Краеведение - дело благородное, рожденное глубоким искренним чувством. Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц, а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице и есть в ней свои предания и легенды. С.Л. Агафонов
Объект изучения: история и культурное наследие Нижегородчины, Васильсурского уезда, Спасского района, села Вазьянка и ее округи.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. Краеведение давно стало одним из самостоятельных школьных предметов .. Несколько лет назад в Нижегородской области начался эксперимент по внедрению изучения местного краеведческого материала в рамках курса Нижегородоведение во 2-4 классах. Авторская программа "Родник", предназначенная для учащихся 5 класса и рассчитанная на 35 часов уже два года преподается в Вазьянской средней школе Спасского района как школьный компонент .В 7 классе также изучается краеведение как обязательный региональный компонент. Но авторская программа "Родная сторона" предназначен для 10 класса. Он является логическим дополнением к школьному предмету краеведение и позволяют охватить старшую возрастную ступень образовательного процесса. Образуется преемственное изучение краеведения. Если в начальной школе дети изучают материал в ознакомительном порядке, то в 5 классе получают более серьезные знания и умения не только по истории Малой Родины, но и впервые по истории Нижегородчины, для более успешного перехода к предмету краеведение в 7 классе. Большое значение в курсе "Родник" придается игровым приемам, дети включаются в с процесс исследовательской и творческой деятельности.. В то время как в авторской программе "Родная сторона" в10 классе предполагается более осознанное освоение прошлого не только села, но и Васильсурского уезда/ в который ранее входила Вазьянка/, формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а заем и применить на практике.
Курс "Родная сторона" призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Цель курса: Приобщение учащихся к истории Малой Родины
Основные задачи:
- Формирование знаний по истории Малой Родины.
- Развитие личностной культуры как основы любви к Родине.
- Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков.
- Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, привьются навыки работы с архивными материалами.
Программа предусматривают разнообразные формы исследования краеведческого материала: работа в музеях, изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Могут вводиться различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Данная программы нацеливает на формирование архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Программа призвана развивать навык выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использовать проектную методику и мультимедийный комплекс.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений. знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы. анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
Поурочное тематическое планирование. 35 часов.
№ урока | Содержание курса | Методические рекомендации |
1 | Введение. | Урок-лекция |
Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина. | ||
2 | Историография Нижегородской области. | Комбинированный урок |
3 | Виды источников. | Практическое занятие. |
4 | История административного деления округи. | Практическое занятие. |
5 | Практическая работа с картой. Вспомогательные исторические дисциплины. |
Практическое занятие. |
6 | Археологическое прошлое. Коренное население на территории Васильского уезда. |
Урок-беседа |
7 | Летописец. Заселение округи. Знатные села:Воротынец,Лысково, Макарьев. | Комбинированный урок. |
8 | Васильсурск. | Заочная экскурсия. |
9 | Спасская земля в 14-18 веках. | Урок с элементами викторины |
10 | Возникновение татарских поселений. | Урок-лекция |
11 | Православные храмы округи. | Фото-экскурсия |
12 | Маровский монастырь. | Эвристическая беседа |
13 | Маровский монастырь. | Урок-экскурсия |
14 | Васильское старообрядчество. | Комбинированный урок |
15 | Дворянские гнезда на территории уезда. | Урок-конференция |
16 | Спасская волость в 19 веке. Ярмарка. | Урок с элементами викторины |
16 | Отражение Великих реформ в Васильском уезде. | Урок-лекция |
17-18 | Промыслы. | Урок- практикум |
19 | Просвещение и школы. | Комбинированный урок |
20 | Земская медицина. | Урок-лекция |
21 | Повторение | Работа с документами |
Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село. | ||
22 | "Вазьянка..Никифоровка тож". | Эвристическая беседа |
23 | Быт вазьянцев. | Урок с элементами викторины |
24 | Вазьянские посиделки. | Театрализованный урок |
25 | Вазьянский храм. | Экскурсия |
26 | История Вазьянской школы. | Урок-презентация |
27 | Коллективные хозяйства округи. | Урок с опережающим заданием. |
28 | Годы опаленные войной. | Бинарный урок. |
29 | Моя семья в истории страны. | Семинар |
30 | Экскурсия в Спасский районный музей | Экскурсия |
31 | Музей Боевой славы | Экскурсия |
32 | Достойные люди родной земли. | Урок с опережающим заданием |
33 | Исследовательская краеведческая конференция. | Урок-конференция |
34 | Повторение | Работа с документами. |
35 | Итоговый урок | Урок-викторина |
Содержание курса.
