Речь – чудесный дар, которым обладает человек. С помощью речи люди общаются друг с другом, создают художественные произведения и научные труды, обмениваются мыслями, идеями. В обществе во все времена ценились люди, обладающие грамотной речью, умеющие увлечь, убедить окружающих в своей правоте, иначе говоря, сегодня о таких людях говорят, что они обладают высокой коммуникативной компетентностью. Конечно, было бы ошибочно считать, что речь дарована человеку с рождения свыше в готовом виде. Много времени пройдет, прежде чем ребенок произнесет первые звуки, затем первые слова, первое осмысленное предложение. Какую радость и умиление вызывает у родителей первое слово ребенка. Сколько усилий и труда придется приложить родителям, чтобы воспитать высокообразованного человека, обладающего всеми богатствами родного языка. Конечно, не всегда и не у каждого родителя это получается. Тогда родители приводят своих детей в детский сад, надеясь, что здесь их научат очень многому; в том числе и правильно говорить, общаться с окружающими людьми, рассуждать, делать выводы, спрашивать и находить ответы. Здесь научат самому главному: жить среди людей.
Наш детский сад комбинированного вида № 25 города Усолье-Сибирское посещают дети и с нарушениями речи. Я работаю в этом саду учителем Монтессори. У нас оборудован класс Монтессори, в котором есть различные развивающие Монтессори – материалы. Ребенок, погруженный в Монтессори – среду имеет больше возможности самостоятельно выбирать материал, темп работы с ним, партнера для совместной работы, попросить помощь или отказаться от нее. Это способствует развитию активности, самостоятельности, умению принимать решения, умению договариваться с партнером по работе, умению сказать “нет” в нужный момент.
Марию Монтессори часто обвиняют в том, что ее методика не развивает речь ребенка, что она якобы призывает как можно меньше говорить с детьми: “Учитель, веди счет словам своим”. Но, как сказал кто – то из великих: “Умение говорить иногда мешает умению слушать”. Речь учителя ни в коем случае не должна преобладать над речью детей в классе или в группе. Многие учителя считают, что голос учителя должен звучать громко и назидательно. Вот что ответил мне один из “громогласных” учителей – мужчин на мой призыв говорить тише во время занятий: “Как же вы ведете занятия? Вас же никто не услышит!”. Вряд ли такой учитель будет добрым другом ученикам, их соратником в борьбе за знания.
На занятиях же в классе Монтессори дети учатся общению друг с другом, с другими членами коллектива. Конечно, прежде чем учить детей способам общения с другими людьми, я должна была прежде всего пересмотреть свое отношение к детям не как старшего с младшими, а как равного с равным. Должна признаться, не всегда получалось. Часто хотелось вмешаться в работу ребенка, если он делал что-то не так, как мне казалось. Хотелось вмешаться в спор двух детей, развести своей твердой взрослой рукой спорщиков, но в последний момент останавливала себя; пусть дети сами разберутся, договорятся между собой. Ведь умению договариваться, не доводить дело до конфликта, находить пути мирного решения спорных ситуаций – этому тоже необходимо учиться. Главную свою задачу в развитии речи детей я, как учитель Монтессори, вижу в том, чтобы научить детей использовать все средства языка (мимика, жест, речь и др.) для общения с другими членами коллектива. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Для этого на занятиях мы с детьми изучаем творчество писателей, поэтов, композиторов, художников.
В качестве примера привожу перспективное планирование по теме: “А.С.Пушкин – национальное достояние”.
Типы занятий | Тема занятия | Форма работы |
1. Занятие по сообщению новых знаний. |
1. Биография А.С.Пушкина. |
1. Отбор материалов для оформления
выставки о Пушкине А.С. 2. Знакомство детей с прозой, стихотворениями, поэмами А.С.Пушкина. |
2. Обучение рассказыванию. |
Сказки Пушкина.
|
Чтение детям сказок Пушкина.
|
3. Знакомство с художественной литературой. | Стихи, поэмы, проза Пушкина.
|
1. Заучивание наизусть : “Буря мглою
небо кроет…” “Ветер по морю гуляет…” “Ель растет перед дворцом” 2. Чтение поэмы “Руслан и Людмила”. |
4. Комплексные занятия.
