Развитие коммуникативной функции речи детей путем использования методики Марии Монтессори

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь – чудесный дар, которым обладает человек. С помощью речи люди общаются друг с другом, создают художественные произведения и научные труды, обмениваются мыслями, идеями. В обществе во все времена ценились люди, обладающие грамотной речью, умеющие увлечь, убедить окружающих в своей правоте, иначе говоря, сегодня о таких людях говорят, что они обладают высокой коммуникативной компетентностью. Конечно, было бы ошибочно считать, что речь дарована человеку с рождения свыше в готовом виде. Много времени пройдет, прежде чем ребенок произнесет первые звуки, затем первые слова, первое осмысленное предложение. Какую радость и умиление вызывает у родителей первое слово ребенка. Сколько усилий и труда придется приложить родителям, чтобы воспитать высокообразованного человека, обладающего всеми богатствами родного языка. Конечно, не всегда и не у каждого родителя это получается. Тогда родители приводят своих детей в детский сад, надеясь, что здесь их научат очень многому; в том числе и правильно говорить, общаться с окружающими людьми, рассуждать, делать выводы, спрашивать и находить ответы. Здесь научат самому главному: жить среди людей.

Наш детский сад комбинированного вида № 25 города Усолье-Сибирское посещают дети и с нарушениями речи. Я работаю в этом саду учителем Монтессори. У нас оборудован класс Монтессори, в котором есть различные развивающие Монтессори – материалы. Ребенок, погруженный в Монтессори – среду имеет больше возможности самостоятельно выбирать материал, темп работы с ним, партнера для совместной работы, попросить помощь или отказаться от нее. Это способствует развитию активности, самостоятельности, умению принимать решения, умению договариваться с партнером по работе, умению сказать “нет” в нужный момент.

Марию Монтессори часто обвиняют в том, что ее методика не развивает речь ребенка, что она якобы призывает как можно меньше говорить с детьми: “Учитель, веди счет словам своим”. Но, как сказал кто – то из великих: “Умение говорить иногда мешает умению слушать”. Речь учителя ни в коем случае не должна преобладать над речью детей в классе или в группе. Многие учителя считают, что голос учителя должен звучать громко и назидательно. Вот что ответил мне один из “громогласных” учителей – мужчин на мой призыв говорить тише во время занятий: “Как же вы ведете занятия? Вас же никто не услышит!”. Вряд ли такой учитель будет добрым другом ученикам, их соратником в борьбе за знания.

На занятиях же в классе Монтессори дети учатся общению друг с другом, с другими членами коллектива. Конечно, прежде чем учить детей способам общения с другими людьми, я должна была прежде всего пересмотреть свое отношение к детям не как старшего с младшими, а как равного с равным. Должна признаться, не всегда получалось. Часто хотелось вмешаться в работу ребенка, если он делал что-то не так, как мне казалось. Хотелось вмешаться в спор двух детей, развести своей твердой взрослой рукой спорщиков, но в последний момент останавливала себя; пусть дети сами разберутся, договорятся между собой. Ведь умению договариваться, не доводить дело до конфликта, находить пути мирного решения спорных ситуаций – этому тоже необходимо учиться. Главную свою задачу в развитии речи детей я, как учитель Монтессори, вижу в том, чтобы научить детей использовать все средства языка (мимика, жест, речь и др.) для общения с другими членами коллектива. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Для этого на занятиях мы с детьми изучаем творчество писателей, поэтов, композиторов, художников.

В качестве примера привожу перспективное планирование по теме: “А.С.Пушкин – национальное достояние”.

Типы занятий Тема занятия Форма работы

1. Занятие по сообщению новых знаний.

1. Биография А.С.Пушкина.
2. Жанры литературного творчества Пушкина.

1. Отбор материалов для оформления выставки о Пушкине А.С.
2. Знакомство детей с прозой, стихотворениями, поэмами А.С.Пушкина.

2. Обучение рассказыванию.

Сказки Пушкина.

 

Чтение детям сказок Пушкина.

 

3. Знакомство с художественной литературой. Стихи, поэмы, проза Пушкина.

 

1. Заучивание наизусть : “Буря мглою небо кроет…” “Ветер по морю гуляет…” “Ель растет перед дворцом”
2. Чтение поэмы “Руслан и Людмила”.
4. Комплексные занятия.

 

1. “Унылая пора-очей очарованье!”
Ознакомление с окружающим миром.
1. Чтение стихотворений Пушкина об осени.
2. Составление описательных рассказов об осени.
3. Работа с “часами года”.
2. “Мороз и солнце – день чудесный”.

