Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 15 часов и предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки, предполагает реализацию компетентностного подхода в обучении русскому языку.
Цель курса - развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся, что предполагает углубление представлений о системе языка, формирование и развитие языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся.
Для реализации этой цели предлагается решить следующие задачи:
- обеспечение единства изучения языка на примере одного слова;
- формирование и развитие научно - лингвистического мировоззрения учащихся;
- изучение языка как средства выражения мыслей, чувств и переживаний человека, способствующего развитию коммуникативных умений
- обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений;
- активизировать речевую деятельность учеников;
- дальнейшее развитие у учащихся чувства языка;
- поддержать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной ориентации.
Настоящая программа по русскому языку является логическим продолжением программы по русскому языку для основной школы (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.
Вновь обращаясь к уже изученным в основной школе грамматическим классам слов, ученики на занятиях элективного курса знакомятся со способами их обозначения языковыми средствами, рассматривают семантические и формальные особенности слов различных разрядов, изучают лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, выявляют их текстообразующие возможности.
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.
Языковая компетенция - приобретение и систематизация знаний о родном языке, необходимых для формирования речевых умений и навыков.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах ее развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Коммуникативная компетенция - способность применять полученные знания и умения в собственной письменной и устной речи;
Культурологическая компетенция формируется через знания о культурологическом и воспитательном потенциале русского языка, о его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, через знание истории языка и его места среди других языков мира.
В основу программы положены следующие принципы:
1) принцип рассмотрения и изучения слова как единицы языка. Предполагает рассмотрение слова с исторической, фонетической, морфемной, словообразовательной, лексической, морфологической и синтаксической точек зрения;
2) принцип семантического подхода к предложению как к единице, в которой наиболее полно выражена эмоциональная и стилистическая окраска слова;
3) принцип коммуникативного подхода к обучению языку. Предполагает активизацию речемыслительной деятельности учащихся, обучение языку через общение и осмысление актуальных речевых единиц, анализ языкового материала от функции к форме;
4) принцип изучения единиц языка на текстовой основе. Предполагает рассмотрение языковых единиц в структуре текста с позиции их текстообразующих функций.
Особенность данной программы заключается также в том, что теоретические сведения о русском языке изучаются с позиции функционирования в языке того или иного слова, используются для формирования практической речевой деятельности учащихся.
Система работы по данной программе опирается на развитие у школьников чувства языка, на целенаправленное развитие их лингвистической интуиции, что требует усиления внимания к семантической стороне анализируемого явления, к грамматическим особенностям употребления, семантической и грамматической синонимии. Большое внимание уделяется нахождению в тексте знакомой единицы языка (языкового явления), функциональному рассмотрению возможностей, особенностей использования данной единицы при составлении собственного текста.
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
- получение учащимися представлений о составлении "энциклопедии слова";
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения.
В данном курсе приводятся в систему все теоретические знания, полученные учащимися при изучении русского языка в 5 - 9 классах.
Применяемые технологии:
- лекция учителя;
- исследовательская деятельность учащихся;
- проблемное обучение;
- информационные технологии.
Контроль знаний учащихся по результатам изучения курса осуществляется в форме создания и защиты проектных работ.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов | Количество теоретических занятий | Количество практических занятий | Форма проведения |
1 | Введение. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | |
2 | Современный русский язык. Функции языка | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | |
3 | Национальный язык. Литературный язык. Языковая норма. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | |
4 | Единицы языка. Слово как единица языка. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | |
5 | Звучание слова. Фонетика и орфоэпия. | 2 | 2 | Практическая работа: фонетический анализ слова. Работа с орфоэпическими словарями. | |
6 | История алфавита. Графика. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практическая работа: сопоставительный анализ церковно-славянской азбуки и современного алфавита. |
7 | Принципы русской орфографии. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практикум "Правила русской орфографии". |
8 | Словообразование. | 1 | 1 | Практикум "Русское словообразование" | |
9 | Морфология. | 2 | 1 | 1 | Семинар "Загадки морфологии". Практикум "Особенности русской морфологии". |
10 | Лексика. Фразеология. Этимология. | 4 | 2 | 2 | Семинары: "Основные понятия лексикологии", "Этимология как наука". Практикумы "Фразеологизмы в нашей жизни", "Словари". |
11 | Сочетаемость слова. | 2 | 2 | Практическая работа: анализ особенностей сочетаемости некоторых слов. | |
12 | Стилистика. | 3 | 1 | 2 | Лекция. Практическая работа по анализу текстов разных стилей речи. |
13 | Жизнь слова в современном русском языке. | 3 | 3 | Практическая работа по анализу особенностей использования в устной и письменной речи некоторых слов. | |
14 | Создание энциклопедии слова. | 2 | 2 | Создание презентации "Энциклопедия слова". Защита проектов. |