Введение. Знакомство с предметом. Цели и задачи курса. Каждому мила своя сторона.
Раздел 1. Нижегородчина и моя Малая Родина с древности до 20 века.
- Историография Нижегородской области.
- Основные этапы изучения Нижегородской земли краеведами.
- Нижегородский летописец.
- НГУАК А.Мельников-Печерский.
- Советский период. Записки краеведов.
- Современное состояние.
- Исследователи Спасской земли: Михалев П.А. , Ледров С.М.
Виды источников Вещественные и письменные источники(актовые, канцелярские, норративные, картографические, научные, личнописьменные, художественные, периодические.)
История административного деления округи. Княжества. Уезды. Станы Образование Нижегородской губернии. Административная реформа Екатерины 2 ( Васильсурский уезд). Реформы Советской власти. Образование Горьковской области и Спасского района. Нижегородская область.
Практическая работа с картой. Карты Нижегородской области. Сравнительный исторический анализ. Работа с легендой карты.
Вспомогательные исторические дисциплины. Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении .Этнография. Топонимика Ономастика. Ойконимы , Гидронимы. Патронимы и т.д.
Археологическое прошлое. Васильсурский уезд в контексте археологического наследия.
Исследования Льва Даля и Николая Демидова.
Коренное население на территории Васильского уезда. Культурное и историческое наследие финно-угорских племен. Чуваши, мари, мордва, мурома, черемисы, Печора и т.д.
Летописец. Заселение округи. Знатные села: Дикое Поле. Проникновение славян на территорию порубежья. Первые поселения 14 века. Основание с.Спасского в 1399 г. Разнежье, Курмыш и т.д.
Воротынец, Лысково, Макарьев. Разорение Нижегородского Поволжья полчищами Эдигея. Битва под Лысковом 1411 г. Оленина гора. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря 1435г. Родовое поместье князя Воротынского и его дальнейшая судьба.
Васильсурск. Казанские походы. Васильсурская крепость 1523 г.. Географическое положение и специфика образования уезда. Город Василь на Суре.
Спасская земля в 14-18 веках. Грамота Саввы Сюзева Нижегородскому Благовещенскому монастырю. Легенда о Карашевом колодце. Восстановление Спасской пустоши в н 15в. Казанские войны в сер.50-х г.г. 16 века .Освоение Спасской округи после 1621 г. Патриаршее село в 17 Бунташном веке. Влияние указа Екатерины 2 1764г. о секуляризации.
Возникновение татарских поселений. Пьянское побоище 1377 г. Основание Казанского ханства Улу-Мухаммедом В 13-14 веках порубежье - спорная территория. Базлово, Тукай, Татарское Маклаково = поселения наследников ордынских воинов , осевших в пойме р.Пьяна.
Православные храмы округи. Православный храм как вершина русского зодчества Спасо-Преображенский храм с. Спасского, его восстановление в 1840 г. Церковь во имя Зачатия Иоанна Предтечи .с. Прудищи Храм Иоанна Богослова в с. Вазьянка и др.
Маровский монастырь. Основание Маровского Кресто-Воздвиженского монастыря в 1632 г. "Повесть о создании ..пустыни.." Макарий Вороновых. Архитектурный комплекс. Ярмарка. Игумен Павел Маровский, Игнатий Римский-Корсаков. Маровские легенды.
Маровский монастырь. Крестомаровская женская общежительная пустынь 1891г. Чудотворные иконы монастыря Закрытие общины в 20-х г.г. 20 столетия. Современное состояние.
Васильское старообрядчество. Старообрядчество как феномен русской религиозной жизни. Толки и согласия на территории Васильсурского уезда Государственная религиозная политика и ее отражение в Васильсурском уезде
Дворянские гнезда на территории уезда. "Дворянство- главный нерв государства". Родовые поместья : Демидовых, Оболенских , Шереметьевых, Зубовых и др.