|
1. “Унылая пора-очей очарованье!” Ознакомление с окружающим миром. |
1. Чтение стихотворений Пушкина об
осени. 2. Составление описательных рассказов об осени. 3. Работа с “часами года”. |
2. “Мороз и солнце – день чудесный”. Зимние забавы, ознакомление с окружающим. а) “Крещенский вечерок”. Ознакомление с окружающим: труд и социальные явления жизни. |
1. Ознакомление с русским фольклором. 2. Знакомство с зимними праздниками, обычаями русского народа: “Рождество”, “Новый год”. 3. Хозяйственно- бытовой труд: выпечка с детьми рождественских печений. |
|
3. “С улыбкой ясною природа сквозь сон
встречает утро года” а) Птицы. |
1. Праздник “Пасха”. 2. Стихотворение “На волю птичку выпускаю”. 3. Расписывание пасхальных яиц с детьми. 4. Народные игры: катание яиц. |
|
4. Язык пушкинских произведений. | 1. Ребусы, кроссворды, рифмы. | |
5. “Пушкин и музыка”. Знакомство с музыкальными произведениями на стихи и по сюжетам произведений Пушкина” |
1. Слушание романсов, отрывков из
опер. 2. Знакомство с композиторами: а) Римский – Корсаков “Сказка о
царе Салтане”. |
|
Итоговые занятия. | 1. “ Музыкальный салон”. 2. “Поле чудес” |
Изученный материал. |
Итоговое занятие, посвященное творчеству А.С.Пушкина.
“Музыкальный салон”
Тема занятия: “Творчество А.С.Пушкина в музыке”.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.
- Познакомить с творчеством композитора Римского-Корсакова.
- Расширять словарный запас детей.
- Учить слушать и чувствовать музыкальные произведения.
Зал оформлен в стиле Пушкинских времен: красивые шторы на окнах, канделябры на столах. Девочки и мальчики одеты торжественно.
Девочки и мальчики торжественно входят в зал под музыку полонеза, рассаживаются по местам.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном салоне. Сегодня наша встреча посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина в музыке. Я предлагаю послушать романс на стихи Пушкина. (Воспитатели исполняют романс “Я вас любил”).
Воспитатель: Мы прослушали романс. Скажите, во время исполнения романса стихи читают или поют? (Ответы детей) Романс – это стихи + музыка. (Воспитатель вывешивает табличку “романс”.)
Воспитатель: (вывешивает таблички “опера” и “ария”). Ребята, опера – музыкальный спектакль, где герои не разговаривают, а поют. Некоторые герои поют долго, такое пение – ария. Арию исполняют мужчины и женщины. Как вы думаете, арию царя Салтана кто будет петь? (Мужчина). Какие герои в “Сказке о царе Салтане” будут петь женскими голосами? (Включается ария царевны Лебедя. Взрослый в костюме лебедя танцует).
Воспитатель: Есть герои в опере – сказке, которые говорить не умеют – это птицы, животные и даже насекомые. За них в опере “поют” инструменты. В “Сказке о царе Салтане” есть такие персонажи – они не поют, но мы их слышим. О ком идет речь? (Дети слушают пьесу “Полет шмеля” музыка Римского-Корсакова. Ребенок в костюме шмеля изображает полет.)
Воспитатель: Пушкин писал сказку о царе Салтане по мотивам народных сказок, которые ему рассказывала в детстве няня. Композитор Римский – Корсаков написал оперу по сказке Пушкина и в этой опере звучат народные мотивы. (Звучит мелодия “Во саду ли в огороде”)
Воспитатель: ребята, чья это тема в опере звучит сейчас? (Белочка). А ведь это русская народная песня “Во саду ли в огороде”. ( Девочки поют и водят хоровод. Мальчики играют мелодию на музыкальных инструментах)
Воспитатель: Девочки сейчас водили хоровод, то есть пели хором. Когда один человек поет в опере – это ария. А если два героя оперы поют – это дуэт. (Вывешивается табличка со словом “ария”.) Дети слушают фрагмент дуэта из оперы.
Воспитатель: Сегодня мы много говорили об опере. А где обычно ставят оперы? (На сцене).
В какой одежде герои выступают? (В театральных костюмах.) Артисты выступают на сцене. Сцена украшается декорациями. По декорациям можно определить, какое действие оперы будет происходить.
– Итак, скажите арии каких персонажей мы слушали?
– Какие герои пели дуэт?
– Как мы узнали о шмеле? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Ну что ж, наш салон сегодня заканчивает свою работу. До скорой встречи на следующем салоне. (Дети под музыку выходят из зала).