Внеклассное мероприятие по физике

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: раскрыть взаимную связь физики и литературы.

Задачи мероприятия:

  • развитие познавательных интересов обучающихся;
  • формирование целостных представлений об окружающем мире;
  • повышение интереса к школьным предметам: физике и литературе;
  • углубить, расширить и закрепить знания учащихся по физике и литературе.

Я открываю книгу, – какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Ответы на вопросы “как, что и почему”,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чем мечтают дети в стране у нас.
Хороших много книжек пишут для ребят,
И авторов любимых стоит на полке ряд…
Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн
Дают уроки жизни и доблести пример.
(Н. Катасонова, г. Дрезна)

Туры игры “Зигзаги удачи”:

  • Жеребьевка,
  • Конкурс капитанов,
  • “Конкурс болельщиков”,
  • “Заморочки из бочонка”,
  • “Дальше и вперед”,
  • “И напоследок…”

Из всего состава класса выбирается жюри из трех человек. Далее, классу предлагается разделиться на две группы, в каждой из которых выбирается команда из пяти человек. Каждая команда выбирает себе капитана и название, литературное, указав, из какого литературного произведения позаимствовано это название.

Учитель: Я очень надеюсь, что во время нашей игры все вы узнаете для себя много нового и интересного, и в частности, какая взаимосвязь существует между литературой и физикой. Никто не останется в проигрыше, и, конечно же, победит дружба. А чтобы определиться, какая команда первой начнет игру, проведем Жеребьевку – первый тур игры. Я раздаю командам задания, в которых написаны только окончания стихотворных строк, написанных в свое время знаменитыми поэтами. Ваша задача – в течение одной минуты вспомнить и прочитать стихотворения, из которых они взяты, указав название стихотворения и фамилию автора.

Задания 1-й команде:

Ответ:

Буря мглою небо…
Вихри снежные…
То, как снег она…
То заплачет, как…

Вопрос:

 …кроет,
 … крутя,
 … завоет,
 … дитя.
А.С.Пушкин. Зимний вечер.

Ответ:

У меня растут…
Будет мне…
Где работать мне…
Чем…

Вопрос:

 …года,
…семнадцать,
 …тогда,
 …заниматься?
В.В.Маяковский. Кем быть?

Задания 2-й команде:

Ответ:
Белеет парус…
В тумане моря …
Что ищет он в стране….
Что кинул он в краю…
 Вопрос:
…одинокий
… голубом,
… далекой,
… родном?
М.Ю.Лермонтов. Парус.
Ответ:
Однажды в студеную зимнюю…
Я из лесу вышел, был сильный …
Гляжу, поднимается медленно …
Лошадка, везущая хворосту …
Вопрос:
…пору,
…мороз.
…в гору
 … воз.
Н.Некрасов. Мужичок с ноготок.

 Подводятся итоги и определяется первенство. (Музыкальная пауза).

Второй тур “Конкурс капитанов” начинает капитан победившей команды.

Проверим, кто из капитанов ответит правильно на все вопросы и даст исчерпывающие объяснения с точки зрения физики.

1. Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд!
(“Репка”).

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “Какое физическое явление помогает героям сказки цепко ухватиться друг за друга и победить упрямицу?” (Трение покоя).

2. Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(“Лиса и журавль”)

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “На основании какого физического явления мы определяем, что герой сказки колотил носом по тарелке?” (Распространение звука в воздухе).

3. А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок .
(“Маша и медведь”).

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “Охарактеризовать, с точки зрения физики, состояние героя, который хотел сесть на пенек, до того, как он сел бы на этот пенек и когда сидел на пеньке”. (Состояние механического движения и состояние покоя.)

4. Ах ты, Петя-простота,
Оплошал немножко: не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(“Петушок-золотой гребешок”).

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “Каким физическим приспособлением воспользовался Петя-простота, выглядывая в окошко? В каком физическом разделе оно изучается?” (Глаза, зрение, оптика).

5. Нет ни речек, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “ О каком состоянии физического вещества идет речь? В результате чего в земле образовалась ямка от копытца?” (О жидком состоянии вещества – воде. В результате давления – деформация поверхности земли.)

6. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (“Снегурочка”)

Угадать название сказки и ответить на вопрос: “Какой вид теплопередачи подразумевается в данном случае? (Излучение).

Подводятся итоги. (Музыкальная пауза).

Третий тур - “Конкурс болельщиков начинают болельщики команды, имеющей преимущества в счете. В этом туре победит та команда, болельщики которой за пять минут вспомнят и напишут большее количество народных примет, пословиц и поговорок, пояснение которым они дадут с точки зрения физики, используя физические современные знания.

