Инетегрированный урок география + ИЗО по теме "Времена года"

Разделы: География, МХК и ИЗО


“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней, есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”.

(Ф. Тютчев)

Цель урока:

  • дать почувствовать единство человека и природы, увидеть в искусстве совершенство и красоту природы;
  • обратить внимание на экологический и гуманистический аспекты темы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование:

  • слайды-презентация по теме (Приложение 1);
  • карта воронежской области;
  • репродукции с картин художников;
  • фотографии родной природы;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • альбомы и краски.

Ход урока

Первый урок

I. Оргмомент.

II. Основная часть.

Учитель ИЗО: Природа издавна давала человеку не только пищу, одежду, орудия труда и материал для различных работ, но и очаровывала своими красками и формами. Человек постоянно чувствовал и видел красоту и совершенство природы. Мы незаметно для самих себя приобретаем духовное богатство от общения с природой, чистоту и благоговение, доброту и любовь ко всему, что нас окружает.

Учитель географии: “У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать …”. Это слова из известной песни и действительно – в каждое время года природа очаровывает нас своими красотами, постоянно меняясь. Почему происходит смена времён года на земле? С какого времени года начинается календарный год? Сколько всего времён года? (Назовите месяцы) Чем одно время года отличается от другого?

Учитель ИЗО: Художники не могут оставаться равнодушными к красоте окружающей их природы, меняющейся по временам года.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется “пейзаж”.

Люди, которые изображают природу, называются пейзажистами.

i

(Ученики записывают в тетради, что такое пейзаж и пейзажисты)

Учитель географии: Художники обращают внимание на природу не только, как объект окружающего мира, но и на цветовую гамму, меняющуюся в ней по временам года.

Ученик: Весна.

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон..,
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд.
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Учитель ИЗО: Какие характерные особенности имеет весна. Какие краски преобладают в природе?

Ученик: Лето.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

(И.С. Никитин)

Учитель ИЗО: Как изменяется погода летом? Почему зелёный цвет преобладает в природе?

Учитель географии: (Физкультминутка №1)

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.

Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Учитель ИЗО: Ребята, мы продолжаем наш разговор о красоте нашей природы.

Ученик: Осень.

Осень. Застыла природа в молчании.
Слышен лишь ветра лёгкий порыв.
Тёмный багрянец и алое пламя –
Эти цвета для осенней поры.
Травы желтеют, а листья – бедняги
Падают вниз и на землю ложатся.
Вдруг набегает ветер бродяга:
Листья взметнулись и вот уж кружатся!
Воздух осенний свеж и прозрачен,
Солнце не греет, а только ласкает –
Днём улыбнется – и снова уж мрачно,
Вечером, в сумерках всё затихает.
Ну, а у леса – это нужно увидеть,
Просто словами не описать!
Осень – художница сделала былью
Сказку, которую не рассказать.

Учитель география: Что изменяется в природе? Какие краски сменяют зелень лета? Почему?

Ученик: Зима.

Вся земля полотном белым выслана
Так старательно так изыскано.
И, безмолвием очарованы,
Ледяным мостом реки скованы.
На дома, на кусты на колючие
Шапки белые нахлобучены.
Приукрасилась ель красавица,
Видно, хочет кому-то понравиться.
А березонька тонкие веточки
Принакрылась серебряной сеточкой.
И душа наполняется силою –
Это всё Русь моя, сердцу милая!

Учитель ИЗО: Почему у зимы почти один белый цвет? У каждого времени года свои краски. А теперь выполним практическую работу. У вас на партах лежат заготовки для создания пейзажа одного из сезонов года. Внимательно рассмотрите их. Закрепив клеем отдельные части, создайте картину уголка целостной природы. Расскажите, какое время года у вас изображено.

(Практическая работа в группах. Каждой группе дается ватман, на котором выполнена заготовка рисунка. Нужно угадать, какое время года изображено и, используя цветную бумагу, сделать соответствующую аппликацию)

Второй урок

Учитель географии: Вы видели разные изображения природы, но для каждого региона характерны свои пейзажи. Новоусманская земля - это лесостепная зона с красивой природой. Природа состоит из разных компонентов. Каких? Компоненты природы тесно связаны между собой. Их разные сочетания и зависят от тех условий, в которых они формируются. Природный комплекс – сочетание определённых компонентов на данной территории. Какие ПК вы можете назвать в нашей местности? Дадим краткую характеристику каждому из них.

