Актуальность.
В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить природу, а через нее жизнь на Земле.
Дошкольный возраст – оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.
Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.
Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.
Я работала по экологическому воспитанию дошкольников на протяжении 8 лет. Начинала работу со старшей группы. В своей работе использовала программу “Развитие” под редакцией Л.А. Венгера и методику С.Н. Николаевой “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.
Создание развивающей среды.
Прежде всего, я для себя определила, что в группе необходимо создать развивающую среду, которая явилась бы стимулом для активизации у детей познавательного интереса. Таким образом, в группе появился уголок природы, полка экспериментирования, зеленый огород, краеведческий уголок.
В уголке природы я собрала комнатные цветы. В нем есть растения с различным размером листовых пластин (например, фикус и маранта) и их строением (кактус, папоротник, герань). Кроме этого я постаралась подобрать растения по изучаемым климатическим зонам. Такое многообразие помогает не просто ухаживать за цветами, но и делать различные выводы, помогает определять, каким растения требуется больше воды, а каким меньше. Кроме этого в уголке природы есть аквариумы с рыбками, лягушкой и тритоном, клетка с попугаем.
Совместно с родителями я оборудовала полку экспериментирования, что позволяет проводить на занятиях различные практические действия и эксперименты.
В уголке краеведения у меня собраны следующие материалы: альбом с видами Красноярска, карты родного края, города, энциклопедии животных, также изготовила макеты природных зон – тайги, тундры, пустыни, джунглей.
Кроме этого привлекаю родителей к “маршруту выходного дня”, в который включены зоопарк “Роев ручей”, заповедник “Столбы” краеведческий музей. Эти маршруты способствуют развитию познавательного интереса и умственных способностей дошкольников.
Работу на зеленом огороде я начинаю же с младшей группы. Вместе с детьми проращивает семена, высаживаем их на “грядки”.
Здесь же проводим первые опыты: поливая одну грядку и оставляя сухой другую, я подвожу детей к выводу о необходимости воды в жизни растений и ввожу значок, обозначающий воду, в дальнейшем знакомлю с обозначением тепла и света (символическая система широко используется программой “Развитие”).
Большое внимание уделяю созданию в группе учебной зоны, подобрала большое количество материалов и наглядности по экологии.
Так в группе есть глобус, различные географические карты (мира, России, Красноярского края, города), звездного неба. Совместно с детьми изготовила календарь природы, являющейся также своеобразной моделью; макеты природных зон: тайги, тундры, пустыни, джунглей; модель соотношения воздушной, водной среды и суши; модель солнечной системы. После изучения темы о возникновении жизни на земле и ее развитии, я изготовила эволюционную лестницу, сделала тематическую подборку о жизни динозавров.
Подобные тематические подборки я делала после изучения каждой новой темы. Я считаю, что это помогает дошкольникам глубже понять изучаемый материал, показать его новые стороны, дополнить. В эту же подборку вместе с детьми мы выставляем схемы, модели, что помогает лучше усвоить данный материал.
Много в развивающей среде я устроила так, чтобы дети работали самостоятельно, без помощи взрослого.
Методы и приемы работы.
В своей работе по экологии считаю важным воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Но меня интересует не только воспитательное воздействие, но и как развиваются умственные способности на занятиях по развитию экологических представлений.
Необходимым условием для развития умственных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, как на занятиях, так и в свободное время, стараюсь, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.
Например, в своей работе я применяю прием “А что дальше?”, то есть прерываю занятия на интересном месте, что поддерживает познавательный интерес ребенка – “А что будет дальше?..”
Еще один прием я назвала “мостик”. Это своеобразное звено, связывающее занятия между собой. Вместе с детьми мы придумали значок “мостик”, который появляется после изучения нескольких природных зон. С помощью “мостика” мы пытаемся найти общие черты между природными зонами или экосистемами. Таким образом, мы связали тайгу с пустыней, так как в них обитают ящерицы; тайгу с тундрой – там растет мох, обитает сова. Это помогает детям понять, что в природе все взаимосвязано, они прослеживают цепочки зависимости.
Еще один прием – “Карта времени”. На карте я вывешивала тему следующего занятия. Это могло быть, к примеру, слово “пустыня”, “луг” и другие, причем как буквенное его написание (для уже умеющих читать детей), так и изображение. И значки, которые мы с детьми придумали сами – телевизор, книга, разговор со старшим. Таким образом, дети “готовились” к следующему занятию, по итогам которого на карте времени появлялись фотографии лучших “Почемучек”. Используя этот прием, я обнаружила, что детям легче усваивать предлагаемый мною материал, у них появился интерес к занятиям.
“Карту времени” я использовала не только на занятиях, но и в свободной деятельности, устраивая пятиминутки – “Что я узнал нового”, которые позволяли поделиться с окружающими своими интересами, знаниями.
Я считаю, что для развития умственных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания, что я активно использую в своей работе.
Для развития умственных способностей дошкольников использую всем знакомые проблемные ситуации, с помощью которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.
При решении экологических задач проблемные ситуации помогают детям почувствовать себя частью природы, понять свою ответственность за благополучие планеты.
Программа “Развитие” предлагает развитие умственных и творческих способностей через овладение действиями наглядного моделирования.
Я в своей работе использую не только модели, предложенные программой. Вместе с детьми мы придумываем и свои модели.
Умственные и творческие способности детей развиваются на занятиях по экологии через построение моделей, отображающих связь животного и растительного миров, через отражение в наглядной модели развития и видоизменения мира Земли в ходе эволюции.