Цели: Познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса, умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: слайды, изображения осинового леса, березовой рощи, соснового бора, поляны с пеньками, раздаточный материал с грибами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
– Сегодня мы совершим необычное путешествие в лес. Отправляясь в лес, мы вспомним главное правило путешественников:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
– Во время нашей прогулки мы обратим внимание на нижний ярус леса. Что там находится?
Загадка:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Гриб.)
– Речь сегодня на уроке пойдет о грибах. Мы вспомним все, что нам известно о грибах, узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
– Раз вы такие опытные грибники, отгадайте, о каких грибах сказано в загадках:
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их …(опята). (Приложение1. Слайд 1.)2. Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут,
Как их зовут? (Подберезовики.) (Слайд 2.)3. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…(масленок). (Слайд 3.)4. Глубоко был спрятан он,
Раз – два – три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик.) (Слайд 4.)5. Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (лисички). (Слайд 5.)6. Люблю я в разных шапках быть:
То в красной или сероватой,
То в желтой, то в зеленоватой.
Собирай, не мешкай,
Это … (сыроежка). (Слайд 6.)
IV. Изучение нового материала.
– Назовите эти объекты природы одним словом. (Грибы.)
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему?
– Какие два царства живой природы вам известны? (Слайд 7.)
– Какие части растений вам известны? Есть ли они у грибов?
(А еще мы знаем, что растения создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы этого делать не умеют.)
– Можем ли мы отнеси грибы к миру животных? Почему?
– Так что же такое грибы? (Слайд 8.)
(Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.)
– Мы узнали еще одно царство. Как оно называется? (Царство грибов.)
(Заполняем таблицу дальше.) (Слайд 9.)
– Рассмотрите гриб. (Слайд 10.)
– Что вы можете сказать о его строении?
– Из чего состоит надземная часть гриба? (Стрелки.)
(Из ножки и шляпки.)
– Все грибы, которые вы знаете, называют шляпочными.
– Вместе ножка и шляпка имеют название “плодовое тело”.
– А теперь посмотрим на подземную часть гриба. (Стрелка.) На что она похожа?
– Кто знает, как она называется? (Грибница или мицелий.)
V. Работа в тетради с. 54 №1.
– Нарисуйте схему строения гриба, подпишите его части.
(Взаимопроверка.)
VI. Работа по учебнику.
– Что вы узнали про грибы ? (Это особое царство живой природы, грибы состоят из ножки, шляпки и грибницы – мицелия.)
– А сейчас мы должны ответить на вопрос: как питаются грибы?
– Прочитайте об этом в учебнике на с.118 (3 абзац)
– Как же питаются грибы?
– Какую пользу для почвенного слоя они оказывают?
– Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
На магнитной доске фрагменты разных видов леса.
- Осиновый лес – Какие грибы следует искать в этом лесу? (Подосиновики.) (Дети “заселяют” лес соответствующими грибами.)
- Березовая роща – Какие грибы могу поселиться в березовой роще? (Подберезовики.) (Дети “заселяют” лес соответствующими грибами.)
- Сосновый бор – Сосновый бор заселяет не один вид грибов. Какие именно грибы там можно встретить? (Рыжики, маслята, белые.) (Дети “заселяют” лес соответствующими грибами.)
- Поляна с пеньками – За какими грибами придут грибники на эту поляну? (Опята.) (Дети “заселяют” поляну соответствующими грибами.)
– Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовое тело образовываться не будет. Почему? (Потому что рядом нет сосны или ели.)
Ф/мин.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.
Руки вниз, не пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
– Рассмотрите грибы, изображенные на с. 119, назовите их.
– Почему они занесены в красную книгу?
– Какие еще грибы занесены в красную книгу?
(Слайды грибов из красной книги и малоизвестных грибов 11–20.)
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали о грибах?
VIII. Д/з. с. 118–119.