Цели и задачи:
Оборудование:
- проектор,
- мультимидийная доска,
- музыкальный центр,
- чистая бумага,
- карандаши,
- ручки.
Ход классного часа
1. Эпиграф: "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь". Ас-самарканди
(слайд 1-3) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Данное явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ним бороться, дабы избежать отрицательного опыта, полученного при проявлении массового фашизма во время великой Отечественной войны.
2. Из истории возникновения: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".
Термин "толерантность" объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
3.Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость:.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
(4 слайд) Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Два мира есть у человека -
Один, который нас творит.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(слайд 5-6)
(7 слайд) Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
4. Прием "ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ" (слайд 8)
На листочках (в форме листьев) напишите то, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности.
Листья прикрепите к дереву толерантности.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.
5. (слайд 9) Сплоченный коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
6. В заключение нашей встречи, мне хотелось бы сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Давайте вспомним и споем песенку:
"Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы" - сто тысяч "я"! Большеглазых, озорных, черных и цветных, рыжих и веселых:" И на этой оптимистичной и жизнеутверждающей нотке мы заканчиваем наш классный час. начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.