (3)
Вследствие уменьшения при гиподинамии нагрузки на сердечно - сосудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояния е сердца, работа его становится менее "экономной". Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема и венозного возврата крови. (4)
Для ликвидации последствий гиподинамии необходимы, систематические занятия физкультурой и спортом.
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности.
Роль сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистая система с ее многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Обладая сложным нервно-рефлекторным и нейрогуморальными механизмами, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения (Баевский Р.М., 1979г.) (2)
Важная роль, которую выполняет сердце в организме, диктует необходимость применения профилактических мер, способствующих его нормальной функции, укрепляющих его, предохраняющих от заболеваний, которые вызывают органические изменения клапанного аппарата и самой сердечной мышцы. Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок - наиважнейшая мера укрепления сердца.(2)
Вегетативное обеспечение двигательной деятельности осуществляется, прежде всего, системами кровообращения, дыхания, крови и регуляторными влияниями нервно-гормональных механизмов.
Мощная афферентация, поступающая в процессе двигательной деятельности от проприорецепторов мышц, суставов, связок, рецепторов внутренних органов, направляется в кору больших полушарий. На этой основе кора формирует функциональную систему, объединяющую отдельные структуры головного мозга, все моторные уровни ЦНС и избирательно мобилизирующую отдельные мышечные группы. Одновременно нейрогенное звено управления воздействует на центры, регулирующие кровообращение, дыхание, другие вегетативные функции, гормональное звено.
Интенсификация деятельности сердца обеспечивает повышение работы сердца. Частота сердечных сокращений увеличивается с 60-80 (в покое) до 120-220 в минуту, ударный объем - с 60-80 до 100-150 мл, минутный объем сердца - с 4-5 до 25-30, максимум до 40 л в зависимости от мощности и продолжительности двигательной активности. Высокие величины работы сердца обусловлены повышением АД, увеличением скорости тока крови, объема циркулирующей крови, притока крови к правым отделам сердца (В. С. Фарфель, Т. П. Конради). Работающие мышцы при этом снабжаются кислородом в 10- 15 раз интенсивнее, чем в покое.
Влияние физических упражнений на органы кровообращения.
Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.
Исследование ЧСС (частоты сердечных сокращений в покое) у учащихся 9-10 классов нашей школы показывает, что у 70 % отмечается отклонение ЧСС от нормы в сторону увеличении, что создает предпосылки к снижению физической работоспособности.
Один из важнейших эффектов физической аэробной тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артериовенозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов.
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска Б.А. Пирогова (1985)
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по 3 ч. в неделю), уже через 10-12 недель приводят к увеличению МПК на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Все объясняется просто: работающие мышцы требуют большого количества кислорода и скорейшего удаления из крови углекислоты. Эту функцию как раз выполняет сердце в малом круге кровообращения. Нагнетая кровь, сердце работает чаще, так как в легких отсутствует скелетная мышечная ткань. Нет мышечной ткани и в головном мозгу. Возможно, поэтому мозг очень чувствителен к работе сердца и отмирает уже через 7 минут.
При систематических занятиях физическими упражнениями постепенно (в два этапа) наступает приспособление деятельности сердца к физическим нагрузкам. Функциональный этап отражает изменение основных физиологических характеристик сердца (частота сердечных сокращений, ударный объем) во время двигательной деятельности. Морфологический этап отражает соответствующие изменения (перестройки) в структурах самого сердца (гипертрофия, увеличение количества капилляров и др.).
С биологической точки зрения физическая нагрузка представляет собой процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок. Глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки:
- интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений;
- количества повторений упражнений;
- продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений.
Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ и, в конечном итоге, к росту тренированности.
Риск развития патологии сердечно - сосудистой системы (ССС) и органов кровообращения оказался более тесно связан не с уровнем двигательной активности, а с выносливостью, т.е. состоянием организма, возникающим при воздействии физических упражнений. Физические тренировки улучшают функциональные возможности организма путем совершенствования адаптации к нагрузкам.
Кумулятивный тренировочный эффект - является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.
Предусмотрено семь вариантов заключений о напряжении регуляторных механизмов и функциональных возможностях
Удовлетворительная адаптация
1. Достаточные функциональные возможности организма. Оптимальное функционирование систем регуляции.
2. Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции.
3. Повышенный расход функциональных резервов организма. Незначительное напряжение механизмов адаптации.
Напряжение механизмов адаптации
4. Снижение функциональных резервов организма. Умеренное напряжение механизмов адаптации.
5. Выраженное снижение функциональных резервов организма. Значительное напряжение механизмов адаптации.
Неудовлетворительная адаптация.
6. Значительное снижение функциональных возможностей организма. Неудовлетворительная адаптация.
