Тема урока "Реки России. Волга с Камой, Окой" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока:

  • Расширить знания уч-ся о реках, закрепить представление о реке, ее частях.
  • Научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые.
  • Коррекция мышления, памяти, речи. Формирование экологической культуры детей.

Оборудование: компьютер

Материалы: Учебник Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной “География 6 класс”. Физическая карта России. Карточки с терминами “исток”, “устье”, “левый приток”, “правый приток”, “русло”; “сигнальный круг”, карточки с изображением условных знаков полезных ископаемых “каменный уголь”, “природный газ”, “золото”, “нефть”, “поваренная соль”, “железная руда”. Презентация фотографий рек Волги, Оки, Камы в формате PowerPoint .

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

1. Работа с сигнальным кругом.

(Учитель показывает карточку с изображением условного знака полезного ископаемого, а учащиеся отвечают, показывая соответствующие слова, изображенные на цветном секторе сигнального круга.)


Рис. 1


Рис. 2

2. На физической карте России найдите условные знаки полезных ископаемых.

3. Назовите названия горючих полезных ископаемых.

4. Какие полезные ископаемые добывают у нас в Норильске?

III. Изучение нового материала.

– Темой сегодняшнего нашего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

– Итак, темой нашего урока сегодня ....... (Река)

– Открываем тетради и записываем тему урока: “Река Волга”.

– По территории России течет множество больших и малых рек. По количеству и протяженности рек наша страна занимает первое место в мире. Реки бывают большие, шумные, журчащие, которые вечно куда-то спешат, или тихие равнинные реки с песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. По своей величине реки делятся на большие, средние и малые. Различаются по глубине, длине, характеру течения. Сегодня мы говорим о реках, протекающих по Восточно-Европейской равнине.

– Кто из вас может назвать эти реки и показать на физической карте России?

(Уч-ся показывает и называет реки – Волга, Урал, Дон, Печора, Северная Двина, Ока, Кама.)

– Волга!

Как дорого это имя для всех русских людей! Оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости народа в Великой Отечественной войне. “За Волгой для нас земли нет”, таким был девиз защитников Сталинграда (Волгограда).

Ты гордость народа, ты русская слава,
Да славиться имя в веках –
О, Волга, красива ты и величава,
Ты наша большая река.

– А вот другая страница волжского прошлого. Угнетенные издевательством богатеев, согнанные с земель, голодные и обездоленные, шли приволжские крестьяне к великой реке. Этому посвящено стихотворение великого русского поэта Некрасова.

Выдь на Волгу, чей стон раздается,
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой!
Волга, Волга, весной многоводной,
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной,
Переполнилась наша земля.

– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников. А попробуем с вами вспомнить что же такое река. (Дети отвечают, дают определения.)

– Давайте сверим, свои определения с тем, что записано в учебнике. (Стр. 182, словарь.)

(Если определения совпали, учитель дает отличную оценку.)

– Река состоит из истока, русла, устья. На доске изображена река. Подпишите составные части реки.

– Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло. Если ученик не отвечают сами, то ищут определения в словаре в конце учебника. Читаем определения вслух.

Исток – место, где река берет свое начало.

Устье – место впадения реки в озеро, в море или реку.

Русло – углубление, по которому течет река.

Приток – водоток, впадающий в другой.

Показ слайдов.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

– Волга начинается небольшим ручейком с Валдайской возвышенности у деревни Волгино Верховье в Тверской области. Волга – самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга – равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Весной, когда тают снега, она широко разливается. Летом река сильно мелеет и это очень мешает судоходству.

Самые крупные притоки Волги – Ока и Кама.

– Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения главной реки, справа – будет правый приток, слева – левый приток.)

– Ока берет начало на Среднерусской возвышенности и впадает в Волгу у города Нижний Новгород. Кама – левый приток Волги. На берегах реки стоят большие и малые города – Ярославль, Тверь, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Волгоград, Астрахань. Территории вдоль реки Волги называют Поволжьем.

В нескольких местах Волгу перекрыли плотинами, около которых образовались огромные водохранилища – “моря”. Это Рыбинское, Куйбышевское и другие водохранилища. Куйбышевское водохранилище огромно. Его длина по руслу Волги – 580 км, наибольшая ширина 58 км. Летом, когда вода сильно испаряется и река мелеет, из водохранилищ в Волгу поступает вода и река становится полноводной. Теперь Волга уже не река, а цепь крупных водохранилищ, мощных электростанций. Для улучшения судоходства Волгу соединили судоходными каналами с Москвой-рекой и Доном. Шесть морей – водохранилищ сооружено на Волге. У плотин построили много гидроэлектростанций. Самая мощная из них – Волжская ГЭС им Ленина. Вторая крупная – построена около Волгограда. Это Волжская ГЭС им 33 съезда.

– Поработаем в атласе. Карта России. Найдите реку Волгу. Опишите Волгу по плану:

  1. исток;
  2. местность, по которой протекает;
  3. притоки;
  4. устье;
  5. использование человеком;
  6. крупные города.

Ответ:

  1. у деревни Волгино Верховье;
  2. Восточно-Европейская равнина;
  3. Ока и Кама;
  4. Каспийское море;
  5. построены ГЭС, перевозка грузов и пассажиров, построены промышленные предприятия и т.д.
  6. Ярославль, Тверь, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Волгоград, Астрахань.

– В контурных картах подписать реку Волгу и ее притоки (для 1, 2, 3 групп уч-ся), обозначить на ней ГЭС (для 1-й группы уч-ся). (Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание).

Домашнее задание.

География 6 класс, стр. 162–164, читать, отвечать на вопросы.

Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте реку Волгу и ее притоки.