Прогрессивные изменения в современном обществе коснулись и естественного процесса профессионального образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, обладающих прочными знаниями и способных к саморазвитию и самореализации. Эта цель достигается построением саморазвивающейся системы профессионального образования, которая способна непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально-экономических условиях. Поэтому в последнее время для нас, как и для всех ОУ представляет интерес система мониторинга, которая позволяет определить образовательные модели, технологии и методы для достижения вышеназванной цели. Комплексный мониторинг - это процесс непрерывного слежения за состоянием и развитием педагогического процесса подготовки специалиста. Он позволяет не только систематизировать информацию, на основе её анализа и осмысления обозначить проблемное поле и пути решения проблем, но и может стать действительным механизмом морального и материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Именно мониторинг мероприятий явился отправной точкой планирования и содержанием 1 этапа созданной в колледже системы работы над научно-методической проблемой.
В обобщенном виде все направления проводимого в колледже мониторинга можно представить в виде четырех взаимосвязанных основных укрупненных показателей:
1) оценка качества исходного "продукта" (абитуриента);
2) оценка качественных характеристик образовательной среды (качество преподавательского состава, соответствие установленным требованиям материально-технической базы и информационно-методического обеспечения, уровень научно-исследовательской работы преподавателей);
3) оценка качества промежуточного "продукта" - результат учебной деятельности студентов;
4) оценка качества выпускаемой "продукции" - качества подготовленности выпускников колледжа.
Мониторинг предполагает диагностику в виде различных контрольно-измерительных мероприятий, мы остановились на следующих критериях: результативные, процессуальные, нормативные, конкурентоспособные, прогностические.
Таким образом, осуществляя мониторинг, удается достигнуть двух целей - получить достаточно целостный план работы Предметно-цикловых комиссий (ПЦК) на следующий год и сделать этот план "прозрачным", полностью понятным самим преподавателям. А план, в разработке которого ты принял активное участие, и реализуется совсем по-другому, на другом уровне ответственности.
В практике нашей работы мы используем различные методы мониторинговых мероприятий.
В 2004-2005 с целью повышения эффективности методической работы для выявления информационных потребностей педагогов использовалось адаптивная анкета, т.е. вопросы корректировались в зависимости от предметной области. Это позволило спланировать работу, учитывая мотивы методической деятельности и профессиональные интересы педагогов.
В 2005-2006 учебном году на первом этапе работы над научно-методической проблемой "Педагогические технологии как средство достижения современного качества образования" была проведена анкета-рефлексия, коллективный анализ, которой показал трудности, непонимания, препятствия, возникающие у преподавателей колледжа при работе над методической темой, а затем во всех ПЦК прошло анкетирование с целью - определить применяемые преподавателями колледжа технологии обучения.
Результаты показали, что наиболее активно используются в ПЦК: игровые технологии, проблемное обучение и коллективные способы обучения (КСО).
Анализ результатов мониторинга позволил определить приоритетные направления методической работы.
В 2006-2007 учебном году работая над проблемой: "Информационная компетентность преподавателей как фактор качества подготовки специалистов", в рамках педагогического Совета был проведен SWOT-анализ - один из самых распространенных видов анализа в маркетинге, главной целью которого было выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы нашего образовательного учреждения, что легло в основу составления годового плана.
В результате оказалось, что наиболее сильные стороны деятельности колледжа - учебно-методическая и научно-исследовательская, физкультурно-оздоровительная работы; потенциальные угрозы - слабая подготовка поступающих. Были разработаны мероприятия по усилению деятельности педагога-психолога, его работы со студентами, классными руководителями и родителями, а преподаватели предметники спланировали формы и методы дифференцированного обучения, т.е. по одной программе, но на разных уровнях сложности.
Учитывая результаты анализа общей системы работы колледжа, были проведены мониторинговые мероприятия в рамках годовой научно-методической проблемы с целью выявления уровня владения педагогами информационными технологиями. Данные диагностики позволили организовать курсы обучения преподавателей по теме: "Профессионально-педагогические информационные технологии" (Информационная культура педагога). Прошли обучение 56 человек. (Приложение 1)
В колледже создана система поэтапной работы над научно-методическими проблемами.
1 этап - это диагностирование и проектирование. В рамках педагогических лабораторий проводятся анкета-рефлексия, SWOT-анализ. На основе полученных аналитических материалов определяются задачи педколледжа, создается совет научно-методической проблемы колледжа.
2 этап: систематизация и теоретическое осмысление имеющегося опыта и основных направлений современной науки.
3 этап: практическое применение возможностей наработанного материала
Третий этап работы над проблемой включает проведение научно-практических конференций, педагогические чтения. В рамках конкурса "Преподаватель года" ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей, организационно и тематически он связан с научно-методической проблемой:
2005 год - Преподаватель-мастер.
2006 год - Конкурс педагогических технологий.
2007 год - Конкурс "Молодой педагог" и заочный конкурс "Преподаватель года".
В рамках конкурса "Преподаватель года" ежегодно определяются победители в номинациях: "Лучший председатель ПЦК", "Лучший заведующий кабинетом", "Лучший классный руководитель".
На этом этапе студенты также участвуют в подведении итогов обозначенной проблемы, через анкетирование и опрос они определяют победителей - "Педагогических звезд" в номинациях "Улыбка", "Гуру", "Имидж", "Сотрудничество".
4 этап - обобщение наработанных материалов, издание печатной продукции.
Обобщение наработанных материалов и обсуждение проблемы проходит ежегодно в разных формах.
Хорошее образование - это то, которое обеспечивает успех в будущем, в реальной настоящей жизни. В первом выступлении был обоснован выбор нашей новой стратегической научно-методической проблемы.
