Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: презентация, атласы-определители, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Сообщение темы и целей урока.
Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». (Слайд 2)
II. Проверка домашнего задания
– Почему люди называют землю «кормилицей»?
Игра-конкурс
(Игра проводится между всеми ребятами. Побеждает тот, кто знает больше пословиц и загадок о земле-кормилице.)
– О чем вы узнали из рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами»? (Рассказы учеников, дополнения.)
– Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1. Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя;
в) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина;
в) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет; г) 1-2 года.
9. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
10. Найдите ошибки в тексте:
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
III. Работа над новой темой
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
…. густой стоит.
– Какое слово пропущено? (Лес) (Слайд 3)
– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)
–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)
– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) (Слайд 4)
– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)
– Запишите цепи питания.
– Подробнее познакомимся с растениями леса:
– Ель, осина. (Слайд 5)
– Дуб, сосна. (Слайд 6)
Грибы: – Подберёзовик, белый гриб. (Слайд 7)
– Подосиновик, лисички. (Слайд 8)
– Сыроежки, опята. (Слайд 9)
– Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)
– Каких вы знаете животных леса?
– Кабан, лось, белка. (Слайд 10)
– Медведь ,волк, лиса. (Слайд 11)
– Птицы: Дрозд, иволга, Дятел, кукушка. (Слайд 12)
– Животные почвы: Лесная мышь, полёвка. (Слайд 13)
– Короед, дождевой червь. (Слайд 14)
– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
– Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
– Какие животные встречаются в нашем крае?
– Какие из них живут на деревьях?
– Какие ведут наземную жизнь?
– А какие обитают в почве?
– Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
– Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.) (Показать муляжи грибов).
– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
– Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
– Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
– Приведите примеры, используя атлас-определитель.
IV. Физкультминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце
– Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит: «Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»
V. Продолжение изучения новой темы
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
– Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
– Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом)
VI. Закрепление изученного
– Приведите примеры природного равновесия в лесу.
(Далее выполняется задание «Подумай!» (стр. 180-181))
VII. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Домашнее задание
- Стр. 175-182.
- Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.
– О чем самом главном мы должны помнить?
– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:
Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки! (Слайд 15)