Цели урока:
дидактические: повторить понятие “орфограмма”, условия выбора орфограмм, их опознавательные приметы, закрепить умение обозначать орфограммы и условия их выбора.
воспитательные: повышение интереса к предмету, расширение кругозора.
развивающие: развитие самостоятельности у обучающихся.
Ход урока
I. Сообщение учителем цели урока.
II. Словарный диктант. 7 минут
В течение учебного года, вследствие пожара, обнаружили впоследствии, в течении реки, нигде не был, в следствии участвовал, не чувствуя холода, ни к чему не приспособленный, совсем не вспаханное поле, чтобы знали, я не мог не рисовать, потому что трудно.
- Назовите части речи.
- При написании каких словосочетаний вы испытывали затруднение?
III. Задания учащимся. 3 минуты
- Объясните, что такое орфограмма, какая разница между буквенными и небуквенными орфограммами, каковы опознавательные приметы орфограмм.
- При каких условиях возникает проблема выбора в написании букв, постановки дефиса, слитного или раздельного написания.
- Назовите орфограммы в записанном словарном диктанте. (Правописание производных предлогов, “не” и “ни” с разными частями речи, правописание союзов)
IV. Синтаксический разбор предложения. 8 минут
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.Сухомлинский)
- Назовите союзы, графически объясните постановку знаков препинания.
- Чем отличаются встретившиеся союзы? Что связывает союз “если”? Что могут связывать союзы “и”, “или”?
- Объясните правописание орфограмм.
- Значение слова “невежда”.
V. Минутка орфоэпии. 2 минуты
Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго (словосочетания записаны на доске).
VI. Графический диктант. Взаимопроверка. 7 минуты
Учитель объясняет задание, раздает листочки (учащиеся проставляют цифры от 1 до 10), затем читает предложения, учащиеся ставят знаки “+”, “ - “ в соответствии с правописанием “не” с различными частями речи (слитно +, раздельно -).
Предложения для графического диктанта (Приложение 1).
VII. Физкультминутка. (Приложение 2). 5 минут
VIII. Шутливые лингвистические вопросы. (Приложение3). 8 минут
IX. Самостоятельная работа учащихся. (Приложение 4). 2 минуты
Работа с текстом, обозначение орфограмм.
Индивидуально-дифференцированная работа с сильными учащимися.
X. Выводы по уроку.
- Чем объясняются ошибки в правописании слов? (В незнании орфограмм, не совпадение произношения и написания слов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…(А.Пушкин.)
- … То вдруг куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. (И. Тургенев.)
- Ветер, совершенно не ощутимый снизу, иногда плавно проносил по небу белоснежные облака. (В.Катаев.)
- Немощеная, заросшая травой, чистая и тихая улица выходила прямо в поле и была снизана из маленьких, пестро окрашенных домиков. (М.Горький.)
- Жадно и неторопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен. (Л.Андреев.)
- Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы. (Л.Андреев.)
- Все вокруг было необыкновенно тихо. (В.Катаев.)
- Когда темную августовскую ночь проводишь у костра, невольно обращаешь внимание на обилие пылающих звезд. (А.Калецкий.)
- Солнце грело нежарко и каждый листик и травка насквозь светились под веселым лучом. (М.Прилежаев.)
- Необыкновенно суровы зимы в Якутии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Лобно-затылочная коррекция улучшает мозговое кровообращение. Сидеть с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
- Медвежьи покачивания расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и галз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
- Поза дерева снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15–20 секунд. Можно выполнять стоя и сидя.
- Поза скручивания улучшает кровообращение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
- Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (Cосна)
- Какие два местоимения портят дороги? (Я-мы.)
- Какое слово состоит из половины букв? (Пол – к)
- Что находится между городом и селом? (И)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
- В каких словах растет ель? (Понедельник, картофель, мебель, учительница)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(В) воздухе душно, солнце (не) (мило) сердно припекает, а белая головенка сына всё качается и качается над ч.. рной пашней. А потом Вася накинул на плеч.. лукошко и пош..л разбрасывать зерна. (Из) далека (не) сразу и поймешь, кто кого несет, - то ли Вася лукошко, то ли лукошкоВасю. Домой они вернулись (за) темно. Дождь лил как из решета. Но Вася ничего (не) видел и (не) чу(?)ствовал. Всю дорогу он (бе..) пробудно спал, уткнувшись головою в колени отца.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
НАРЕЧИЕ
- Укажите неверное утверждение.
- Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.
- В каком предложении выделенное слово – наречие?
- Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
- Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно.
- Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях. 1.Солнце греет (не) по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не)искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.
А. Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.
Б. Наречия изменяются по числам.
В. Наречия могут сочетаться с существительными.
Г. В предложении наречия бывают сказуемыми.
А. За правое дело сражайся смело.
Б. Сослепу я наткнулся на бурелом.
В. Издалека доносилась песня.
Г. Он нарочно испортил квартиру.
А. Солнце светит по-весеннему.
Б. По весеннему небу плывут облака.
А. Он слушал на уроке более внимательно.
Б. Ты сделал работу лучше всех.
В. Я стараюсь писать более красивее.
Г. Мой брат рисует хуже меня.
а) несомненно, неумолчно, необдуманно;
б) несомненно, неумолчно, необдуманно, непременно;
в) невежливо, необдуманно, невнимательно;
г) неумолчно, несомненно, непременно.
А. Во всех случаях нужно писать раздельно.
Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
В. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м – раздельно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м – раздельно.
Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м – слитно.
Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м – слитно.