Конспект урока по русскому языку

Разделы: Русский язык


Цель: определить уровень усвоения знаний учащихся об имени существительном за курс начальной школы.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном с целью дальнейшего углубленного изучения этой части речи.

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение делать выводы при анализе;
  • развивать умение обобщать;
  • развивать умение составлять связный ответ по опорной схеме.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к отвечающим ученикам;
  • воспитание выдержанности, дисциплинированности при фронтальной работе.

Оборудование: доска, схема опорного конспекта, раздаточный материал для проверки усвоения знаний, таблицы “Падежи”, “Склонение существительных”.

Ход урока

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
  I. Оргмомент.  
1. Приветствие учителя. Учащиеся здороваются и садятся.
2. Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы вспомним материал, изученный вами в начальной школе по теме “Имя существительное как часть речи”. Наша задача закрепить умения:

  • определять существительное как часть речи;
  • определить морфологические признаки существительного.
Учащиеся записывают дату и тему урока.
  II. Фронтальная работа по повторению.

Цель: организовать работу для активизации опорных знаний.

 
1.

Проверка домашнего задания. Словарно-орфографическая диктовка с последующей самопроверкой.

Цель: повышение орфографической грамотности учащихся. Учитель контролирует деятельность учащихся по словарно-орфографической работе и оценивает работу.

Ученик у доски записывает под диктовку учителя словарные слова, выученные дома. Остальные записывают в тетрадь.

Футбол, хоккей, матч,

спортсмен, баскетбол,

вокзал, рюкзак, брошюра,

жюри, парашют.

Отвечающий у доски комментирует написанное, остальные проверяют, исправляют, дополняют.

2.
  • Определите, к какой части речи относятся эти слова?
Учащиеся задают вопросы к словам.

Дополнительный вопрос:

Что поможет определить часть речи данных слов.

Вывод учителя по работе:

Это существительные, потому что отвечают на вопрос кто? или что?

Вопрос.
Почему вы задали 2 вопроса? (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу) Существительные бывают одушевленные и отвечают на вопрос “Кто?” и неодушевленные и отвечают на вопрос “Что?”.

Что обозначает существительное?

Вывод учителя:

Предметами называются все вещи, растения, явления природы (гром, мороз), люди, животные, насекомые, чувства людей (грусть, скука), т.е. существительными обозначают все что существует.

Существительное обозначает предмет.

Задание:

Назовите по одному существительному по порядку начиная с ...

Учитель предоставляет учащимся опорную схему и делает в ней первую запись. (Приложение 1)

Учащиеся по очереди называют существительные.
3. - Имя существительное – самая распространенная часть речи. Вспомните, какие еще признаки кроме одушевленности и неодушевленности, вы знаете.  

а)

Учитель обращает внимание на таблицу (слова, которые помогают определить род) Имена существительные имеют род.
Учитель записывает на доске. Учащиеся пишут в тетради.

м.р.

ж.р.

ср.р

он мой

она моя

оно моё

Задание:

Прочитайте слова, записанные на доске.

 
Скатерть, чайник, кофейник, сахарница, полотенце, ложка, чашка, самовар, яблоко, варенье, масло, хлеб, молоко. Ученик с места читает слова.
Для чего нам могут пригодиться все эти предметы? Все эти предметы необходимы для чаепития.
Определите род существительных и запишите их в соответствующие столбцы. Учащиеся записывают существительные, распределяя их по столбцам.
Проверка работы. Трое учащихся по очереди читают существительные мужского, женского и среднего рода. Остальные проверяют.
Учитель делает запись в опорной схеме.  

б)

Имена существительные изменяются по числам? Существительные могут быть единственного числа, а могут быть множественного.
Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся во множественном:  
 

Бант

Коса

Волос

Лицо

Банты

Косы

Волосы

Лица

(Коварное слово, чередование х/ш)

Ухо

Уши

Физкультминутка

 
Учитель читает существительные:

Игрушка, деревья, дом, ромашки, птица, мальчики, берег, велосипед, лошадь, корабли, костер, уроки, дом.

Если существительные единственного число, учащиеся поднимают одну руку, если множественного - две руки.

Вывод учителя:

Существительные изменяются по числам (учитель делает запись в опорной схеме)

 

в)

Имена существительные изменяются по падежам.

(Не всегда встречаем существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? Встречаются: кого? чего? кем? чем? и т.д. - это падежные вопросы.

 
Сколько падежей в современном русском языке? В современном русском языке 6 падежей.

Работа с учебником.

Прочитайте стр. 36, упражнение 80.

Учащиеся читают название падежей и падежные вопросы.
Учитель на доске записывает краткое название падежей, вопросы к ним и слова - подсказки. Учащиеся вслед за учителем делают запись в тетради.

И.п.: кто? что?

Р.п.: нет кого? чего?

Дм.: даю кому? чему?

В.п.: вижу кого? что?

Т.п.: творю кем? чем?

П.п.: думаюо ком? о чем?

Изменение существительных по падежам называют склонением.  
Просклоняйте существительное ЗЕМЛЯ выделяя окончание.

Один учащийся у доски склоняет слово ЗЕМЛЯ. Остальные у себя в тетради.

земля

земли

земле

землю

землей

о земле

  Чтобы правильно определить падеж существительного в предложении или в словосочетании надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.  
 

Задание:

Определите падеж существительных в словосочетаниях.

Один учащийся работает у доски остальных в тетрадях.

  III. Проверочная работа

Цель: Проверка усвоения учащимися материала урока.

 
Раздаточный материал (Приложение 2). Учащиеся работают в карточках.

Задание:

Найдите в тексте существительные, определите их число, род, падеж.

  IV. Заключительный этап урока.  
1. Учитель дает домашнее задание с комментарием: упражнение 81. Ученики записывают домашнее задание в дневник.
2. Выводы учеников и учителя по итогам урока. Ученики перечисляют с помощью опорного конспекта, что они повторили на уроке.