Мы понимаем профессиональное становление студентов как поэтапное овладение совокупностью профессиональных компетенций.
Цель студента - достичь требуемый уровень профессиональной компетентности. И к этой цели вместе с ним неизменно должен следовать педагог, который в соответствии с определениями из словаря С.И.Ожегова: ".. может и находиться рядом, и вести за собой, и двигаться позади, дополняя усилия студента своими помогающими действиями..". Для этого сам педагог должен обладать набором профессионально-педагогической компетенцией. Именно поэтому, конкретизируя научно-методическую проблему на 2008-2009 год "Компетентностный подход - основа модернизации образования" нами была поставлена цель - создать модель профессиональной компетентности преподавателя нашего колледжа. В ходе I этапа работы над проблемой для получения необходимой информации было проведено диагностирование на основе европейского проекта "Настройка образовательных структур в Европе". В анкету были включены следующие типы компетенций: инструментальные компетенции; межличностные компетенции; системные компетенции; профессиональные компетенции. В анкете требовалось дать ответы следующих типов:
- указать важность и уровень развития компетенций;
- ранжировать 5 компетенций, которые признаются наиболее важными.
В анкетировании приняло участие более 60 преподавателей.
Вопросы анкеты были призваны выяснить положение компетенций, в профессиональной системе наших преподавателей. Компетенции были разбиты на 4 категории.
Концентрация - это компетенции, которые признаны значимыми, но характеризуются низким уровнем развития.
Низкая приоритетность - компетенции, которые не признаются очень значимыми и характеризуются низким уровнем развития.
Избыточные усилия - компетенции, которые не признаются очень значимыми, но характеризуются высоким уровнем развития.
Поддержание - компетенции, которые признаются значимыми и характеризуются высоким уровнем развития.
Результаты позволили выстроить модель преподавателя колледжа, выявить сильные и слабые стороны нашего учреждения
Вы видите их на экране компетенции первой категории, (Концентрация) которые признаны нашими преподавателями значимыми, но характеризуются низким уровнем развития.
- Навыки управления информацией, умение находить и анализировать информацию из различных источников.
- Принятие решений.
- Способность работать самостоятельно.
- Способность адаптироваться к новым ситуациям.
- Способность готовить и использовать различные формы организации урочной деятельности.
Вторая категория (Низкая приоритетность) - компетенции, которые не признаются нашими преподавателями очень значимыми и характеризуются низким уровнем развития:
- Знание иностранного языка.
- Принятие различий и многокультурности.
- Межличностные навыки.
- Инициативность и предпринимательский дух.
- Дифференцированно-психологическая компетентность в области мотивации учащегося.
Третья категория (Избыточные усилия) - компетенции, которые не признаются очень значимыми, но характеризуются высоким уровнем развития:
- Письменная и устная коммуникация на родном языке.
- Способность к критике и самокритике.
- Навыки проведения исследований.
- Осуществление педагогического взаимодействия на диалогической основе.
Четвертая категория (Поддержание) - компетенции, которые признаются значимыми и характеризуются высоким уровнем развития:
- Способность к организации и планированию.
- Базовые знания в различных областях.
- Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний.
- Работа в команде.
- Способность общаться со специалистами из других областей.
- Методическая компетентность в области формирования знаний.
Обобщая результаты, мы сделали вывод, что сильными аспектами работы преподавателей колледжа являются следующие компетенции:
- Способность к организации и планированию.
- Базовые знания в различных областях.
- Работа в команде.
- Методическая компетентность в области формирования знаний и другие.
А сконцентрировать свои усилия нам следует над уровнем развития следующих компетенций:
- Навыки управления информацией, умение находить и анализировать информацию из различных источников.
- Принятие решений.
- Способность работать самостоятельно.
- Способность адаптироваться к новым ситуациям.
Развитие вышеназванных компетенций легло в основу работы методического кабинета.
Обозначая научно-методическую проблему этого года мы ставили перед собой главные задачи:
- развитие и совершенствование вышеназванных компетенций у преподавателей колледжа;
- формирование профессиональных компетенций будущих выпускников. Интеграция современных педагогических технологий и является средством решения поставленных задач.
Мы работаем в основном в рамках традиционного и личностно ориентированного подхода. Каковы варианты перехода от традиционного к компетентностному? Мгновенная перестройка невозможна, и как нам предлагают Хуторской А.В. и Богомолов П.Н. необходимо встраивать компетентностный подход в традиционный.
В настоящее время, решая вопрос совершенствование образования, делая его более практикоориентированным, в рамках научно-методической проблемы было решено разработать образовательные проекты по современным педагогическим технологиям.
В рамках мониторинговых мероприятий в октябре 2009г.года были определены объекты образовательных проектов, над которыми будут работать преподаватели в рамках творческих лабораторий.
На методических семинарах была представлена модель описания образовательной технологии, в которой учитываются форма и содержание рассматриваемой технологии.
И мы надеемся, что наша деятельность включает в себя смысл компентностного подхода:
1) "учиться знать" - формирование знаний и умений пользоваться ими;
2) "учиться делать" - создание собственных творческих продуктов;
3) "учиться жить" - решение жизненных проблем;
4) "учиться быть" - выбор жизненного пути и самореализация.
Каждый из нас формирует свою оценочную систему, и от того, насколько она совершенна или несовершенна, зависит не только наша жизнь, но и жизнь наших студентов. Именно поэтому совершенствование своей оценки должно быть непреложным делом каждого педагога. Главная задача - это превратить трудоемкую и скучную работу с "сухими" цифрами и фактами в радостное и взаиморазвивающее профессиональное общение.