Например,

а) приметы:

  • Обильная роса – к хорошей погоде. Например, пояснение такое: образование росы – это конденсация водяных паров.
  • Если при безветрии дым поднимается вверх, – это к хорошей погоде.
  • Дрова в печи плохо разгораются и дымят – это к оттепели.
  • Лучина трещит и мечет искры – к ненастью. Например, пояснение такое: Лучина сырая; при ее горении влага испаряется, пар расширяется и разрывает волокна дерева.
  • Если в поле далеко раздается голос – будет дождь.
  • Соль мокнет – к дождю.
  • Курица стоит на одной ноге – к стуже.
  • Ласточка летает низко над землей – к плохой погоде.

б) пословицы и поговорки:

  • Вода камень точит.
    Куй железо пока горячо.
    Плуг от работы блестит.
    Ветер снег съедает.
    От грома и в воде не уйдешь.
    Как аукнется, так и откликнется.
    Много снега – много хлеба.

Подводятся итоги. (Музыкальная пауза).

Четвертый тур“Заморочки из бочонка начинает ведущая в счете команда. Каждый член каждой из команд по очереди вынимает из бочонка вопрос и отвечает.

1. Козьма Прутков. “Мысли и афоризмы”. (Какой физический процесс описан?)

“Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою”.

Ответ: Механические колебания.

2. Беляев А.Р. “Человек-амфибия”. (Объясните заявление автора).

“Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело”.

Ответ: В воде тела легче, т.к. на них действует выталкивающая, Архимедова, сила.

3. Булгаков М. “Мастер и Маргарита”. (Объяснить, почему удлинялась тень шпаги).

“Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны.”

Ответ: Длина тени шпаги зависит от высоты солнца над горизонтом.

4. Булгаков М. “Белая гвардия”. (Объяснить принцип вбивания гвоздей молотком в доски).

“Ночью из ущелья вылезли с гвоздями, топором и молотком Николка, Мышлаевский и Лариосик. Ущелье было короткими досками забито наглухо. Сам Николка с остервенением вгонял длинные, толстые гвозди с таким расчетом, чтобы они остриями вылезли наружу.”

Ответ: Вбивание гвоздей объясняется явлением инерции.

5. Рябинин Б. “Фавориты удачи”. (Описать движение автомобиля по подъездному пути к зданию бензозаправочной станции).

“Само здание бензозаправочной станции находилось метрах в семидесяти от шоссе. В качестве подъездного пути к ней служил широкий полукруг хорошего асфальтового покрытия, двумя своими концами пересекавшегося с основной дорогой”.

Ответ: Криволинейное движение.

6. Снегирев В. “Лесная речка” . (Объяснить, почему ледок появился сначала у берегов?)

“…Падают снежинки в черную воду, на краях появился тонкий ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде, достают корм со дна…”

7. Носов Н. “Витя Малеев в школе и дома”. (На каком физическом явлении основана побелка стен?)

“За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо смотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!”

Ответ: Явление диффузии.

8. Блок А. “Ворона”. (Почему ворона зимой была лохматой? Объяснить это с точки зрения физики)

“…Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.”

9. Бочаров Г. “Рассказы” (Почему по льду можно кататься на коньках?)

“Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время они отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд.”

Ответ: Давление на лед большое, лед плавится, образуется смазка.

10. Бочаров Г. “Рассказы” . (Какое физическое явление позволяет лыжам скользить по снегу?)

“Жили два друга – Володя Большой и Володя Маленький, учились в одном классе, были неразлучными друзьями, про таких говорят: “Водой не разольешь”. И вот наступил день испытания их дружбы. Володю Большого послали в соседнюю деревню навестить больного деда, и с ним пошел Володя Маленький. Когда они отъехали на лыжах за деревню, вдруг затуманилось, поднялась метель. Володя Большой предложил вернуться, но Володя Маленький сказал, что они на лыжах успеют вернуться до темноты…”

Ответ: Явление трения скольжения.

11. Жюль Верн. “Пятнадцатилетний капитан”. (Как с точки зрения физики называется процесс добывания хлеба в поте лица?)

“Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот предназначен для больших дел. Ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для их свершения”.

Ответ: Работа.

12. Булгаков М. “Собачье сердце”. (Какое физическое явление помогло Филиппу Филипповичу учуять отвратительный запах от Шарикова?)

“– Так,- тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я и сам догадываюсь.

– Ну, да, Швондер, – ответил Шариков.

– Позвольте вас спросить – почему от вас так отвратительно пахнет?

Шариков понюхал куртку озабоченно.

– Ну, что ж, пахнет…известно: по специальности. Вчера котов душили, душили…”

Ответ: Диффузия.

Подводятся итоги. (Музыкальная пауза).

Пятый тур - “Дальше и вперед” проводится для всей команды. За 3 минуты команда должна дать наибольшее число ответов на вопросы. Если вы не знаете ответ, говорите “дальше” или “вперед”.