7. Резкое снижение функциональных возможностей организма. Срыв адаптации. Возможно наличие заболевания в субкомпенсированном или декомпенсированном состоянии.
Методика проведения уроков направленных на укрепление сердечно-сосудистой системы.
Исходя из данных теоретических заключений при планировании уроков направленных на овладение длительным бегом (2000 метров программный материал), результатов тестирования в беге на 6 минут и определения ЧСС в покое на протяжении 6 уроков использовал оздоровительный бег на уроках физической культуры у учащихся 8-9 классов.
Эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется, прежде всего, в увеличении сократительной и "насосной" функций сердца, росте физической работоспособности
Целью уроков было создание физкультурно-оздоровительных условий, направленной на повышение двигательной активности учащихся и укрепление сердечно-сосудистой системы.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с влиянием упражнений циклического характера на сердечно - сосудистую систему.
2. Учить методики определения функционального состояния сердечно - сосудистой системы (пульсометрия) в покое и во время выполнения практического задания.
3. Учить выполнять задание (оздоровительный бег) в заданном пульсовом диапазоне.
4. Развивать выносливость.
Содержание уроков по физической культуре было следующим. Подготовительная часть урока проводилась по общепринятой структуре. В качестве средств общей разминки использовались гимнастические, циклические и комбинированные упражнения локального и общего воздействия для активизации функциональных систем организма школьников и их подготовки к выполнению основных задач урока. Продолжительность подготовительной части урока составляла 8-10 мин.
Структура основной части уроков Основная часть урока условно была разделена на два блока.
1. Знания о положительном влиянии физических упражнений аэробного характера на сердечно сосудистую систему;
2. Выполнение упражнений аэробного характера (оздоровительный бег).
Физическая нагрузка осуществлялась и предлагалась учащимся в соответствии с уровнем их подготовленности (по итогам первичного тестирования 6 минутного бега) не различалась по половому признаку, и характеризовалась интенсивностью (ЧСС) и объемом (количество пробегаемых метров.)
Исходя из того что минимальной тренирующей нагрузкой, способствующей повышению функциональных возможностей кардиореспираторной системы, является нагрузка при ЧСС 130-135 уд/мин, а максимальной - 160-170 уд/мин, было выдвинуто следующее предположение. Для учащихся с очень низким уровнем физической подготовки интенсивность физической нагрузки при выполнении аэробных физических упражнений будет оптимальной при ЧСС, находящейся в пределах 130-140 уд/мин (щадящий режим), при низком УФЗ - 141-150 уд/мин, при удовлетворительном - 151-160 уд/мин, при хорошем и отличном - 161-170 уд/мин. (5). Количество пробегаемых метров в одном уроке составляло от максимальной 80-90% для каждой группы.
Уровень | Пульсовой режим (ЧСС) | Количество пробегаемых метров на уроке. |
1-й уровень | 130 - 140 уд/мин. | 600-800 |
2-й уровень | 141 - 150 уд/мин. | 700-900 |
3-й уровень | 151 - 160 уд/мин. | 900-1000 |
4-й уровень | 161 - 179 уд/мин. | 1000 и более |
Выполнение физических упражнений в основной части урока осуществлялось преимущественно в аэробной зоне энергообеспечения. Контроль для корректировки ЧСС осуществлялся 2-3 раза для каждой группы.
Учебный материал по изучению техники легкоатлетических упражнений, а также формированию физкультурных знаний соответствовал требованиям комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов.
Обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических способностей школьников осуществлялось по общепринятым методикам.
Заключительная часть. Сначала выполнялись упражнения для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, уменьшения напряжения мышечных групп. Использовались медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание, правильную осанку. В конце заключительной части подводились итоги урока: выставлялись отметки, давались домашние задания. Продолжительность заключительной части составляла 2-3 мин.
Результат
Применение уроков, способствовало более эффективному решению оздоровительных задач, повышения двигательного качества выносливости (работоспособности) и укрепления сердечно-сосудистой системы. У школьников каждой группы, произошли положительные сдвиги в показателях физического развития двигательного качества выносливости и функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. Прирост результата, произошел, по моему мнению, за счет адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Литература.
1. Особенности состояния здоровья современных школьников. Материалы к докладу "Школа 2020. Какой мы её видим? Москва 2008.
2. Реферат: Исследование здоровья детей
3.http://bibliotekar.ru/624-2/33.htm
4. Коваленко Е.А. и Гуровский Н.Н. Гипокинезия, М., 1980; Панферова Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система, М., 1977; Федоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность, с. 79, М., 1977.
5. Медведев В.А. Теоретико-методические основы оздоровления школьников средствами физической культуры в неблагоприятных экологических условиях: ГГУ, 2000. - 130 с. Гомель.
6. "Физические тренировки как средство укрепления здоровья". Обзоры по важнейшим проблемам медицины, Москва. 1988.