Интегрированный урок в 3-м классе. Урок русского языка, малокомплектная школа

Разделы: Начальная школа


1 класс
Урок русского языка (Приложение 1)

Тема: Звук «ш». Буквы Ш, ш.

Цели:

  • познакомить учащихся сособенностями согласного звука «ш», его графическим обозначением;
  • совершенствовать навыки чтения целыми словами;
  • развивать речь, мышление детей;
  • способствовать формированию положительного отношения к школьной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, демонстрационная касса с разрезными буквами, индивидуальная касса с разрезными буквами.

3 класс
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.

Тема: В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».  Вода.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Одоевского;
  • учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать;
  • совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения;
  • способствовать формированию качеств, как доброта, трудолюбие.
  • познакомить со свойствами воды;
  • учить наблюдать и делать выводы;
  • применять знания в жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, конверты с заданиями.

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

II. Работа с учителем. Повторение пройденного (с.99)

1. Беседа по иллюстрациям учебника «Как хлеб приходит на стол».

– Что делает трактор весной?
– Когда комбайн убирает колосья?
– Что везут машины на элеватор?
– Что делают из зерна?
– Где пекут хлеб?
– Куда привозят вкусный хлеб?
– Что ставит каждая семья на стол перед едой?

2. Закончите пословицу.

  • Не вкусен обед, … (коли хлеба нет).
  • Изба красна не углами, …(а пирогами)

– Ребята, хлеб – это и булочки, и пироги, и батоны. О хлебе есть не только народные пословицы, но и народные приметы, которые помогали людям вырастить хороший урожай. Много снега – много хлеба.

– Как думаете, в какое время года вспоминали эту примету?

– От морозной, холодной зимы снег спасает растения.

II. Самостоятельная работа. Повторение изученного

1. Загадка.

– Восстановите и  отгадайте загадку. (Слайд)

Он  ----- за нос -----, а перед --------   шапку  -------.(ленивого, хватает, проворным, снимает)

МОРОЗ

2. Дифферинцированная работа с деформированным текстом в парах.( Раздаются конверты с заданиями).

На прошлом уроке внеклассного чтения мы познакомились со сказкой «Морозко».Вам нужно вспомнить содержание сказки. Для этого возьмите из конверта полоски одного цвета и восстановите порядок.

1 конверт.

1. У одного доброго человека была дочь.
2. Он женился второй раз .
3. Мачеха невзлюбила падчерицу, решила её со свету сжить.
4. Велела она деду отвезти девочку в лес.
5. Старик поплакал, но отвёз дочь в лес.

2 конверт.

1. В это время Морозко обходил свои владения.
2. Мороз сильнее потрескивает, пощёлкивает.
3. Девица совсем замерзать стала, чуть языком шевелит.
4. Сжалился Морозко, окутал девушку шубами.
5. Привёз старик свою дочь с подарками. (Проверка – слайд.)

– Догадались о каком звуке идёт речь?

III.Определение темы урока и постановка целей.

Инсценировка, подготовленная учащимися 3 класса.

1 уч. Недавно мы гуляли во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. На ёлке висели сыски.
2 уч. Ха-ха-ха! Не сыски, а хыхки!
3 уч. Хи-хи-хи! Неправильно! И не сыски, и не хыхки, а фыфки!

– Мы узнали,что шишки бывают на ёлке. А когда бывает ёлка? Без чего не бывает зимы?
Чтобы правильно произносить звуки нам всем нужна фонетическая зарядка.

Ша-ша-ша – наша ёлка хороша.
Шо-шо-шо – мы играли хорошо.
Шу-шу-шу – письмо Морозу напишу.

IV. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа

1) «Буква потерялась». Работа на карточках.

.апка
.кола
*         .арф            ко . ка
*    .арик          ми . ка
*         .уба            ма . ина
Ната . а
Миш .а
(Проверка – слайд)

2) Работа с кассой. Составить полученные слова.  

Учащимся, которые справились быстрее предложить следующее задание.

Соедините слова, которые состоят из одних и тех же слов.

Кот             сел
Лес             ток
Нора           пони
Пион           рано
Дыра           рады

– Читайте внимательно, чтобы ответить на вопрос.

IV. Работа с учителем

 Сравним ваши тексты с текстами на экране. (Слайд)

– Молодцы! Вы тоже стали сказочниками.
– Кто написал эту сказку?
– Вспомните, как появлялись народные сказки?
– Для кого они сочинялись?
– Почему народные сказки относятся к устному творчеству?

СКАЗКИ

                                   Народные                       литературные (авторские)

– Сможете ли вы вспомнить произведение похожее на сказку «Морозко»? (Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором»)

– Сегодня познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её В.Ф.Одоевский. (Слайд)

Словарная работа.

  • Рубить платки –       подшивать платки 
  • Студенец – ???

– Это слово вы попытаетесь объяснить сами после чтения.

– Почему автор назвал одну девочку Рукодельницей, а другую Ленивицей? (Рукодельница – всё умела делать руками; Ленивица – от слова лень)

Физкультминутка (Слайд)

V. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы на слайде.
2. Чтение  вслух по учебнику  (с.100)
3. Работа в тетрадях. Письмо строчной буквы «ш».

V. Самостоятельная работа

1. Чтение про себя до с.202

2. Найдите эпизоды к  иллюстрациям из сказки. (Слайды)

VI. Итог урока

– С каким звуком познакомились?
– Какая новая буква встречалась в словах?

1. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

– Найдите отличия народной сказки от сказки «Мороз Иванович».

VI. Работа с учителем. Итог урока

1. Выборочное чтение эпизодов к иллюстрациям. /Слайд/

2. Определение главной мысли сказки.

– Какую награду получили Рукодельница и Ленивица?
– В каких словах выражена главная мысль сказки?

VI. Домашнее задание
  • С.196… выразительное чтение;
  • Разделить на части, озаглавить или составить картинный палн;
  • Сравните двух героинь и заполните таблицу (для сильных):
Рукодельница Ленивица
   

VI. Окружающий  мир.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, глобус, стаканы с водой, бумажный фильтр, сахар, кусок глины, полоски цветной бумаги, тарелка со льдом, где заморожены бусинки, конфетти.

1. Повторение  пройденного

Фронтальный опрос

– Какие свойства имеет воздух?
– Что происходит с воздухом при нагревании?
–Что происходит с воздухом при охлаждении?
– Как вы понимаете выражение: «воздух, которым мы дышим  должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа.)

Вспомните вопрос про стук в окошки зимой , которые задала Рукодельница Морозу Ивановичу. О чём беспокоился Мороз Иванович?  

Проверить (слайд с отрывком из текста с.201)
«– Я затем в окошки стучусь, чтобы не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;…закроют да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и умереть от угара можно»

Для индивидуальной работы карточки с заданиями.

№1. Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных?

№ 2. Вспомните сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» (слайд с отрывком из текста с. 200)

«Тут он поднял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка»

Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом,  не замерзают?

Проверить (слайд с отрывком из текста с. 201)

«Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежную периной,….придёт весна , снежная перина растает, травка заколосится,..выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет. Да и будет мука, а из муки ты , Рукодельница, хлеб испечёшь.»

2. Определение темы урока и постановка задач

– Ребята, ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

– Что такое воздух?

В) Воздух – это смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
Б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, воды, пыли, кислорода.

– Где основные свойства воздуха указаны верно?

А) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
О) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

– Что происходит с воздухом при нагревании?

Д) при нагревании воздух расширяется;
Г) при нагревании воздух сжимается;

– Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

К) кислород;
А) азот;
У) Углекислый газ.

ВОДА

– Вещество, которое будем изучать на уроке, спрятано в загадке.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить , ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)

– Тема нашего урока – вода, познакомимся со свойствами воды.

3. Что такое вода. Лекция учителя

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус.
– Краски какого цвета на нём больше, чем остальной?
Если быстро вращать его, то покажется, что он просто голубой. Голубой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой.
– Что изображается голубой краской на глобусе?

  • Вода занимает  3/4 части поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.  /Слайд/
  • Вода входит в состав любого организма. Если помять лист растения , обнаружим в нём влагу.
  • Наше тело  на 2/3 состоит  из воды. Она входит в состав крови.

Физкультминутка

Льётся чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

5. Практическая работа

Опыт №1. Определим прозрачность воды. Посмотрите через стакан с водой. Видны ли предметы?

Опыт №2. Какого цвета вода? Сравните цвет воды и полоски цветной бумаги.

Опыт №3. Каков запах воды? Попробуйте определить, как пахнет вода?

Опыт  №4. Что произойдёт, если насыпать в один стакан сахар, в другой глину?

Опыт №5. Как очистить грязную воду? Приготовьте чистый стакан, воронку, фильтр. Влейте в воронку мутную воду.

– Что произошло?

Каким способом очистила воду Рукодельница  в сказке «Морозко»?

Проверить (слайд с отрывком из текста с.197)
«…коли вода не чиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды , а вода-то знай проходит сквозь песок в кувшин чистая, словно хрустальная».

Этим способом можно воспользоваться в жизни, когда нет фильтра. Но использовать очищенную воду только после кипячения!

6. Работа с учебником: с.49 прочитать, найти 2 предложения о значении воды для живых организмов.

– Проверим, как вы читали текст. Для этого вам необходимо дополнить пропущенные слова.

В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший … .
Воду можно очистить с помощью … .

7. Итог  урока

– Что нового узнали на уроке о воде?
– Какими свойствами вода обладает?
– Попытайтесь вспомнить, какой подарок получила Ленивица из сказки «Мороз Иванович?»   («Брильянт-то чуть не с кулак»)
– Правильно.
– О каком состоянии говорит нам отрывок? (О твёрдом)

Продемонстрировать тарелку со льдом, где находятся бусинки, конфетти.

– Что произошло с бриллиантом в руке девочки? (Он растаял)

(Слайд с текстом)  «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол,…в то же время начал таять и брильянт.»

– О каком состоянии воды говорит нам этот отрывок? ( о жидком)

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

О твёрдом, жидком и газообразном состоянии воды  мы будем говорить на следующем уроке.

8. Домашнее задание

  • С.49-51 прочитать внимательно;
  • Подумать, от чего зависит различное состояние воды?
  • Заполнить таблицу на перфокарте:

Выберите из таблицы свойства и запишите ответы цифрами.

Свойства

  Ответы
  • без цвета;
  • не имеет запаха;
  • расширяется при нагревании;
  • сжимается при охлаждении;
  • растворитель;
  • плохо проводит тепло;
  • прозрачность
  • текучестью
Воздух  
Вода