Цели урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с основными логическими операциями, логическими выражениями и использованием логический выражений в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения,
- закрепить навык составления сложных логических выражений и определения их истинности.
Развивающая: развивать логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать творческий подход к труду.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения:
- Мультимедийная лекция (презентация к уроку).
- Раздаточный материал (приложение1).
- Проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент : план работы на уроке. (Слайд 1) Приложение 1
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, ответим на несколько вопросов, вспомним: что такое алгоритм и все, что связано с этим понятием.
2. Повторение. Устная беседа по вопросам. (7 мин) (Слайд 2)
- Что такое алгоритм?
- Перечислите свойства алгоритма.
- Какие способы записи алгоритмов вы знаете?
- Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
- Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы?
- Фрагмент блок-схемы представляет алгоритм, который содержит команды ветвления: (слайд 3)
- команду ветвления в сокращенной форме, в которую вложена команда ветвления в полной форме;
- две команды ветвления в полной форме, одна из которых вложена в другую;
- две команды ветвления в сокращенной форме, одна из которых вложена в другую;
- команду ветвления в полной форме, в которую вложена команда ветвления в сокращенной форме.
Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента блок-схемы (слайд 4).
В блок-схеме присутствует повторяющаяся последовательность действий (цикл). Для того, чтобы не ошибиться при выполнении блок-схемы, составим таблицу, в которую будем заносить значения переменных и результаты проверки условий на каждом шаге. (Слайды 5, 6)
№ итерации | Значение х | Значение у | x<>y | x>y | |
0 | 55 | 75 | 55<>75 – да Выполняем тело цикла |
55>75 – нет, y:=y-x=75-55=20 |
|
1 | 55 | 20 | 55<>20 – да Выполняем тело цикла |
55>20 – да x:=x-y=55-20=35 |
|
2 | 35 | 20 | 35<>20 – да Выполняем тело цикла |
35>20 – да x:=x-y=35-20=15 |
|
3 | 15 | 20 | 15<>20 – да Выполняем тело цикла |
15>20 – нет, y:=y-x=20-15=5 |
|
4 | 15 | 5 | 15<>5 – да Выполняем тело цикла |
15>5 – да x:=x-y=15-5=10 |
|
5 | 10 | 5 | 10<>5 – да Выполняем тело цикла |
10>5 – да x:=x-y=10-5=5 |
|
6 | 5 | 5 | 5<>5 – нет Выход их цикла; завершение алгоритма |
||
Знак отношения | Операция отношения | ||||
= | равно | ||||
<> | не равно | ||||
> | больше | ||||
< | меньше | ||||
>= | больше или равно | ||||
<= | меньше или равно |
3. Постановка темы урока, целей и задач, объяснение нового материала. (Слайд 7)
Запишем тему нашего урока “Алгоритмы работы с логическими данными. Основные
логические операции и правила их выполнения. Логические выражения, их
использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.”
При составлении алгоритмов и программ бывает не достаточно простых условий типа
x>y или a<=3. Для создания более сложных условий (10<x<14) и используются
составные или сложные условия.
Для того чтобы понять работу разветвляющихся и циклических алгоритмов,
рассмотрим понятие логического выражения.
В некоторых случаях выбор варианта действий в алгоритме, программе должен
зависеть от того, как соотносятся между собой значения каких-то переменных.
(Слайд 8)
Например, расчет корней квадратного уравнения производится по-разному в
зависимости от дискриминанта (вспомните математику).
В результате сравнения значений двух выражений возможны два варианта ответа:
истина или ложь? (Слайд 9)
Например:
2 + 3 > 3 + 1 – да (истинно)
0 < –5 – нет (ложно)
Выражения такого вида мы будем называть логическими выражениями.
Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется
(вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение:
истина (true) или ложь (false). Логическая величина – это всегда ответ на
вопрос, истинно ли данное высказывание.
Нам известны шесть операций сравнения: (слайд 10)
С помощью этих операций мы будем составлять логические выражения. Причем в
выражениях не обязательно присутствуют только константы, но и переменные.
