Цели урока:
- Познакомить обучающихся с новой тематической картой.
- Знать разнообразие стран в мире.
- Развивать умение определять географическое положение страны.
- Продолжить формирование умений работать с картой и другими источниками информации, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к разным народам, культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: географические атласы, настенная политическая карта мира, таблицы
“Страны мира” Приложение 1 , ПК, Приложение 2 Презентация Power Point к уроку , мультимедийный проектор.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Подготовительная работа (на прошлом уроке):
- Выбрать 3х человек для докладов о странах мира.
- Каждому из них дать опережающее задание – рассказать о стране
(Монако, Бразилия, Китай). - Разъяснить их роль на предстоящем уроке.
План урока (45мин.):
- Организационный момент. (2 мин.)
- Вводная беседа. (3 мин.)
- Изучение нового материала. (27 мин.)
- Закрепление и применение ЗУН. (10 мин.)
- Подведение итогов и задание на дом. (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
2. Вводная беседа.
В течение учебного года мы изучали нашу планету, закономерности ее географической оболочки, знакомились с явлениями, происходящими в разных сферах Земли.
– Назовите, какие оболочки Земли мы уже изучили?
– Какую оболочку мы изучаем последней в этом учебном году?
– Что такое биосфера?
3. Изучение нового материала.
В течение последних уроков мы рассмотрели многообразие живого мира на планете, выяснили, как те или иные организмы приспосабливаются к жизни в различных условиях. Но неотъемлемой частью биосферы является человек. Люди тоже, как любые живые организмы, населяют Землю в разных природных поясах, а значит и приспосабливается к тем или иным природным условиям.
Слайд 1.
По официальным данным в феврале 2006 года на Земле проживало 6,5 миллиардов человек. Это число постоянно изменяется. Для того ,чтобы представить себе наглядно это число, предлагаю вам такой интересный факт:
Если бы всех людей Земли можно было построить в плотную колонну, в каждом ряду которой по 60 человек, то длины ее хватило бы, чтобы опоясать нашу планету по экватору.
На Земле есть области, где нет постоянного населения.
– Где такие места? (Антарктида.)
– Причины? (Суровые природные условия.)
Каждый человек является гражданином какого-либо государства.
На Земле на начало 21 века насчитывалось около 240 стран.
Для изучения географического положения стран существует специальная тематическая карта – Политическая карта мира . Сегодня на уроке мы научимся читать эту карту, познакомимся с разнообразием стран и научимся определять географическое положение страны.
Слайд 2.
Запишите тему в тетрадь.
Работа по картам атласа и настенной Политической карте мира.
– Какую информацию мы можем получить ,работая с данной картой?
– Как на карте обозначены страны?
– Несет ли какую– либо информацию цвет страны?
– Как показана граница?
При таком большом количестве стран необходима их группировка, которую обычно проводят исходя из каких-то признаков.
– По каким признакам могут отличатся страны мира?
Слайд 3.
Чертим в тетради таблицу “ Страны мира”
Лидеры по площади | Лидеры по численности населения | По особенностям ГП |
Слайд 4.
Задание 1. проанализировав данные таблицы “Страны мира” Приложение 1 и политическую карту в атласе , назвать и показать самые большие страны мира по площади.
Задание 2. выписать страны– гиганты в таблицу в тетради.
Слайд 5.
Проверка выполнения задания
Следующий критерий – численность населения в странах мира.
Задание 3. Проанализировав таблицу, назовите страны-лидеры по численности населения и найдите их на карте.
Слайд 6.
Проверка выполнения задания.
Выписываем страны в таблицу тетради.
Страны отличаются не только по площади и численности населения, но и по уровню развития, по национальному составу населения, государственному языку, традициям.
Сейчас мы послушаем несколько рассказов о некоторых странах мира, которые подготовили ученики дома.
Выступления учащихся. Рассказ о Бразилии, Монако, Китае. Приложение 3
Слайд 7.
В начале урока мы называли, чем еще отличаются страны.
По особенностям географического положения страны бывают:
А) Приморские.
Б) Не имеющие выхода к морю.
В) Полуостровные.
Г) Островные.
Д) Страна – архипелаг.
Е) Страна – материк.
Задание 4. Используя карту, приведите пример стран, различных по ГП.
Выпишите в тетрадь свои примеры.
Слайд 8.
Следующая задача – научиться определять географическое положение страны.
Рассмотрим план определения ГП.
Послушайте образец характеристики географического положения на примере Аргентины. Рассказ учителя.
Задание 5. Используя план, дайте характеристику географического положения страны:
1-й вариант – Канада
2-й вариант– Австралия
Проверка выполнения задания.
4. Закрепление и применение ЗУН.
Слайды 9–18.
В тетрадях отвечаем на вопросы теста.
Политическая карта мира |
1. На какой карте показаны страны мира? а)
экономической 2. Сколько стран насчитывается в мире? а) 120 3. Страна с самой большой площадью территории: а) Канада 4. К микрогосударствам можно отнести: а) Лихтенштейн 5. Верно ли утверждение: а) Россия – самое многонаселенное государство 6. Страна-архипелаг: а) Япония 7. Островные государства: а) Исландия 8. Численность населения Земли в 2006 году составила: а) 5 млрд. человек 9. Численность населения превышает 1 миллиард человек: а) Россия 10.Страна, расположенная сразу в северном и в южном полушарии: а) Китай |
Слайды 19,20.
Самопроверка и выставление оценок по данным критериям.
5. Подведение итогов урока.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Достигнута ли цель урока?
– Какими источниками информации мы пользовались?
– Где вам могут понадобиться знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке?
-Оценивание учителем.
Домашнее задание:
Слайд 21.
На контурной карте “Политическая карта мира” обозначить все государства– лидеры по площади и численности населения.
По карте атласа уметь приводить примеры стран, различных по географическому положению.
Слайд 22
Спасибо за работу.