Спасская волость в 19 веке. Указ губернатора 1831г. Ярмарка. Село Спасское - "двигатель промышленности в Васильсурском уезде".
Отражение Великих реформ в Васильском уезде. Экономическая и социальная характеристика Васильсурского уезда в сер 19 - начале 20 веков. Васильсурское земство и его деятельность.
Промыслы. Кустари. Местные Васильсурские промыслы: гончарное, пеньковое, поташное производства, мыловарение, плотничество, скорнячество, шитье голиц, бондарничество, плетение лаптей. Земледельческие промыслы: льноводство, садоводство, хлеботорговля. Отхожие промыслы: бурлачество, рыболовство, извоз.
Просвещение и школы. Церковно-приходские школы в Васильсурском уезде Земское образование.Учительские династии. Очерки истории Спасской средней школы.
Земская медицина. Земские больницы в Васильсурском уезде. Деятельность участковых врачей. Медицина на селе.
Повторение. Повторение пройденного материала по разделу.
Раздел 2. Вазьянка - милое сердцу село.
"Вазьянка..Никифоровка тож". Первое упоминание села Вазьянка в 1626 году. Источники по истории села. (работа с архивным документом). Легенды и предания. Никифор Корсаков. План местности. Достопримечательности и постройки. Владельцы села. Мезенцева В.Н. Экономическая и социальная динамика .
Быт вазьянцев. Земледелие- основное занятие вазьянцев. Промыслы. Крестьянская изба и ее интерьер. Семья и жизненный хозяйственный цикл.
Вазьянские посиделки Праздники и обряды Фольклор. Игры и забавы.
Вазьянский храм. Внешний вид архитектурного здания.. Внутреннее убранство. Воспоминания старожилов о постройке храма в 1880-х г.г. 19 века. Иерей о. Александр Алфеев . Закрытие храма в 1936 г. Современное сотояние.
История Вазьянской школы . Страницы истории :Вазьянская церковно-приходская начальная школа -1889г.. Красно-Маровская средняя школа- 1927г. Школьный комплекс на Шаровом Бугре.. 1974г.- перевод средней школы в с.Вазьянку. 1985г.- возведение каменного здания Вазьянской средней общеобразовательной школы. Афонин А.А. .Успехи учителей и учащихся.
Коллективные хозяйсва округи. 1929г.-год великого перелома. Массовая коллективизация на Спасской земле. Летопись колхоза имени В.И.Ленина. Трудовые будни села и трудовые достижения. Афонин Д.И. Соловьев В.А.Зыбина З.А.
Годы опаленные войной. Спасский район в годы Великой Отечественной войны. Ратный и трудовой вклад вазьянцев в дело победы.
Моя семья в истории страны. Семейный архив. Презентация портфолио.
Экскурсия в Спасский районный музей Здание музея и его история. Музейная летопись.
Музей Боевой славы. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспонатами и экспозицией.
Достойные люди родной земли.
Исследовательская краеведческая конференция. Выступления учащихся с исследованиями по истории родного села, Спасского района и Нижегородчины.
Повторение. Подведение итогов главы.
Итоговый урок. Проведение викторины "Малая Родина".
Литература.
- Барадулин В.А. Учителю о народных промыслах. М.1979г.
- Вишнево-яблоневый край. Н.Новгород. 2004г.
- Гурбина Е.А. Традиции русской культуры . Волгоград. 2007г.
- Демидов Н.А. Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Н. Новгород. 1884г.
- История Спасского района Нижегородской области в к.14-н.20 в.в. //сост. Ледров С.М. Спасское 1992г.
- Кутьина Е.П. Загадки для детей о природе родного края . Спасское .2007г..
- Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.
- Ледров С.М. Спасский район вчера и сегодня. Спасское. 1994г.
- Ледров С.М. Церкви Спасского района Спасское 2000г.
- Мельников А. Нижегородская старина. Б/д.
- Морозова О.П., Ледров С.М. Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары. Н, Новгород. 2007г.
- Наш край. Н. Новгород 1997г.
- Спасская ярмарка. 175 лет. Спасское 2006г.
- Седов А.В. История массовой коллективизации в Нижегородском крае. Горький.1988г.