Комплексный подход к работе с перспективными детьми

Разделы: Классное руководство


Во все времена существования процесса обучения, педагоги решали задачу по поиску детей, обладавшими высокими интеллектуальными способностями потому, что именно они впоследствии становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности.

Как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет. В мировой науке и педагогической практике сформировались две противоположные точки зрения на эту проблему. Одни из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. Другие учёные считают что, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. (По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте) Но, так или иначе, в настоящее время однозначного определения одаренности не существует, также нет точной формулировки и кого можно считать одарённым?

К термину “одарённый” я отношусь очень осторожно, а “гениальный” тем более, поэтому уже с 5 класса для себя выделяю группу так называемых “перспективных учеников”. В неё входят дети, которые хотят учиться, много знать, “почемучки”, кто хочет делиться информацией со своим товарищам и взрослым, т.е. дети с активной жизненной позицией. Уже в 5 и 6 классах по результатам наблюдения и диагностики можно сказать, кто из них трудолюбивый и “буквоед”, а кто “верхушечник”; кто имеет гуманитарные наклонности, а кто естественник или технарь и т.д.

Среди этих детей постепенно начинает выделяться группа лидеров. Для себя я их определяю как “трудолюбивых почемучек” и считаю, что эту группу детей очень важно сохранить, т.к. именно они в будущем составят основную массу студентов ВУЗов средне - специальных учебных заведений, а в последствии и основу всех отраслей производства, сельского хозяйства, чиновников различных уровней.

Среди этих детей так же начинают выделяться свои лидеры, это ученики с более высоким потенциалом. Их то, пожалуй, и можно назвать талантливыми или одарёнными. Этим детям в будущем суждено не только обучаться в ВУЗах, но и двигать науку и искусство вперёд, потому что, для них умственный труд - это и творчество и удовольствие. По этому поводу хорошо сказал Варлам Шаламов: “Моцарт потому и стал Моцартом, что работал гораздо больше, чем Сальери. Эта работа доставляла Моцарту удовольствие”.

Конечно же, многие учителя мечтают встретить на своём пути гениального ребёнка, который вырастит в гения. Ведь “гений - по определению Ф. Брокгауза и И. Ефрона - высшая степень общего специального умственного дарования и творческой

способности”. Именно гении могут влиять на судьбы человечества.

Но одарённые дети, а тем более гениальные рождаются не так уж и часто. Поэтому, основной задачей я считаю для себя, выявление и работу с перспективными детьми, в т. ч. и одарёнными. (Приложение 1)

Интеллектуальные возможности детей можно определить различными путями. (Приложение 2)

Обучение – это активный процесс передачи знаний от учителя к ученику. Как правило, этот процесс происходит в учебных заведениях разного ранга. В нём обязательно как минимум, выделяется два объекта: Учитель и Ученик. Процесс обучения только тогда будет плодотворным, когда между учителем и учеником будут доверие, честность, взаимное уважение, диалог на равных (взрослого человека со взрослым). Если этого нет, то ни какие премудрости педагогики, разнообразие методов обучения и т.д. не помогут (Приложение 3).

При работе с такими детьми необходимы не только новые программы. У учителя возникает ещё целый ряд трудностей это и:

- частичный или полный отказ от материалов ранее наработанных к урокам;

- изменение стереотипов своего мышления;

- использование новых форм и методов при подготовке и проведении уроков;

а также что очень важно

- больше делать акцент на самообразование, причём в некоторых областях знаний начинать надо фактически с нуля.

Но именно на решение этих проблем труднее всего пойти учителю, который уже имеет определённый опыт работы, а это значит - чтобы изменить что-либо в процессе обучения, надо изменить самого себя.

Некоторые люди считают, что такого рода изменения под силу только молодым, но они глубоко заблуждаются. Такие изменения под силу только творческой личности и абсолютно не важно - молодой это человек или нет. Важно и другое, чтобы учитель сам хотел узнавать как можно больше нового и передавать свои знания другим.

Работа с перспективными детьми идет по следующим направлениям: умственное развитие; нравственно-патриотическое и морально–эстетическое воспитание; психологическая поддержка ученика (Приложение 4).

Умственное развитие творческой личности ребёнка проходит и в рамках урока и через дополнительное образование (Приложение 5).

Мало развивать творческую личность, очень важно развить нравственную сторону этой личности именно поэтому на первое место выходит нравственное воспитание. Альберт Эйнштейн писал: “Моральные качества замечательного человека имеют большое значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остаётся неизвестным”.

Нельзя забывать и о психологической поддержке одаренных детей. Чаще всего эта поддержка проявляется в трёх направлениях.

Первое. У многих детей этой группы возникает боязнь перед публичными выступлениями, но именно они и необходимы при реализации творческих планов. “Если не верить в себя самого, нельзя быть гением”,- писал Оноре де Бальзак, поэтому очень важно помочь ребёнку преодолеть этот страх.

Второе. “Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу” - писал Альбер Камю. Дети, увлечённые натуры, но только “на коротких дистанциях”, поэтому очень важно объяснить и внушить ребёнку, что только постоянный труд может привести его к намеченной цели.

Третье. Нельзя забывать, что умственный потенциал одарённых детей выше их сверстников и поэтому они выбиваются из привычной возрастной среды обитания. Они становятся “чужими” для своих, но и старшие ученики не принимают как на равных по уму, а смотрят на них как на “малявок-выскочек”. Поэтому всё время обучения в школе, этим детям нужна поддержка и учителей, и психологов и родителей.

Уникальность школы как раз и состоит в том, что сама школа - это сложнейшая, живая система, в которой постоянно происходит обмен знаниями и информацией между учителем и учеником, а так же между учеником и учителем. Здесь всё находится в относительном постоянстве, и всё одновременно изменяется и при этом, весь этот живой организм в целом, постоянно и непрерывно развивается и совершенствуется.

Кроме того, есть ещё одна проблема, которая не решается чиновниками разных уровней – работа с сильными перспективными и одарёнными детьми, это как правило индивидуальная работа. Но именно этого и не хотят признавать. Ответ один: “ в школе функциональной единицей является урок”, а урок это целый класс и под маленькую группу или тем более одного ребёнка урока не дадут. Поэтому здесь очень важной стороной выступают Родители. С ними также проводится соответствующая работа по различным направлениям и оказывается различная психолого-педагогическая поддержка (Приложение 6). Именно на плечи родителей ложится не только морально-психологическая поддержка своих детей, но и немалые материальные затраты, т.к. пока эта сторона работы с одарёнными детьми, чиновниками различных уровней до конца не проработана. И если все три составляющие Учитель – Ученик – Родители совпадают, то тогда результат не заставит себя долго ждать.