Использование ИКТ на уроках окружающиго мира

Разделы: Начальная школа


Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно применения новых информационных технологий.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю информационно – коммуникативную.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5– 2 раза.
В-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
А все вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Сегодня многие педагоги отмечают снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но все еще доминирующими в сегодняшней школе репродуктивными методами обучения. Кроме того, увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить дома.

Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному , при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому преподавание в начальных классах нуждается в наглядно-иллюстративных средствах. Раньше бытовало мнение, что компьютер может быть использован только на уроках информатики. Но это не так. В начальной школе использовать компьютерные технологии можно буквально на всех уроках.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по окружающему миру: “Хотим все знать”, “Семья Почемучек”, “Детская энциклопедия “Кирилл и Мефодий”.

На уроке по теме: “Водоемы” ребята знакомятся с водоемами и их обитателями. Яркие иллюстрации, карта, схема. Закрепление материала проходит в работе парами за компьютером.

Ребята составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.

На уроке “Разнообразие животных” ребята находят ответы на поставленные вопросы, наглядно-образно знакомятся с классификацией животных, более подробно знакомятся с экзотическими животными, побывав заочно на разных материках нашей планеты, разгадывают кроссворды, ребусы, загадки.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, природных явлений.

А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут?

С использованием ИКТ – можно. Так при изучении темы “Путешествие по планете” ребята побывали на всех материках, познакомились с удивительными животными и редкими растениями.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Я пришла к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Использованные ресурсы:

  1. Публикация Еврюкова Е. В.
  2. В.П.Стрезикозин “Актуальные проблемы начального обучения” ст. “Обеспечении доступности начального обучения”
  3. М.К. Акимова “Учет психологических особенностей учащегося” журнал “Вопросы психологии” № 6
  4. С.Ю.Хоцкая “ИКТ в начальной школе. Требования сегодняшнего дня” “Лидеры образования” 2007 г. 
  5. Библиотека электронных наглядных пособий
  6. Сайт viki.rdf.ru