  1. Что бывает на небе после дождя? (Радуга)
  2. Край виден, но дойти до него невозможно? (Линия горизонта)
  3. Шуба новая, а на подоле дыра? (Прорубь)
  4. Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается? (Солнце)
  5. Летом зеленеет, осенью желтеет? (Трава)
  6. Движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)
  7. Без ног, а хожу, без рук, а указываю? (Время)
  8. Что шумит без ветра? (Река)
  9. Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами? (Месяц)
  10. Как называется подземная часть растения? (Корень)
  11. Может ли сазан (рыба) забраться в океан? (Нет)
  12. Как называются спрятанные сокровища? (Клад)
  13. Волшебное слово в сказке Али-Баба и 40 разбойников? (Сим-Сим)
  14. Имя самого умного из трех поросят в сказке “Три поросенка”? (Наф-Наф)
  15. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
  16. Кто написал стихотворение “Дядя Степа”? (Михалков)
  17. На какой улице спал человек рассеянный? (Бассейной)
  18. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
  19. Самый большой океан? (Тихий)
  20. Кто автор сказки “Курочка Ряба”? (Народ)
  21. В огне не горит, в воде не тонет? (Лед)
  22. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет? (Зеркало)
  23. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она – за тобой. (Тень)
  24. Чего в сундук не запрячешь? (Луч солнца)
  25. Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
  26. Что идет, не двигаясь с места? (Время)
  27. Чудо-птица – алый хвост, полетела в стаю звезд? (Ракета)
  28. Под стеклом сижу, на север, на юг гляжу? (Компас)
  29. Голубая простыня весь свет одевает? (Небо)
  30. Поднялись ворота – всему миру красота? (Радуга)
  31. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит? (Река)
  32. Дышит, растет, а ходить не может? (Растение)
  33. Без языка, без голоса, а все расскажет? (Книга)
  34. Ночью спит на земле, утром убегает? (Роса)
  35. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (Сверчок)
  36. Красная девица по небу ходит? (Солнце)
  37. Прозрачен, как стекло, да не вставить в окно? (Лед)
  38. Хоть я не снег, а таю, не птица, а летаю? (Дым)
  39. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  40. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
  41. Жидкость для обработки деревянных изделий для блеска? (Лак)
  42. Что используется для поднятия теста? (Дрожжи)
  43. Картина, выполненная из кусочков стекла? (Мозаика)
  44. Летний головной убор? (Панама, шляпа)
  45. Путь, по которому движутся планеты? (Орбита)
  46. Зимняя детская повозка? (Санки)

Каждая команда получает список вопросов, на которые она отвечала, выбирает из них три вопроса, составляет к ним вопросы физического содержания и задает команде – сопернице.

Например, такие:

Вопрос 10(1) – Какое физическое явление позволяет корневищу питать все растение? – Ответ: Явление диффузии.

Вопрос 23(2) –Какое физическое явление помогает санкам зимой скользить по снегу? – Ответ: Явление трения скольжения.

После ответов подводятся итоги. (Музыкальная пауза).


Рис. 1. К игре «Зигзаг удачи»

“И напоследок…” - последний, шестой тур, в котором команды должны отгадать загадки и ответить на вопросы физического содержания. Вопросы – загадки вытягивают капитаны команд по очереди; отвечает, после совместного обсуждения всей командой, один ее представитель. На обдумывание ответа – 30 секунд.

В огне не горит и в воде не тонет. Что это такое? (Лед.)

Вопрос: Когда лед может выступать в роли нагревателя?

Ответ: Когда другое тело, соприкасающееся со льдом, имеет температуру, ниже температуры льда.

Заревел медведь на все моря и на все горы. Что это такое? (Гром.)

Вопрос: На улице гроза: гром, молния, дождь. Какое из явлений мы фиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?

Ответ: Вспышку молнии мы увидим раньше, раскаты грома услышим позднее. Это объясняется различием скоростей света (300 000 км/с) и звука в воздухе (340 м/с при 20 °С).

Чего в шкафу не спрячешь? (Луч света.)

Вопрос: Какого цвета белый свет?

Ответ: Белый свет имеет сложную структуру, он состоит из семи цветов (радуга).

Горя не знает, а горько плачет. Что это? (Туча, облако.)

Вопрос: Что больше: облако или его тень?

Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени. Высота конуса, вследствие значительных размеров облака, велика. Поэтому, тень облака на земле по размерам мало отличается от самого облака.

Без рук, без ног , а ворота открывает. Что это? (Ветер.)

Вопрос: За счет чего ветер открывает ворота?

Ответ: Ветер оказывает давление на ворота.

Без рук, без ног, а рисовать умеет. Кто это? (Мороз.)

Вопрос: Какие физические процессы помогают морозу рисовать дивные узоры на стекле?

Ответ: Конденсация, кристаллизация.

(Музыкальная пауза)

В это время членами жюри подводится итог последнего тура и всей игры в целом, после чего проводится награждение команды – победительницы и всех участников игры.