Ученик: Дубрава.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заворожённый тишиной
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди деревьев, где густая
Листва янтарный отблеск льёт.

Учитель географии: Дубрава – это широколиственный лес. Основным деревом является дуб. Он любит расти в “шубе”, но с “раскрытой головой”. “Шубу” ему создаёт подлесок из более низких деревьев (липы, клёна, берёзы) и кустарников (орешника, бересклета, и боярышника). В этом лесу много травы. Особенно красив лес весной, когда расцветают травы – первоцветы появляющиеся сразу после стаивания снега, ещё до появления листьев (пролеска, медуница, ветреница, хохлатка). Лес меняется, по временам года. Он, то зелёный, то огненно-жёлтый, то белый.

Учитель ИЗО: (Физкультминутка №2)

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Учитель географии: Сосновый лес. Лес почти не теряющий зелёного цвета круглый год. Сосна – одно из самых распространённых деревьев в нашей стране. Она неприхотлива к почве, но очень светолюбива. Сосна – это дерево красивое. Ствол – прямой как свечка – покрытый тонкой оранжевой корой вверху, а внизу имеет коричневый оттенок. Травы в сосновом бору почти нет. Только мхи папоротник – орляк, да мелкие кустарнички.

Ученик: Луг.

В блеске огней, за зеркальными стёклами
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Есть на лугах моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских полей и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И пробуждают они позабытое –
Счастье и радость, и светлые дни.

Учитель ИЗО: Луг – это царство трав. Каких только красок и форм не встретишь! Вот белые ромашки, а там голубые колокольчики, сиреневые васильки, розовый клевер. Но больше всего на лугу жёлтого цвета – чина, таволга, лютик, лапчатка, пижма. Невзрачен луг только поздней осенью, когда цветы уже отцвели, а стебли и листья пожухли, по

Ученик: Болото.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Полночной порой камыши шелестят
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосет.

Учитель географии: Болото – это территория с избыточным увлажнением почвы. Наши болота – низменные, лесные. На них мы видим густой травяной покров (камыши, папоротник) и много ольхи и черёмухи.

Ученик: Темно и сыро…

Я целый час болотом занялся.
Там белоус торчит как щётка жёсткий;
Там точно пруд зелёный разлился;
Лягушка, взгромоздилась, как на подмостки
На старый пень, торчащий из воды,
На солнце нежится и дремлет…
Белым пушком одеты тощие цветы;
Над ними мошки вьются роем целым;

Учитель географии: Мы с вами увидели, как прекрасна природа нашего края. Как вы думаете, изменяет ли природу человек? Чаще всего, человек отрицательно влияет на природу: загрязняет окружающую среду, уничтожает растения и животных, изменяет природные комплексы. Учащиеся нашего лицея уделяют большое внимание охране природы. В окрестностях села проложена экологическая тропа по основным природным комплексам нашего края, весной мы убираем мусор, высаживаем деревья, проводим лекторскую природоохранную работу.

Учитель ИЗО: Природа - это зеркало души. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого. Мы познакомились с изображениями природы художников, увидели родные сердцу пейзажи Новой Усмани, ещё раз вспомнили, что эта красота нуждается в охране и заботе.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она …
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра, обремененная заботой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит, как бы с неохотой,
На нас не очарованных людей…

Учитель ИЗО: Хорошо, что среди нас есть люди очарованные природой родного края. Они любят ее и изображают на своих пейзажах.

В конце урока учителя ИЗО и географии выставляют оценки и подводят итог урока.

Учитель географии: Наш урок хотелось бы закончить словами известного русского поэта Ивана Бунина.

Нет, не пейзаж влечёт меня
Ни краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.

Домашнее задание:

  1. На бумаге чёрного или тёмно-синего цвета, используя только один белый цвет, выполнить зимний пейзаж красками.
  2. По географии - №2.