Цели:
1) совершенствовать умение правильно писать безударные личные падежные окончания имен существительных в родительном, дательном, винительном падежах;
2) ознакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже;
3) повторить материал для итоговой аттестации;
Оборудование: компьютер, учебник, тесты-карточки для индивидуальной работы, тетрадь на печатной основе к учебнику.
Ход урока
1. |
Организационный момент. | |||||||||||||||||
2 |
Презентация: Наш урок мы начинаем с теста, открыли тетради, записываем в строчку, через запятую только ответы-цифры, проверка будет производиться сразу, если вы выбрали не правильный ответ, исправляете сразу. Вопросы читайте внимательно! Готовы. Начали. | Цель: повторить материал, изученный в 1-4 классах | ||||||||||||||||
3. |
Письмо по памяти: В той же презентации последние слайды письмо по памяти. Чтение текста. Нахождение опасных мест – орфограмм, заучивание. Письмо, самопроверка. Помоги товарищу. | Цель: развивать память, внимание. | ||||||||||||||||
4. |
Определение темы и целей урока:
Определите склонение и падеж всех имен
существительных. Глядя на эти падежи, определите
тему урока. Что должны уточнить на уроке? |
Правописание окончаний имен сущ. в П.п. | ||||||||||||||||
5. |
Новая тема: Сколько падежей в
русском языке? О каких падежах мы вели речь более подробно? Чем падежи похожи между собой? В чём их различие? Вспомните вопросы П.п., предлоги, роль в предложении. Вывод: Все эти данные можно увидеть на стр.136 упр. 259 Как же проверить написание безударного окончания существительного в предложном падеже? |
П.п. О ком? О чём? Где? Предлоги: о (об) , в, на, при В предложении может быть дополнением, обстоятельством. |
||||||||||||||||
Закрепление. Пользуясь полученными данными, выполним упражнение в тетради стр. 54 № 125. (Народные приметы что это?) Много лет люди наблюдают за природой и замечают, что живая и неживая природа взаимосвязаны. Вывод: Знание каких падежей потребовались нам, чтобы выполнить данное упр. (Р., Д., П.) Давайте ещё раз вспомним эту таблицу-окончаний.
|
||||||||||||||||||
Запишите её. Для чего она нам нужна? (Проверять безударные окончания имен сущ.) Какие же окончания имеются у сущ. в П.п.? Бывая в деревне или общаясь с пожилыми родственниками, вы наверно слышали такие выражения: Покушай СУПУ, Мама в отпускУ. Вам хотелось поправить бабушку, но этого делать не надо, т.к. сущ. мужского рода употребляют и в такой форме. Учебник с.136 упр.260. устно. Вывод: Почему же данное упр. выполнили устно? (Окончание -У употребляется только в устной речи). В каких сущ. употребляются окончания -У, -Ю? (М.р., П.п., с предлогами В, НА) |
||||||||||||||||||
6. |
Проблемный вопрос. Я думаю, вы заметили, что около предлога. О стоит предлог ОБ. Можете ли вы объяснить почему? Давай те разбираться вместе. На стр.137 упр. 262 Читаем задание (что обозначают данные слова?) В словаре Ожегова: АРЕНА – большая круглая площадка посредине цирка, на которой дают представление МАНЕЖ – арена цирка УЗОР – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней РИСУНОК – воспроизведение чего-либо ОТЕЦ – мужчина по отношению к своим детям ПАПА – то же, что и отец ЭКИПАЖ – команда корабля, самолёта, танка, вместе с обслуживающим составом КОМАНДА – личный состав, экипаж ИСКРЕННОСТЬ – подлинные чувства, правдивость, открытость ДУШЕВНОСТЬ – искреннее дружелюбие СЕРДЕЧНОСТЬ – искренность - Поставим данные слова в форму П.п. Запишите (на доске, по цепочке). Какой же можно сделать вывод об употреблении предлогов О и ОБ |
|||||||||||||||||
7. |
Творческая работа: А теперь выполняем тетрадь с. 54, упр.126 распространите каждое предложение однородными второстепенными членами. Укажите склонение и падеж имен сущ. Проверка работы. | |||||||||||||||||
8. |
Д.З. Упр. 266, стр. 139 (списать текст, определить склонение и падеж всех сущ.). | |||||||||||||||||
9. |
Итог урока. Какие же окончания могут быть у существительных в П.п.? |