Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология и краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:
- Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему региону как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
- Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы Красноярского края.
- Научить учащихся применять знания и умения сохранения природы Красноярского края в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь включает темы:
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемы. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые территории Красноярского края.
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и практических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере Красноярского края; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:
- умение работать со справочными материалами;
- оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
- составлять описания и характеристики;
- оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.
Задания для выполнения практических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий характер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: викторина «Заповедники Красноярского края», задания с использованием Эколого-ландшафтной таблицы Красноярского края, практическая работа «Биоритмы в условиях Крайнего Севера».
Материал в рабочей тетради, разнообразен: практические задания, схемы, таблицы, фотовикторины, вопросники, викторины.
Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.
Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.
Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.
Географическое положение красноярского края
Общие сведения:
Площадь – 2339,7 тыс. кв. км, что составляет 13,6% от всей страны.
Население – 3млн. 51 тыс. человек.
Протяженность с севера на юг – 3000 км, а с запада на восток – 1250 км.
Столица – г. Красноярск (население-875,2 тыс. человек)
Красноярский край – центр России, центр Евразии 1/60 часть суши нашей
планеты.
Задание № 1. Определите протяженность Красноярского края (в км и градусной мере).
С севера на юг (по меридиану 100 в.д.)____________________________
С запада на восток (по параллели 60 с.ш.) __________________________
Задание № 2. Определите по картам атласа расположение Красноярского края в нашей стране __________________________________
Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории:
- Положение на материке
- Крайние точки, их координаты
- Границы
- Омывающие моря
- Положение в тепловых поясах
Задание№ 3. По контурной карте опишите географическое положение нашего края.
Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП Красноярского края.
Практическая работа № 1
Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.
1. Проанализируйте карты:
Название карты | Стр. атласа, на которой она помещена | Что изображено на карте? | Способ изображения | При решении каких задач используется? |
2. Решите по карте следующие задачи:
В каком направлении от города Красноярска находятся:
- Москва_____________________________________
- Норильск___________________________________
- Санкт-Петербург_____________________________
- Новосибирск________________________________
- Канск______________________________________
- Владивосток________________________________
3. Нанесите на контурную карту крайние точки и границы края.
Рельеф и полезные ископаемые
Рельеф –
это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В Красноярском крае большая часть территории – равнинная. На юге расположены Западные и Восточные Саяны.Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами на основе анализа карт атласа.
Особенности рельефа края. | Примеры, подтверждающие их. |
Разнообразие | |
Понижение территории к северу | |
Преобладание равнин | |
Горное обрамление |
Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа края.
Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?
Полезные ископаемые Красноярского края.
Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное значение.
Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных ископаемых?
Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к магматическим породам:_______________________________________________________________________________,
к осадочным породам: ________________________________________
Климат. Факторы, определяющие особенности климата.
Климатообразующие факторы:
- Географическое положение
- Солнечная радиация
- Движение воздушных масс
- Подстилающая поверхность (рельеф)
- Близость морей и океанов, течения
Климатические пояса, в которых расположен наш край:
- Арктический
- Субарктический
- Умеренный (резко континентальный)
Задание № 1. Составьте основные характеристики климата с севера на юг:
Температура воздуха:______________________________________________
Количество осадков:_______________________________________________
Испаряемость:____________________________________________________
Коэффициент увлажнения:_________________________________________
Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает наибольшую площадь края:___________________________________________
В каком климатическом поясе мы живем?______________________________________________________________
Задание № 3. Проследите, как изменяются климатические условия по поясам.
Практическая работа № 2.
Практическая работа “Биоритмы в условиях Крайнего Севера”.
