Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа России". Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

1) совершенствовать умение правильно писать безударные личные падежные окончания имен существительных в родительном, дательном, винительном падежах;

2) ознакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже;

3) повторить материал для итоговой аттестации;

Оборудование: компьютер, учебник, тесты-карточки для индивидуальной работы, тетрадь на печатной основе к учебнику.

Ход урока

1.

Организационный момент.  

2

Презентация: Наш урок мы начинаем с теста, открыли тетради, записываем в строчку, через запятую только ответы-цифры, проверка будет производиться сразу, если вы выбрали не правильный ответ, исправляете сразу. Вопросы читайте внимательно! Готовы. Начали. Цель: повторить материал, изученный в 1-4 классах

3.

Письмо по памяти: В той же презентации последние слайды письмо по памяти. Чтение текста. Нахождение опасных мест – орфограмм, заучивание. Письмо, самопроверка. Помоги товарищу. Цель: развивать память, внимание.

4.

Определение темы и целей урока: Определите склонение и падеж всех имен существительных. Глядя на эти падежи, определите тему урока.

Что должны уточнить на уроке?

Правописание окончаний имен сущ. в П.п.

5.

Новая тема: Сколько падежей в русском языке?

О каких падежах мы вели речь более подробно?

Чем падежи похожи между собой?

В чём их различие?

Вспомните вопросы П.п., предлоги, роль в предложении.

Вывод: Все эти данные можно увидеть на стр.136 упр. 259

Как же проверить написание безударного окончания существительного в предложном падеже?

П.п.

О ком? О чём? Где? Предлоги: о (об) , в, на, при

В предложении может быть дополнением, обстоятельством.

  Закрепление.

Пользуясь полученными данными, выполним упражнение в тетради стр. 54 № 125. (Народные приметы что это?)

Много лет люди наблюдают за природой и замечают, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

Вывод: Знание каких падежей потребовались нам, чтобы выполнить данное упр. (Р., Д., П.)

Давайте ещё раз вспомним эту таблицу-окончаний.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-И (-Ы)

 

Д.п.

 

П.п.

 
  Запишите её.

Для чего она нам нужна? (Проверять безударные окончания имен сущ.)

Какие же окончания имеются у сущ. в П.п.?

Бывая в деревне или общаясь с пожилыми родственниками, вы наверно слышали такие выражения: Покушай СУПУ, Мама в отпускУ.

Вам хотелось поправить бабушку, но этого делать не надо, т.к. сущ. мужского рода употребляют и в такой форме. Учебник с.136 упр.260. устно.

Вывод: Почему же данное упр. выполнили устно? (Окончание -У употребляется только в устной речи). В каких сущ. употребляются окончания -У, -Ю? (М.р., П.п., с предлогами В, НА)

 

6.

Проблемный вопрос.

Я думаю, вы заметили, что около предлога. О стоит предлог ОБ. Можете ли вы объяснить почему?

Давай те разбираться вместе. На стр.137 упр. 262

Читаем задание (что обозначают данные слова?)

В словаре Ожегова:

АРЕНА – большая круглая площадка посредине цирка, на которой дают представление

МАНЕЖ – арена цирка

УЗОР – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней

РИСУНОК – воспроизведение чего-либо

ОТЕЦ – мужчина по отношению к своим детям

ПАПА – то же, что и отец

ЭКИПАЖ – команда корабля, самолёта, танка, вместе с обслуживающим составом

КОМАНДА – личный состав, экипаж

ИСКРЕННОСТЬ – подлинные чувства, правдивость, открытость

ДУШЕВНОСТЬ – искреннее дружелюбие

СЕРДЕЧНОСТЬ – искренность

- Поставим данные слова в форму П.п. Запишите (на доске, по цепочке).

Какой же можно сделать вывод об употреблении предлогов О и ОБ

 

7.

Творческая работа: А теперь выполняем тетрадь с. 54, упр.126 распространите каждое предложение однородными второстепенными членами. Укажите склонение и падеж имен сущ. Проверка работы.  

8.

Д.З. Упр. 266, стр. 139 (списать текст, определить склонение и падеж всех сущ.).  

9.

Итог урока. Какие же окончания могут быть у существительных в П.п.?