Методическая разработка урока окружающего мира для 4-го класса (А.А. Плешаков) "Жизнь леса. Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: презентация, атласы-определители, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

Сообщение темы и целей урока.

Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». (Слайд 2)

II. Проверка домашнего задания

– Почему люди называют землю «кормилицей»?

Игра-конкурс

(Игра проводится между всеми ребятами. Побеждает тот, кто знает больше пословиц и загадок о земле-кормилице.)

– О чем вы узнали из рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами»? (Рассказы учеников, дополнения.)

– Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...

а) черноземы;                           б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;                 г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре;                               б) в лесной зоне;

в) в степях;                              г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка;                                   б) перегноя;

в) глины;                                  г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода;                                   б) воздух;

в) камни;                                  г) соли.

5.  Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок;                                   б) глина;

в) перегной;                              г) ил.

6. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в)  проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет;                         б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет;                        г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б)  внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в)  почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

10. Найдите ошибки в тексте:

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

III. Работа над новой темой

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
…. густой стоит.

– Какое слово пропущено? (Лес) (Слайд 3)

– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)

– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)

–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)

– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) (Слайд 4)

– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)

– Запишите цепи питания.

– Подробнее познакомимся с растениями леса:

– Ель, осина.  (Слайд 5)

– Дуб, сосна.  (Слайд 6)

Грибы: – Подберёзовик, белый гриб. (Слайд 7)

 – Подосиновик, лисички.  (Слайд 8)

– Сыроежки, опята.  (Слайд 9)

– Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

Каких вы знаете животных леса?

–  Кабан, лось, белка. (Слайд 10)

– Медведь ,волк, лиса. (Слайд 11)

Птицы: Дрозд, иволга, Дятел, кукушка. (Слайд 12)

– Животные почвы: Лесная мышь, полёвка. (Слайд 13)

Короед, дождевой червь. (Слайд 14)

А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)

Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

Какие животные встречаются в нашем крае?

Какие из них живут на деревьях?

Какие ведут наземную жизнь?

А какие обитают в почве?

Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)

Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)  (Показать муляжи грибов).

Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

– Приведите примеры, используя атлас-определитель.

IV. Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце
– Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит: «Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

V. Продолжение изучения новой темы

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

– Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

– Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом)

VI. Закрепление изученного

– Приведите примеры природного равновесия в лесу.

(Далее выполняется задание «Подумай!» (стр. 180-181))

VII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

  • Стр. 175-182.
  • Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

– О чем самом главном мы должны помнить?

– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:

Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки! (Слайд 15)