(Работа в группах)
Группа № 1
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней зимы. | 1. Определить в % кол-во остальных дней года. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 180 и V ветра = 6-7 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 8-9 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -38 | -32 | -34 | -36 | -30 | -28 | -36 | -40 | t0 | -36 | -38 | -40 | -42 | -36 | -34 | -40 | -44 |
Vв | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | Vв | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 20 | 22 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 2
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. | 1. Определить в % кол-во дней полярного дня. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 200 и V ветра = 16 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 250 и V ветра = 8-9 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -12 | -14 | -16 | -18 | -20 | -13 | -15 | -20 | t0 | -22 | -24 | -28 | -30 | -23 | -25 | -30 | -32 |
Vв | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | Vв | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 3
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во белых ночей. | 1. Определить в % кол-во сумеречных ночей. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 300 и V ветра = 10 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 350 и V ветра = 11-12 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -4 | -6 | -8 | -10 | -12 | -3 | -5 | -15 | t0 | -40 | -42 | -44 | -38 | -36 | -30 | -35 | -38 |
Vв | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | Vв | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 4
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней дня и ночи. | 1. Определить в % кол-во дней зимы. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 400 и V ветра = 13-14 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 450 и V ветра = 4-5 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -20 | -22 | -24 | -26 | -18 | -10 | -15 | -17 | t0 | -15 | -17 | -19 | -21 | -15 | -10 | -15 | -18 |
Vв | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 5
Групповое задание: | Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней зимы. | 1. Определить в % кол-во остальных дней года. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 50 и V ветра = 15-16 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -36 | -30 | -20 | -10 | -15 | -17 | -20 | -28 | t0 | -40 | -36 | -30 | -28 | -35 | -37 | -40 | -29 |
Vв | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Группа № 6
Групповое задание: | Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как эти особенности влияют на самочувствие человека | ||||||||||||||||
№ 1 | № 2 | ||||||||||||||||
1. Определить в % кол-во дней полярной ночи. | 1. Определить в % кол-во дней полярного дня. | ||||||||||||||||
2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 100 и V ветра = 17-18 м/с | 2. Определить коэффициент погрешности при t0 = - 150 и V ветра = 13-14 м/с | ||||||||||||||||
3. Построить график по физическим факторам: | 3. Построить график по физическим факторам: | ||||||||||||||||
t0 | -2 | -4 | -6 | -8 | -10 | -9 | -6 | -12 | t0 | -12 | -14 | -16 | -18 | -20 | -16 | -14 | -13 |
Vв | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 18 | 20 | Vв | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | 4. Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических факторах? | ||||||||||||||||
ВЫВОД: |
Внутренние воды
Реки.
Общие сведения:
Крупная река Красноярского края Енисей, протяженность которого
4092 км. Притоки:Нижняя Тунгуска – 2989 км, Подкаменная Тунгуска – 1832 км, Ангара – 1779 км,
Пясина – 922 км, Хатанга – 238 км.
Практическая работа № 3
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Енисей.
- Характер течения:_______________________________________________________
- Тип водного режима:_____________________________________________________
- Источники питания:______________________________________________________
- Уклон и падение реки:____________________________________________________
- Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________
- Возможности хозяйственного использования:________________________________
- Озера Красноярского края.
Общая численность озер в крае составляет
323 тысячи.Задание № 1. По контурной карте обозначьте самые большие озера нашего края.
Природные льды:
- Атмосферные (сезонные: снег, град, гололед, иней)
- Наземные (многолетние: ледники, снежники)
- (сезонные: снежный покров, наледи)
- Плавучие (многолетние: паковые льды, айсберги)
- ( сезонные: морские льды, речные льды)
- Подземные (многолетние: подземные льды)
Задание № 2. Поскольку Красноярский край располагается в достаточно суровых климатических условиях, значительная часть водных запасов края содержится в виде льда. Определите по характеристике природных льдов, какие из них распространены в арктическом и умеренном климатических поясах края?
Многолетняя мерзлота
Многолетняя мерзлота – толщи мерзлых горных пород, не оттаивающие в течение долгого времени (от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет). Мощный слой многолетней мерзлоты находится на территории Красноярского края.
Задание № 3. Обозначьте территории многолетней мерзлоты на карте Красноярского края:
Как влияет многолетняя мерзлота на деятельность человека?
Почвы Красноярского края
Механический состав почвы – это соотношение различных по размерам минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы - плодородие.