Зимние забавы, ознакомление с окружающим.

а) “Крещенский вечерок”.
б) “Рождество”.
в) “Зима! Крестьянин торжествуя…”

Ознакомление с окружающим: труд и социальные явления жизни.

1. Ознакомление с русским фольклором.
2. Знакомство с зимними праздниками, обычаями русского народа: “Рождество”, “Новый год”.
3. Хозяйственно- бытовой труд: выпечка с детьми рождественских печений.
3. “С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года”

а) Птицы.
б) Пробуждение природы.
в) Знакомство с народными праздниками.

1. Праздник “Пасха”.
2. Стихотворение “На волю птичку выпускаю”.
3. Расписывание пасхальных яиц с детьми.
4. Народные игры: катание яиц.
4. Язык пушкинских произведений. 1. Ребусы, кроссворды, рифмы.
5. “Пушкин и музыка”.

Знакомство с музыкальными произведениями на стихи и по сюжетам произведений Пушкина”

1. Слушание романсов, отрывков из опер.
2. Знакомство с композиторами:

а) Римский – Корсаков “Сказка о царе Салтане”.
б) Чайковский “Пиковая дама”.
в) Слушание записей сказок Пушкина с музыкальным сопровождением современных композиторов.

Итоговые занятия. 1. “ Музыкальный салон”.
2. “Поле чудес”
Изученный материал.

Итоговое занятие, посвященное творчеству А.С.Пушкина.

“Музыкальный салон”

Тема занятия: “Творчество А.С.Пушкина в музыке”.

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.
  2. Познакомить с творчеством композитора Римского-Корсакова.
  3. Расширять словарный запас детей.
  4. Учить слушать и чувствовать музыкальные произведения.

Зал оформлен в стиле Пушкинских времен: красивые шторы на окнах, канделябры на столах. Девочки и мальчики одеты торжественно.

Девочки и мальчики торжественно входят в зал под музыку полонеза, рассаживаются по местам.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном салоне. Сегодня наша встреча посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина в музыке. Я предлагаю послушать романс на стихи Пушкина. (Воспитатели исполняют романс “Я вас любил”).

Воспитатель: Мы прослушали романс. Скажите, во время исполнения романса стихи читают или поют? (Ответы детей) Романс – это стихи + музыка. (Воспитатель вывешивает табличку “романс”.)

Воспитатель: (вывешивает таблички “опера” и “ария”). Ребята, опера – музыкальный спектакль, где герои не разговаривают, а поют. Некоторые герои поют долго, такое пение – ария. Арию исполняют мужчины и женщины. Как вы думаете, арию царя Салтана кто будет петь? (Мужчина). Какие герои в “Сказке о царе Салтане” будут петь женскими голосами? (Включается ария царевны Лебедя. Взрослый в костюме лебедя танцует).

Воспитатель: Есть герои в опере – сказке, которые говорить не умеют – это птицы, животные и даже насекомые. За них в опере “поют” инструменты. В “Сказке о царе Салтане” есть такие персонажи – они не поют, но мы их слышим. О ком идет речь? (Дети слушают пьесу “Полет шмеля” музыка Римского-Корсакова. Ребенок в костюме шмеля изображает полет.)

Воспитатель: Пушкин писал сказку о царе Салтане по мотивам народных сказок, которые ему рассказывала в детстве няня. Композитор Римский – Корсаков написал оперу по сказке Пушкина и в этой опере звучат народные мотивы. (Звучит мелодия “Во саду ли в огороде”)

Воспитатель: ребята, чья это тема в опере звучит сейчас? (Белочка). А ведь это русская народная песня “Во саду ли в огороде”. ( Девочки поют и водят хоровод. Мальчики играют мелодию на музыкальных инструментах)

Воспитатель: Девочки сейчас водили хоровод, то есть пели хором. Когда один человек поет в опере – это ария. А если два героя оперы поют – это дуэт. (Вывешивается табличка со словом “ария”.) Дети слушают фрагмент дуэта из оперы.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили об опере. А где обычно ставят оперы? (На сцене).

В какой одежде герои выступают? (В театральных костюмах.) Артисты выступают на сцене. Сцена украшается декорациями. По декорациям можно определить, какое действие оперы будет происходить.

– Итак, скажите арии каких персонажей мы слушали?

– Какие герои пели дуэт?

– Как мы узнали о шмеле? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Ну что ж, наш салон сегодня заканчивает свою работу. До скорой встречи на следующем салоне. (Дети под музыку выходят из зала).