Мы живем в городе, где из года в год с регулярным постоянством увеличивается число транспортных средств. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. Одни боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, другие “испытывают судьбу” и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель мгновенно остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому я считаю, что не возможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Приложение 1.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Поэтому мне хотелось выразить работу в другой форме. Понимая эффективность проектной деятельности, мне пришла идея разработать свой проект: “Безопасность глазами детей”. Мне, думается, что при такой деятельности и являясь непосредственно участниками, дети более успешно усвоят правила дорожного движения, узнают историю возникновения правил дорожного движения, смогут ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применят свои знания. Работая над проектом, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, психологические и возрастные особенности.
Статистические данные об участниках ДТП направили меня на поиск новых, более совершенных подходов в работе над проектом и возник еще больший интерес заниматься этой темой.
Опираясь на постановление Правительства РФ от 20.02.06 г. №100 “О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.” “…необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей…” я поставила перед собой цель: “Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения”.
И стремилась решить задачи:
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировки на улицах и дорогах;
- формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение их обходить;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
- активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система работы, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
По данной теме мною была изучена учебно-методическая литература, в том числе и для детей. Я считаю, что одним из главных пособий по обучению детей ПДД, должны быть “Правила дорожного движения”, при чем обязательно новое издание.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему обучения младших школьников основным правилам дорожного движения. Один из этапов проекта – создание дневника пешехода.
Первый блок: “Мы – наблюдатели”. Здесь дети наблюдают за всеми участниками движения, делятся своими впечатлениями. Для них эти задания интересны, познавательны. После увиденного дети обсуждают, анализируют. Делают вывод: “Нам есть чему поучиться”.
Второй блок: “Мы – пешеходы”. На этом этапе дети под руководством классного руководителя совершают экскурсию на улицу. Наблюдают за интенсивным потоком различного транспорта, за движением, которое не всегда происходит четко и слажено. Наблюдают за пешеходами (не только за нарушителями). Делается вывод: все должно подчиняться правилам, несоблюдение очень часто ведет к аварии. В дальнейшем знания применяются на практике во время похода в театр, музей, экскурсии и самостоятельного передвижения по улице.
Следующий блок: “Мы – пассажиры”. Участники дорожного движения – это не только водители. Мы – пешеходы, когда просто идем по улице. Мы – пассажиры, когда едем в общественном транспорте или на машине. Говорим о местах посадки высадке пассажиров, остановках. Из личного опыта дети отмечают, что остановки обозначаются определенными знаками, на которых написаны номера маршрутов. На этом же этапе дети знакомятся с культурой поведения в общественном транспорте.
Следующий этап: “Наше творчество”. Любой блок дневника пешеходов имел отражение в творчестве. Характер творческой работы связан не только с уроками технологии и ИЗО, но и с уроками литературного чтения. Дети находят в различных жанровых произведениях материал, связанный с ПДД (журналы, статьи, газеты, фольклор, стихи).
На этапе: “Поделись знаниями” дети уже могут делиться полученными знаниями с учениками других классов, устраивая викторины, игры, инсценировки ситуаций. Придумывают и задают занимательные вопросы. Участвуют в КВН-ах, коллективных творческих делах (КТД), совместно готовятся к конкурсу: “Пешеходная азбука города” для дошкольников”.
Как известно, в начальной школе дети лучше понимают и усваивают материал через игру. Разрабатывая данный проект, я стремилась обратить внимание, на то, как много полезного и интересного несет в себе эта тема, оставляя простор для творчества. Данный проект – это огромное поле для деятельности. Дети с удовольствием решают сами поставленные задачи, создают проблемные ситуации. Впоследствии, сталкиваясь с ними в жизни, надеюсь, легко будут из них выходить.
Готовясь к работе над проектом, я провела анкетирование родителей, оно показало, что, к сожалению, большинство из них игнорируют правила дорожного движения. Многим неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, особенно детей до 8 лет – это и является основной причиной несчастных случаев и аварий. Поэтому необходимо ознакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей при обучении их правилам безопасного поведения на дороге. Для этого были созданы тематические родительские собрания в разных формах: круглый стол, беседа, диспуты.
Организованы для детей тематические классные часы, созданы тестовые работы.
Наше образовательное учреждение ведет активную пропаганду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ), в связи с этим был выпущен единый школьный дневник, на обложке которого изображен маршрут: “Безопасная дорога к школе”.
Вместе с детьми была создана эмблема, которая отображает нашу работу над проектом, впоследствии – значок-световозвращатель для пешеходов.
На выставке детских работ представлены рисунки, поделки, аппликации, модели дорожных знаков.
Занимаемся мы этим проектом второй год и об итогах говорить рано, но есть небольшие победы: дети работают с большим интересом. Стали более внимательны на дорогах. В некоторых ситуациях дети сами учат родителей не нарушать ПДД. Воспитатели ГПД отмечают, что класс ответственно ведет себя во время походов в кружки. (Сами не нарушают и другим не дают).
Вывод: На сегодняшний день тема по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ) – актуальна, отвечает запросам государственной политики. Необходимые знания пропагандируют инспектора ГИБДД. Думаю, что все понимают, что большой объем работы по популяризации ложится на плечи школы. Одним из важных звеньев в этой цепочке является роль классного руководителя, который совершенствует знания в области ПДД. Можно смело сказать ПДД – важнейшая часть безопасности нашей жизни.
Я считаю, что ребенок – это тот живой “материал”, на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому мой проект по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Из воспитанника хотим получить: новый тип участника дорожного движения, а именно, дисциплинированного пешехода культурного пассажира ответственного водителя.
Не забывайте напоминать детям о ПДД.