В образовании почв участвуют следующие факторы:
- Рельеф
- Горные породы
- Грунтовые воды
- Климат
- Растения
- Животные
- Деятельность человека
- Время
Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______
Задание № 2. Какие почвы в нашем крае наиболее плодородны? __________________
Задание № 3. Какие типы почв преобладают на Таймыре? И почему? _______________
Водный режим почв:
- Промывной
- Непромывной
- Выпотной
- Застойный
Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тундр? __________________
Растительный мир Красноярского края
Флора Красноярского края насчитывает более
450 видов растений, в том числе около 60 видов находится под охраной государства.В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах – высотная зональность.
Основные типы растительности
- Тундровая.
Задание № 1. Дайте названия растениям тундры.
1)_____________________ 2)________________________
3)_____________________ 4)________________________
5) _____________________ 6)________________________
Что влияет на растительный мир тундры? ____________________________________________________
Растительные ресурсы
В крае заготавливается большое количество грибов, ягод, лекарственных растений, кедровых орехов, папоротника.
Растительные ресурсы
– это пищевые продукты, корма, сырье.Задание № 2. По рисунку определите, какие относятся к пищевым, кормовым, сырьевым ресурсам. Что является основным ресурсом леса?
Рациональное использование древесных ресурсов – необходимое условие бережного отношения к природе.
Задание № 3. Перечислите, какие вы знаете продукты лесоперерабатывающей промышленности? _____________
Задание № 4. По карте растительности и почв выделите типы растительности для каждой природной зоны края. ____________
Животный мир Красноярского края
- На территории края обитает
Задания № 1. Распределите животных по природным зонам края.
Природная зона ____________________ ____________________ ____________________ |
Животные ________________________ ____________________ ____________________ |
Задания № 2. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Охраняемые территории Красноярского края.
Редкие и исчезающие растения и животные занесены в
КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.Заповедниками
называют земли, выделенные в установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных.Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.
На территории края организовано пять заповедников: заповедник “ Столбы”, Саяно-Шушенский, Таймырский, Путоранский, Большой Арктический.
Заповедник “ Столбы”
организован в 1946 году, площадь 47,2 га, расположен на правобережье р. Енисей, недалеко от г. Красноярска. Охраняется территория причудливых скал, рельеф низкогорный.Заповедник “ Саяно - Шушенский”
организован в 1976 году, площадь 389570 га, находится на юге края, образован с целью охраны природного комплекса Западно-Саянского нагорья.Заповедник “ Таймырский”
организован в 1979 году, площадь 1324024 га, находится на территории полуострова Таймыр, образован с целью сохранения участков тундры, на которых произрастают редкие растения и обитают исчезающие животные.Заповедник “ Путоранский”
организован в 1986 году, площадь 1887200 га, расположен на плато Путорана, охраняются природные комплексы долин рек и озер.Заповедник “ Большой Арктический”
организован в 1993 году, площадь 4169222 га. Самый большой и самый северный заповедник нашего края. Он образован с целью, сохранения крупных морских млекопитающих животных.Задание № 1. Заполните таблицу:
Название заповедника | Природная зона | Охраняемые растения и животные |
1) | ||
2) | ||
3) | ||
4) | ||
5) |
Викторина
“Заповедники Красноярского края”.Литература
- В.А. Безруких, М.В.Кирилов.
- Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии (хрестоматия). Учебное пособие. Красноярское книжное издательство. 1995 г.
- “Край, в котором я живу” (Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по краеведению). г. Норильск, 2003 г.
- “Край северного сияния”. Фотоальбом г. Дудинка. Типография агентства печати “Новости”. 2000 г.
- “Заповедники Таймыра”. Национальные организации ВВФ и ассоциированные организации г. Норильск, 2003 г.
- Е.А. Криксунов. “Экология”. М. Издательство “Дрофа”, 2002 г.
- А.А. Баранов. “Редкие и исчезающие животные Красноярского края” Красноярское книжное издательство, 1998 г.