(Слайд 11)
5 > 3 a < b c <> 7
Как выполняются операции отношения для числовых величин понятно из
математики. Как же сравниваются символьные величины? Отношение “равно” истинно
для двух символьных величин, если их длины одинаковы и все соответствующие
символы совпадают. Следует учитывать, что пробел тоже символ.
Символьные величины можно сопоставлять и в отношениях >, <, >=, <=. Здесь
упорядоченность слов (последовательности символов) определяется по алфавитному
принципу.
“кот” = “кот” “кот” < “лис” “кот” > “дом”
Выражение, состоящее из одной логической величины или одного отношения, будем
называть простым логическим выражением.
Часто встречаются задачи, в которых используются не отдельные условия, а
совокупность связанных между собой условий (отношений). Например, в магазине вам
нужно выбрать туфли, размер которых r = 45, цвет color = белый, цена price не
более 1000руб. (Слайд 12)
Другой пример: школьник выяснил, что сможет купить шоколадку, если она стоит
20 руб. или 25 руб.
В первом примере мы имеем дело с тремя отношениями, связанными между собой
союзом "и" и частицей "не", во втором - с двумя отношениями, связанными союзом
"или". Так условия наших примеров в алгоритме могут выглядеть таким образом:
первое: (r = 45) и (color = белый) и (не (price>1000))
второе: (цена=20) или (цена=25)
Выражение, содержащее логические операции, будем называть сложным логическим
выражением.
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза “и”
называется операцией логического умножения или конъюнкцией.
(Слайд 13)
В результате логического умножения (конъюнкции) получается истина, если
истинны все логические выражения.
Объединение двух (или нескольких) высказываний с по мощью союза “или”
называется операцией логического сложения или дизъюнкцией.
(Слайд 14)
В результате логического сложения (дизъюнкции) получается истина, если
истинно хотя бы одно логическое выражения.
Присоединение частицы “не” к высказыванию называется операцией логического
отрицания или инверсией. (Слайд 15)
Отрицание изменяет значение логической величины на противоположное: не
истина = ложь; не ложь = истина.
Если в сложном логическом выражении имеется несколько логических операций, то возникает вопрос, в каком порядке их выполнит компьютер. По убыванию старшинства логические операции располагаются в таком порядке: (слайд 16)
- отрицание (не);
- конъюнкция (и);
- дизъюнкция (или).
В логических выражениях можно использовать круглые скобки. Так же как и в математических формулах, скобки влияют на последовательность выполнения операций. Если нет скобок, то операции выполняются в порядке их старшинства.
Рассмотрим примеры: (слайды 17, 18) Пример. Пусть a, b, c – логические величины, которые имеют следующие значения: a = истина, b = ложь, c = истина. Необходимо определить результаты вычисления следующих логических выражений: Получим в результате:
|
|
4. Физкультминутка.
5. Закрепление новых знаний. (Слайд 19,
Приложение 1 п. 8)
Запишите логические выражения, истинные только при выполнении указанных условий:
а) x принадлежит отрезку [a, b]
б) x лежит вне отрезка [a, b];
в) x принадлежит отрезку [a, b] или отрезку [c, d];
г) x лежит вне отрезков [a, b] и [c, d];
д) целое k является нечетным числом;
е) из чисел a, b, c меньшим является с, а большим b;
ж) среди целых чисел a, b, c есть хотя бы два четных.
6. Подведение итогов урока. (5 мин)
Сформулировать: новые понятия: операции отношения, логические выражения,
логические операции. (сл. 20)
7. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. (Приложение 1 п. 9)
Запишите логические выражения, истинные только при выполнении указанных
условий:
1) из отрезков с длинами a, b, c можно построить треугольник;
2) четырехугольник со сторонами a, b, c и d является
ромбом.
3) Запишите логическое выражение, которое принимает значение "истина" тогда и только тогда, когда точка с координатами (x, y) принадлежит заштрихованной области.
Список литературы
- Практикум по решению задач в курсе информатики.
Лебедева Э.В. Центр информатизации и оценки качества образования. - Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9-й класс/ Под ред. Н.В. Макаровой.
- Презентация М.Е.Макарова, http://www.uchinfo.com.ua