Элективный курс по русскому языку "Энциклопедия слова"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 15 часов и предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки, предполагает реализацию компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Цель курса - развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся, что предполагает углубление представлений о системе языка, формирование и развитие языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся.

Для реализации этой цели предлагается решить следующие задачи:

  • обеспечение единства изучения языка на примере одного слова;
  • формирование и развитие научно - лингвистического мировоззрения учащихся;
  • изучение языка как средства выражения мыслей, чувств и переживаний человека, способствующего развитию коммуникативных умений
  • обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений;
  • активизировать речевую деятельность учеников;
  • дальнейшее развитие у учащихся чувства языка;
  • поддержать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной ориентации.

Настоящая программа по русскому языку является логическим продолжением программы по русскому языку для основной школы (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.

Вновь обращаясь к уже изученным в основной школе грамматическим классам слов, ученики на занятиях элективного курса знакомятся со способами их обозначения языковыми средствами, рассматривают семантические и формальные особенности слов различных разрядов, изучают лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, выявляют их текстообразующие возможности.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

Языковая компетенция - приобретение и систематизация знаний о родном языке, необходимых для формирования речевых умений и навыков.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах ее развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Коммуникативная компетенция - способность применять полученные знания и умения в собственной письменной и устной речи;

Культурологическая компетенция формируется через знания о культурологическом и воспитательном потенциале русского языка, о его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, через знание истории языка и его места среди других языков мира.

В основу программы положены следующие принципы:

1) принцип рассмотрения и изучения слова как единицы языка. Предполагает рассмотрение слова с исторической, фонетической, морфемной, словообразовательной, лексической, морфологической и синтаксической точек зрения;

2) принцип семантического подхода к предложению как к единице, в которой наиболее полно выражена эмоциональная и стилистическая окраска слова;

3) принцип коммуникативного подхода к обучению языку. Предполагает активизацию речемыслительной деятельности учащихся, обучение языку через общение и осмысление актуальных речевых единиц, анализ языкового материала от функции к форме;

4) принцип изучения единиц языка на текстовой основе. Предполагает рассмотрение языковых единиц в структуре текста с позиции их текстообразующих функций.

Особенность данной программы заключается также в том, что теоретические сведения о русском языке изучаются с позиции функционирования в языке того или иного слова, используются для формирования практической речевой деятельности учащихся.

Система работы по данной программе опирается на развитие у школьников чувства языка, на целенаправленное развитие их лингвистической интуиции, что требует усиления внимания к семантической стороне анализируемого явления, к грамматическим особенностям употребления, семантической и грамматической синонимии. Большое внимание уделяется нахождению в тексте знакомой единицы языка (языкового явления), функциональному рассмотрению возможностей, особенностей использования данной единицы при составлении собственного текста.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

  • получение учащимися представлений о составлении "энциклопедии слова";
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения.

В данном курсе приводятся в систему все теоретические знания, полученные учащимися при изучении русского языка в 5 - 9 классах.

Применяемые технологии:

  • лекция учителя;
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • информационные технологии.

Контроль знаний учащихся по результатам изучения курса осуществляется в форме создания и защиты проектных работ.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия Всего часов Количество теоретических занятий Количество практических занятий Форма проведения
1 Введение. 1 1   Лекция с элементами беседы.
2 Современный русский язык. Функции языка 1 1   Лекция с элементами беседы.
3 Национальный язык. Литературный язык. Языковая норма. 1 1   Лекция с элементами беседы.
4 Единицы языка. Слово как единица языка. 1 1   Лекция с элементами беседы.
5 Звучание слова. Фонетика и орфоэпия. 2   2 Практическая работа: фонетический анализ слова. Работа с орфоэпическими словарями.
6 История алфавита. Графика. 2 1 1 Лекция. Практическая работа: сопоставительный анализ церковно-славянской азбуки и современного алфавита.
7 Принципы русской орфографии. 2 1 1 Лекция. Практикум "Правила русской орфографии".
8 Словообразование. 1   1 Практикум "Русское словообразование"
9 Морфология. 2 1 1 Семинар "Загадки морфологии". Практикум "Особенности русской морфологии".
10 Лексика. Фразеология. Этимология. 4 2 2 Семинары: "Основные понятия лексикологии", "Этимология как наука". Практикумы "Фразеологизмы в нашей жизни", "Словари".
11 Сочетаемость слова. 2   2 Практическая работа: анализ особенностей сочетаемости некоторых слов.
12 Стилистика. 3 1 2 Лекция. Практическая работа по анализу текстов разных стилей речи.
13 Жизнь слова в современном русском языке. 3   3 Практическая работа по анализу особенностей использования в устной и письменной речи некоторых слов.
14 Создание энциклопедии слова. 2   2 Создание презентации "Энциклопедия слова". Защита проектов.