Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Закреплять навыки правильного написания окончаний имён существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Задачи:

  • Развивать умение определять падеж имён существительных 1-го склонения.
  • Развивать связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, самоконтроль и контролирование работы одноклассников.
  • Осуществлять связь с жизненным опытом детей и их возрастными особенностями.
  • Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Расширять знания и навыки детей по гигиенической культуре.
  • Воспитывать культуру здорового образа жизни.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация
  • учебник А.В.Поляковой "Русский язык", ч.2
  • таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения"
  • словарные слова - ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВЬЕ
  • разрезные карточки с пословицами о здоровье
  • карточки с текстами "Инфекционные болезни".

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему соседу.

Проверьте готовность к уроку. Садитесь на места.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно выполнить следующие задания.

Презентация.

1) Игра "Четвёртый лишний". (Слайд №2)

Брат, дядя, завтрак, сын.

Озеро, зеркало, река, море.

Печь, метель, морковь, малина.

- Найдите в каждой строке лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Что общего у всех этих слов? (существительные 1-го склонения с окончаниями -а, -я).

2) Поставьте данные существительные в родительном, дательном и предложном падежах. (Слайд №3)

- Что можете сказать про окончания? (на доску вывешивается таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения").

- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Слайд №4)

- Какова будет цель урока?

3. Работа в тетрадях. Чистописание.

Психологический настрой (сопровождается гимнастикой для пальцев рук).

Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем. Затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и мысленно произносим: "Я справлюсь! Я смогу, человек всё может! Я ничего не боюсь!"

1) Откройте тетради, запишите дату и слова Классная работа.

2) Используя строчные буквы з, д, р, составьте все возможные буквосочетания. Запишите их. (Слайд №5)

4. Словарно-орфографическая работа.

- В каком слове-приветствии встречаются данные буквы? (карточка со словом здравствуйте вывешивается на доску)

- Какой смысл кроется в этом слове?

- Таким словом люди приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. (карточка со словом здоровье вывешивается на доску)

- Что такое здоровье? Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?

- Слова здоровье и здравствуйте, на первый взгляд, кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим человеку: "Здравствуйте", мы желаем ему здоровья.

- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Слайд №6)

5. Работа в группах с пословицами.

- Посмотрим, как употребляется слово здоровье в нашей речи. В русском языке много пословиц о здоровье.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно составить из рассыпанных слов-карточек пословицы и объяснить их смысл. (каждой группе выдаются разбитые на слова пословицы)

(Слайд №7)

  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Здоровье разум дарит.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Чистота - половина здоровья.

- Запишите в тетрадь любую понравившуюся вам пословицу.

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья. (упражнения выполнять сидя за партами)

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, задержите дыхание, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с. и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом цокайте языком, 15-20 с. Упражнение подготовит вас к напряжённой работе.

6. Работа по теме урока.

1) Комментированное письмо (работа по учебнику упр. 342).

2) Коллективно-индивидуальная работа (текст на листочках у каждого ученика на парте).

- Внимательно прочитайте текст "про себя".

Инфекционные болезни.

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицин.. такие болезни называются инфекционными. В переводе с латинского языка слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного ( от собак.. , от кошк.. ).

Инфекция распространяется микробами, которые живут в воздухе, в вод.. , в пищ.. , в земл.. , на поверхности игрушек и книг.

Чтобы не заразиться инфекционными болезнями, надо знать и соблюдать правила личной гигиены.

Основное требование личной гигиены - чистая кожа. Микробы с грязной кож.. рук попадают в рот и вызывают инфекционные заболевания.

Чаще мойся - воды не бойся!

- Сформулируйте главную мысль этого текста.

-Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими.

- Как же защитить себя от этих болезней?

- Определите в тексте, что общего между словами с пропущенными буквами?

- Какие задания вы можете предложить по данному тексту?

- Какие окончания имеют существительные 1-ого склонения в родительном, дательном и предложном падежах?

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. (Слайд №8)

- Выделите в этих словах окончания, определите падеж. (Слайд №9) Самопроверка.

Физ. минутка.

И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки - вверх; 4 - руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и.п.; 5 - руки через стороны вверх; 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.

Сесть за парты. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 15 сек. Поморгать - глаза открыть.

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

3) Творческая работа. (Слайд №10)

- С данными словами составьте и запишите словосочетания, подобрав подходящие имена существительные 1-ого склонения.

  • Ездить на :
  • Вышел из :
  • Помочь :
  • Работал в :
  • Плыть по :
  • Слетел с :

- Определите падеж имён существительных, выделите окончания.

7. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока.

- Над чем работали на уроке?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

- Чему вас научил этот урок?

- Сегодня работали отлично :, хорошо : (звучат фамилии учеников).

Домашнее задание (по выбору).

Просклонять три словарных слова - имена существительные 1-го склонения .

Написать с существительными 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах по два словосочетания.

Составить и записать по одному предложению с существительными 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах. (Слайд №11)

Приложение.