Цель урока: Закреплять навыки правильного написания окончаний имён существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Задачи:
- Развивать умение определять падеж имён существительных 1-го склонения.
- Развивать связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, самоконтроль и контролирование работы одноклассников.
- Осуществлять связь с жизненным опытом детей и их возрастными особенностями.
- Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки детей по гигиенической культуре.
- Воспитывать культуру здорового образа жизни.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация
- учебник А.В.Поляковой "Русский язык", ч.2
- таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения"
- словарные слова - ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВЬЕ
- разрезные карточки с пословицами о здоровье
- карточки с текстами "Инфекционные болезни".
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему соседу.
Проверьте готовность к уроку. Садитесь на места.
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
- Чтобы узнать тему урока, вам нужно выполнить следующие задания.
1) Игра "Четвёртый лишний". (Слайд №2)
Брат, дядя, завтрак, сын.
Озеро, зеркало, река, море.
Печь, метель, морковь, малина.
- Найдите в каждой строке лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Что общего у всех этих слов? (существительные 1-го склонения с окончаниями -а, -я).
2) Поставьте данные существительные в родительном, дательном и предложном падежах. (Слайд №3)
- Что можете сказать про окончания? (на доску вывешивается таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения").
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Слайд №4)
- Какова будет цель урока?
3. Работа в тетрадях. Чистописание.
Психологический настрой (сопровождается гимнастикой для пальцев рук).
Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем. Затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и мысленно произносим: "Я справлюсь! Я смогу, человек всё может! Я ничего не боюсь!"
1) Откройте тетради, запишите дату и слова Классная работа.
2) Используя строчные буквы з, д, р, составьте все возможные буквосочетания. Запишите их. (Слайд №5)
4. Словарно-орфографическая работа.
- В каком слове-приветствии встречаются данные буквы? (карточка со словом здравствуйте вывешивается на доску)
- Какой смысл кроется в этом слове?
- Таким словом люди приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. (карточка со словом здоровье вывешивается на доску)
- Что такое здоровье? Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?
- Слова здоровье и здравствуйте, на первый взгляд, кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим человеку: "Здравствуйте", мы желаем ему здоровья.
- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Слайд №6)
5. Работа в группах с пословицами.
- Посмотрим, как употребляется слово здоровье в нашей речи. В русском языке много пословиц о здоровье.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно составить из рассыпанных слов-карточек пословицы и объяснить их смысл. (каждой группе выдаются разбитые на слова пословицы)
(Слайд №7)
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Здоровье разум дарит.
- Здоровье дороже богатства.
- Чистота - половина здоровья.
- Запишите в тетрадь любую понравившуюся вам пословицу.
- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья. (упражнения выполнять сидя за партами)
Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, задержите дыхание, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с. и стало жарко. Повторите 3 раза.
Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.
Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом цокайте языком, 15-20 с. Упражнение подготовит вас к напряжённой работе.
6. Работа по теме урока.
1) Комментированное письмо (работа по учебнику упр. 342).
2) Коллективно-индивидуальная работа (текст на листочках у каждого ученика на парте).
- Внимательно прочитайте текст "про себя".
Инфекционные болезни.
Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицин.. такие болезни называются инфекционными. В переводе с латинского языка слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного ( от собак.. , от кошк.. ).
Инфекция распространяется микробами, которые живут в воздухе, в вод.. , в пищ.. , в земл.. , на поверхности игрушек и книг.
Чтобы не заразиться инфекционными болезнями, надо знать и соблюдать правила личной гигиены.
Основное требование личной гигиены - чистая кожа. Микробы с грязной кож.. рук попадают в рот и вызывают инфекционные заболевания.
Чаще мойся - воды не бойся!
- Сформулируйте главную мысль этого текста.
-Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими.
- Как же защитить себя от этих болезней?
- Определите в тексте, что общего между словами с пропущенными буквами?
- Какие задания вы можете предложить по данному тексту?
- Какие окончания имеют существительные 1-ого склонения в родительном, дательном и предложном падежах?
- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. (Слайд №8)
- Выделите в этих словах окончания, определите падеж. (Слайд №9) Самопроверка.
Физ. минутка.
И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки - вверх; 4 - руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и.п.; 5 - руки через стороны вверх; 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.
Сесть за парты. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 15 сек. Поморгать - глаза открыть.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.
3) Творческая работа. (Слайд №10)
- С данными словами составьте и запишите словосочетания, подобрав подходящие имена существительные 1-ого склонения.
- Ездить на :
- Вышел из :
- Помочь :
- Работал в :
- Плыть по :
- Слетел с :
- Определите падеж имён существительных, выделите окончания.
7. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока.
- Над чем работали на уроке?
- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?
- Чему вас научил этот урок?
- Сегодня работали отлично :, хорошо : (звучат фамилии учеников).
Домашнее задание (по выбору).
Просклонять три словарных слова - имена существительные 1-го склонения .
Написать с существительными 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах по два словосочетания.
Составить и записать по одному предложению с существительными 1-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах. (Слайд №11)