Конспект обобщающего урока по теме "Применение скалярного произведения векторов к решению задач" (9-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы "Скалярное произведение векторов".
    • создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: эвристический. Решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка. Тестовая проверка уровня знаний.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация урока (Приложение 1). У учащихся на партах листы учета знаний.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Теоретическая разминка.
  3. Решение задач с последующей проверкой с помощью компьютера.
  4. Решение задач у доски.
  5. Итоговое тестирование.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

1. Организационный момент

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело: Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

Сегодня у нас заключительный урок по теме "Скалярное произведение векторов". Повторяем, обобщаем, приводим в систему полученные знания, учимся применять их к решению задач.

Перед нами стоит задача - показать свои знания и умения при решении задач различного уровня сложности.

2. Теоретическая разминка

Презентация.

Итак, внимание - вопросы:

  1. Что называется вектором?
  2. Что называется длиной вектора?
  3. Какие векторы называются коллинеарными?
  4. Какие векторы называются равными?
  5. Какие векторы называются противоположными?
  6. Что называется скалярным произведением двух векторов?
  7. Какие два вектора называются перпендикулярными?
  8. В каком случае скалярное произведение ненулевых векторов: а) равно нулю; б) больше 0; в) меньше 0 ?
  9. Внимание на экран (3 слайд).
    Найдите углы между векторами.
    Правильность ответов учеников подтверждается ответами на экране (по нажатию левой кнопки мышки).
  10. По данным чертежа решите задачу (слайд 4).
    По нажатию левой кнопки мышки появляется правильное решение.
  11. По данным задачи найдите скалярное произведение векторов (слайд 5).
    Для проверки задания решение выводится на кран по нажатию левой кнопки мышки.
  12. Сегодня на уроке нам понадобится следующее равенство (слайд 7).
    Повторим, как связаны между собой векторы ОА, ОВ и ОС, если точка С - середина отрезка АВ, а точка О - произвольная точка плоскости.
    По нажатию левой кнопки мышки появляется интересующее нас равенство.

3. Решение задач с последующей проверкой.

Задача № 1. (слайд 6)

Найдите LQ треугольника PQR, если P(3; -1), Q (3; 2), R(-1; -2).

Ученики решают задачу в тетрадях самостоятельно с последующей проверкой решения с помощью компьютера ( по нажатию левой кнопки мышки).

4. Решение задач у доски

Задача № 2 (слайд 8)

В треугольнике АВС СD - медиана, причем СD2 > 0,25 АВ2..

Докажите, что угол С - острый.

План решения задачи обсуждается учителем с учениками, после чего один из учащихся решает задачу у доски на оценку.

Задача № 3 (слайд 9)

АВСD - квадрат, F - середина CD, а E - середина AD. Используя векторы, докажите, что BE перпендикулярна AF.

Алгоритм решения задачи разбирается учениками совместно с учителем, после чего один из учеников решает задачу у доски на оценку.

5. Итоговое тестирование

У каждого на парте лежит лист с итоговым тестом. Ребята приступают к выполнению задания (слайд 10). После того как работа окончена и листы сданы учителю, правильность ответов может быть проверена с помощью компьютера (слайд 11).

6. Подведение итогов

Каждый ученик получает оценку за работу в классе.

Дается оценка работы класса в целом.

7. Домашнее задание

Домашнее задание ребята получают на листах (слайд 12)